Дорожные хлопоты

Что решили по поводу иркутских дорог глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт и депутат Госдумы Сергей Тен?

Привести все федеральные автомобильные трассы в России в нормативное состояние до конца 2018 года — такую задачу ставит Росавтодор перед всеми подконтрольными ему организациями. «Уже в текущем году в среднем по стране планируем достичь по этому показателю цифры в 72 процента, — уверен Роман Старовойт. — Иркутская область в данный момент немного отстает от общероссийских темпов — здесь в нормативном состоянии находятся лишь чуть больше половины существующих дорог. Так что предстоит большая работа». 

Убрать тещин язык

Возглавляемая Романом Старовойтом московская делегация в минувшие выходные проехала по трассе Р-258 «Байкал» — ознакомилась с ходом работ по реконструкции путепровода через железную дорогу на 96-м километре, осмотрела наиболее проблемные участки с 26-го по 55-й км.

Как отметил сопровождавший главу Росавтодора в этой поездке депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по транспорту Сергей Тен, наиболее актуальным на сегодня является вопрос о ликвидации самого опасного участка трассы — так называемого тещиного языка.

— Учитывая возрастающую интенсивность движения, это «бутылочное горлышко» — самое узкое и проблемное место на федеральной трассе «Байкал», — пояснил депутат. — В зимний период грузовой транспорт имеет проблемы с преодолением имеющихся уклонов. Нередки случаи, когда из-за аварий большегрузов здесь возникали многокилометровые пробки.

По словам Сергея Юрьевича, сегодня готовы под реконструкцию два участка трассы — с 26-го по 47-й км (стоимость 3,656 млрд руб.) и с 47-го по 55-й км (стоимостью 1,953 млрд руб.). Второй отрезок и есть тот самый пресловутый тещин язык. Его и необходимо приводить в нормативное состояние в первую очередь, иначе нет смысла говорить о строительстве обходов городов.

Дорожный сервис — в массы

В рамках визита в Култуке Слюдянского района состоялось совещание на тему «Развитие дорожного сервиса на федеральных дорогах Иркутской области и Республики Бурятия». Как было отмечено, в большинстве регионов России на ключевых магистралях на данный момент наблюдается малопривлекательная картина — можно проехать сотни километров и не обнаружить каких-либо признаков придорожного сервиса: ни заправок, ни кафе, ни отелей. Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, в Федеральном дорожном агентстве разработали концепцию, реализация которой сделала бы федеральные обочины привлекательными для бизнеса.

— Сегодня объекты дорожного сервиса вдоль федеральных трасс не в полной мере отвечают потребностям участников дорожного движения, — заявил Роман Старовойт. — Автозаправки, магазины, мотели и станции техобслуживания стихийно разбросаны по всей федеральной дорожной сети. По существующим нормативам такого быть не должно. Мы разработали единую Концепцию развития придорожного сервиса на федеральных трассах. Построить дорогу, привести ее в нормативное состояние мало — надо создавать комфортные условия для автомобилистов. Наша задача сегодня — объяснить и администрациям районов, и представителям малого бизнеса, кто хотел бы начать и продолжить свою работу на федеральных трасах, какие условия и какие требования мы предъявляем. И главное — ждем предложений по развитию придорожного сервиса именно от муниципалитетов. Мы готовы работать над ними в тесном и конструктивном ключе.

— В Государственной думе РФ с особым, так скажем, пристрастием обсудили предлагаемые Росавтодором нововведения, — подчеркнул в свою очередь Сергей Тен. — От реализации проекта в первую очередь должны выиграть жители поселков, находящихся вблизи федеральных дорог. Должны быть учтены интересы представителей малого бизнеса, жизнь которого зависит от дороги. Поэтому в итоговом документе нашего Экспертного совета комитета по транспорту ГД РФ отдельно выделены пункты взаимодействия региональной власти и муниципалитетов с Росавтодором, поддержки инициатив по созданию объектов придорожного сервиса социальной направленности — фермерских рынков. Они должны стать цивилизованной формой торговли продукцией личных подсобных хозяйств и с максимальной отдачей участвовать в реализации экономического потенциала территорий, прилегающих к автомобильным дорогам.

«Платон» нам поможет

Пустить все транзитные автомобили мимо Иркутска, через большое транспортное кольцо — такую сверхзадачу должен решить проект «Строительство участка автомобильной дороги от объездной дороги Ново-Ленино до объездной дороги Университетский — Первомайский». Сейчас основной автопоток проходит через Глазковский мост и далее через центр города.

— Заявленный проект предусматривает одновременную связку федеральных автодорог Р-258 «Байкал» и Р-255 «Сибирь », — отметил депутат Госдумы Сергей Тен. — Объездная дорога предполагает наличие мостового перехода через реку Иркут, а также левобережный и правобережный подходы с развязками. Примерная стоимость объекта 11,5 млрд рублей. Администрация Иркутска предполагает построить его на принципах государственно-частного партнерства. Что касается проекта, это не первая наша рабочая встреча. Мы общались здесь с руководителем департамента Федерального дорожного агентства Еленой Семеновой, она приезжала сюда и в рамках ежегодного форума «Транспорт и дороги Сибири». Был подписан протокол совещания у председателя правительства Иркутской области Александра Битарова, создана рабочая группа по реализации данного проекта.

Объект надо форматировать как проект государственно-частного партнерства, согласился глава «Росавтодора» Роман Старовойт и предложил один из вариантов финансового решения данного вопроса.

— Скоро год, как введена система взимания платы «Платон» на федеральных трассах Российской Федерации, которая функционирует в штатном режиме, — сказал он. — На сегодняшний момент более 10 млрд руб. поступило в федеральный дорожный фонд. Из этих средств уже реализуются конкретные проекты в более чем 40 субъектах РФ. Буквально 2 дня назад я был в Петрозаводске республики Карелия, мы заложили капсулу в месте, где на средства «Платона » начато строительство Гоголевского путепровода. Сегодня можно ответственно заявлять, что средства распределяются на понятные конкретные проекты и их перечень общедоступен. Методика отбора таких проектов утверждена комиссией по транспорту Правительства РФ, она опубликована на нашем сайте, с ней любой желающий может ознакомиться. Все субъекты Российской Федерации, которые претендуют на эти средства, могут готовить свои предложения. Мы с коллегами договорились, что будем работать и дальше.

— В данный момент область находится в начальной стадии подготовки документации по объекту «Строительство участка автомобильной дороги от объездной Ново-Ленино до объездной Университетский — Первомайский », — отметил Сергей Тен. — Дорога является участком большого внутреннего кольца Иркутска, предусмотренного генпланом города. Сегодня мы рассмотрели проект и наметили пошаговую его реализацию. У области есть шанс получить порядка 50% от его стоимости из федерального бюджета, а это более 5 млрд руб.