Должникам ставят заглушки на канализацию

Вы все еще считаете, что мыться из тазика из-за отсутствия горячей воды — верх коммунального дискомфорта? Вероятно, вы просто являетесь честным плательщиком за услуги ЖКХ и потому не знаете о новом методе борьбы с должниками, который начали применять с февраля нынешнего года в Иркутске. Теперь повышать сознательность потребителей решили через унитаз.

Накопил долг — перекроют канализацию, и тут уж никакой тазик не поможет. Коммунальщики говорят, что этот довод оказался для забывчивых плательщиков очень убедительным — на нововведение, которое способно быстро испортить домашнюю атмосферу, они реагируют почти мгновенно. О том, как перекрыть отдельно взятый унитаз и как на это реагирует его владелец, — сегодня в «Пятнице».

Пенсионерка Татьяна Петровна живет на улице Александра Невского в Октябрьском районе Иркутска. Женщина платит за услуги ЖКХ всегда вовремя, чего не скажешь о ее соседях: «Наш дом уже старый, его давно нужно отремонтировать — и подъезды покрасить, и двери в подвал обновить, и крышу подлатать. Но, когда мы обращаемся со своими проблемами в управляющую компанию, нам отвечают — денег на ремонт нет. Все потому, что в доме живет несколько злостных должников. Приличные с виду люди, не бедные, но платить вовремя за жилье и коммунальные услуги не хотят. Ни уговоры на них не действуют, ни требования. В итоге страдаем мы все».

Вполне вероятно, что вскоре ситуация в доме Татьяны Петровны изменится в лучшую сторону. По словамзаместителя директора по сбыту иркутского МУП «Водоканал» Вадима Кузнецова, действующее законодательство позволяет поставщикам ресурсов ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги: «Вначале потребитель получает письменное уведомление о наличии долга, его размерах и сроках погашения. Если в течение 30 дней никаких действий с его стороны не последует, ресурсоснабжающая организация после повторного уведомления через три дня вправе ограничить или приостановить коммунальную услугу».

Любимая отговорка должников «Меня не было дома, ничего не знаю» или «Дверь не открою, я никого не жду» не поможет. Чтобы поставить заглушку на систему канализации, специалистам не нужно заходить в квартиру.

— Процедура выполняется через фановый выпуск на чердаке зданий с применением аппарата «Глот». Данное оборудование оснащено видеокамерой, с помощью которой точно определяется место расположения заглушки в системе канализации только в квартире должника. Возобновление работы канализации осуществляется в течение двух календарных дней со дня погашения задолженности. Кстати, помимо суммы основного долга собственник квартиры будет обязан компенсировать затраты ресурсоснабжающей организации, которые она понесла на установку и демонтаж заглушки. Ориентировочная стоимость таких работ составляет около пяти тысяч рублей, — поясняет Вадим Кузнецов.

На этой неделе заглушки в трубы, которые блокируют сливы, устанавливали в жилых домах, расположенных на территории бывшего ИВВАИУ. Сейчас долг местных жителей составляет порядка десяти миллионов.

У одного из них — Сергея Ивановича (имя и отчество героя изменены. — Авт.) накопилось больше двухсот тысяч долга. Достучаться до совести этого собственника не получилось ни у юристов, ни у судей. «Денег нет, платить нечем», — говорит он через дверь и на этом обрывает разговор. На предупреждение об ограничении в ближайшее время коммунального ресурса мужчина не отреагировал никак, видимо, решив никого в свою квартиру не впускать. Вот только он не догадывался — чтобы поставить заглушку и тем самым перекрыть слив в унитазе, доступа в квартиру не требуется.

Иркутские предприниматели, которые устанавливают это устройство в канализационные люки, выполняют всю работу за считанные минуты. Для этого им достаточно получить доступ на чердак, прикрепить заглушку к специальному оборудованию, оснащенному шлангом, а затем опустить приспособление по трубе до нужного этажа.

— Мимо не промахнемся — все делается под контролем видеокамеры, которая выводит на монитор внутреннюю поверхность канализационной трубы на всем ее протяжении: от чердака до подвала, — рассказывают специалисты.

После этого поведение большинства должников резко меняется. «При первом использовании сливного бачка может создаться впечатление, что засорился унитаз — вода перестает стекать и вместе со всем содержимым канализационной системы постепенно поднимается вверх. Чем больше сливов, тем выше уровень стоков. Через некоторое время из-за переполнения системы то же самое начинает происходить в ванной и на кухне», — рассказывают исполнители работ.

При этом уже в первые сутки атмосфера в доме начинает стремительно портиться — неприятный запах превращается в стойкое зловоние. Все продолжается до извлечения заглушки из трубы.

— Из первой партии должников, а их было сорок человек, почти тридцать начали выплачивать деньги уже после получения письменного уведомления о том, что коммунальная услуга по водоотведению будет ограничена. График погашения задолженности мы проработали с каждым индивидуально, в том числе предоставляли рассрочки на срок от 6 до 18 месяцев. К остальным должникам после трехкратного письменного уведомления начали применять эту меру, — рассказывает юрист управляющей компании «Авиатор-Сибирь» Николай Жигалов.

Сейчас специалисты этой управляющей компании, которая обслуживает дома на территории бывшего ИВВАИУ, приступили к рассылке уведомлений о задолженности и предполагаемом отключении коммунальной услуги следующей партии неплательщиков — их также около сорока человек. После первой информационной волны пришли рассчитаться по долгам только пятеро. Но, возможно, уже в ближайшие дни их станет больше, все-таки сарафанное радио работает у нас прекрасно, а городок, о котором идет речь, как маленькое государство — многие люди хорошо друг друга знают.

Но в целом по городу статистика такая: из каждых пяти должников, которым установили заглушки на канализацию, двое начинают погашать долги почти сразу. Остальные пытаются избавиться от помехи комфорту подручными средствами. Кстати, рекорд, который установили иркутские должники, — две недели без унитаза. Как они выкручивались из положения и что делали с запахом, совершенно непонятно.

Между тем сотрудники УК «Авиатор-Сибирь» констатируют — с каждым годом количество должников увеличивается: «Мы с коллегами вспоминали советские времена — вроде бы никаких особых мер давления на совесть должников там не было, но большинство людей платили за квартиру вовремя. А сейчас почему-то вполне обеспеченные, работающие люди позволяют себе накопить большие долги и, только теряя комфорт, начинают платить за услуги ЖКХ. Нам в такой ситуации работать очень непросто. Вместо того чтобы делать текущий ремонт, проводить работы по благоустройству, вынуждены снимать деньги с этих статей и направлять их поставщикам ресурсов».

К сожалению, многие должники считают, что блага в квартире в виде холодной воды и водоотведения — это обязанность государства. Да, обязанность в части сделать доступными эти блага, но своевременно и полновесно оплачивать их — это обязанность каждого, кто ими пользуется.

На сегодняшний день долг иркутян только перед одним поставщиком коммунальных ресурсов — МУП «Водоканал» составляет 278,5 млн рублей. Это ориентировочная сумма трехмесячного потребления холодного водоснабжения и использования услуги централизованного водоотведения населением всего города.

Структура долга выглядит так: за управляющими компаниями числится 252 млн рублей, за ЖСК, ТСЖ — 16,5 млн, за ведомственным жильем — 5,4, за жилищными организациями, находящимися в процедуре банкротства, — 3,6 млн рублей.

ОЛЬГА МИРОШНИЧЕНКО, miol@pressa.irk.ru. Фото автора

Загрузка...