Долги встречают юбилей

Компания, выполнившая ремонт полосы Киренского аэропорта, ждет оплаты с сентября прошлого года

Один из самых востребованных аэропортов Восточной Сибири находится в 680 километрах от Иркутска — в Киренске, о котором так и говорят: город летчиков и речников. Справедливости ради надо сказать, что из глубинки на Большую землю существует наземное сообщение. Ключевое слово в предыдущей фразе — «существует». За 18 часов тряски, глотания пыли и борьбы со страхом, что водитель может уснуть или клюнуть носом в самый неподходящий момент (маршрутчики ездят без напарников), значимость воздушной трассы в сознании обычного пассажира возрастает в геометрической прогрессии. Более веские аргументы в пользу самолетов и вертолетов приведут жители соседних районов, воздушные линии которых обслуживает аэропорт.

В первую очередь географическое положение Киренского аэропорта предопределило широкую сферу его деятельности.

Начиная с 40-х годов прошлого столетия аэропорт Киренска являлся важнейшим пунктом перегона самолетов союзников с Аляски на фронт, а затем — неотъемлемым звеном воздушной трассы, ведущей в Якутию.

Находясь в центре северных районов, он обслуживает пять из них, имеет помимо Киренска три приписных аэропорта (Ербогачен, Казачинск, Жигалово) и порядка 15 посадочных площадок, состоящих на балансе предприятия.

Киренские пилоты выполняют чартерные пассажирские перевозки в отдаленные северные точки, поднимают в воздух машины по заявке специалистов медицины катастроф, охраны лесов, спасателей и так далее.

В советский период на полу­острове, омываемом Леной и Киренгой, базировалась большая пассажирская эскадрилья, улететь в соседний район, а также в областной центр не составляло никакого труда. Цену на билеты того периода не стоит и упоминать, дабы не травмировать психику современников. Время шло, менялись управляющие организации, постепенно численность летного парка снизилась, стала ветшать и бетонная полоса, которой уделялось все меньше внимания.

Начиная с 2012 года и по настоящий момент оператором аэропорта является ООО «Аэропорт Киренск» (входит в группу компаний «Истлэнд»).

Весной прошлого года стало окончательно понятно, что взлетке требуется капитальный ремонт, иначе, кроме вертолетов, она не сможет принимать другие воздушные суда. Выбор в качестве исполнителя работ пал на ООО «Трамэск». Подрядчик прошел проверку службами безопасности и финансового контроля ООО «Транснефть — Восток» в Москве, поскольку нефтяники едва ли не больше всех остальных заинтересованы в безупречной работе воздушной гавани. Подписанный ООО «Трамэск» (Подрядчик) в лице директора В.В.Сыроватки, ООО «Аэропорт Киренск» (Заказчик) в лице директора И.В.Катицына и благотворительным фондом развития Киренского района «Благодать» (Фонд) в лице директора С.Ф.Дорожко договор № 2805/15 от 28 мая 2015 г. предусматривал плату за выполненную работу в два этапа. Первый транш на счет подрядчика поступил после положительного заключения проверочной комиссии.

— Перед вторым этапом ремонта полосы у нас возник вполне резонный вопрос: когда будет произведен окончательный расчет? — рассказывает директор ООО «Трамэск» Виталий Сыроватка. — Руководство аэропорта, министерство ЖКХ Иркутской области гарантировали своевременную оплату работ при условии положительных результатов экспертизы, в свою очередь убеждая нас не приостанавливать работы по ремонту взлетной полосы. При этом гарантийные письма нашей компании ответственные лица представить не сочли нужным. Заверили на словах: «Деньги будут!» — тем и ограничились. Понимая необходимость работающего аэропорта, сознавая ответственность перед жителями Киренского района, мы поверили чиновникам на слово и выполнили работы 26 сентября 2015 года. Что дальше? Взлетная полоса обрела вторую жизнь, аэропорт регулярно впускает и выпускает воздушные суда, а тема второго транша, как и обещания о своевременной оплате работ, постепенно отошла на второй план. Повторим, ремонт взлетки был завершен 26 сентября 2015 года. Сегодня на календаре апрель 2016 года.

По мнению Виталия Сыроватки, интерес заказчиков к исполнителю заметно угас, на все запросы — неопределенный ответ: «Ждите».

Между тем в адрес ООО «Трамэск» поступают претензии от кредиторов, предоставивших услуги и материалы для ремонта полосы под гарантию оплаты по окончании работ; более того, часть претензий, переданных в суд на взыскание долгов, уже подтверждена решением суда, и с 16 апреля 2016 года предприятие получит исполнительный лист на расчетный счет на списание более миллиона рублей. Данная мера парализует текущую деятельность предприятия, исполняющего в настоящий момент социально значимые для Киренска работы. Над коллективом, добросовестно выполнившим заказ, нависла угроза банкротства.

— Пять с лишним лет мы зарабатывали репутацию надежной компании, заслужили доверие и положительные отзывы таких заказчиков, как ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения РФ», ООО «БМУ ГЭМ», ЗАО «Системы вторичной радиолокации», ЗАО «Авиационное радиотехническое оборудование», ООО «Аэропорт Киренск», администрация Казачинско-Ленского муниципального района, администрация Киренского городского поселения и других, — говорит Виталий Сыроватка. — Но получилось так, что мы стали заложниками собственной ответственности и порядочности. Невыплаченная сумма существенна и способна изменить судьбу предприятия, к сожалению, не в лучшую сторону.

От имени коллектива обращаюсь к губернатору Иркутской области Сергею Георгиевичу Левченко, министру экономического развития Оксане Вячеславовне Тетериной, министру жилищной политики, энергетики и транспорта области Андрею Петровичу Капитонову, директору ООО «Аэропорт Киренск» Ивану Владимировичу Катицыну, мэру Киренского района Кириллу Викторовичу Свистелину: поддержите ООО «Трамэск» — помогите получить заработанные деньги!

  • Что говорят в правительстве Иркутской области?

 Андрей Никитин, заместитель министра — начальник управления водного, воздушного, железнодорожного транспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области:

— Все имущество аэропорта города Киренска на праве хозяйственного ведения закреплено за ФГУП «Киренское авиационное предприятие». Взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, места стоянок авиалайнеров, перрон и другие плоскостные сооружения, которые находятся в федеральной собственности, дважды побывали под затоплением весенними паводками и требуют глубокой реконструкции. Средства на их ремонт можно получить через федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010—2020 годы».

Имущество аэропорта, за исключением взлетно-посадочной полосы, передано в аренду ООО «Аэропорт Киренск» (структура ООО УК «Истлэнд»). Большую долю пассажирских перевозок составляют чартерные рейсы, которые перевозят сотрудников различных нефтяных компаний, работающих на севере Иркутской области вахтовым методом. Авиакомпания «Ангара» осуществляет регулярные пассажирские перевозки по маршруту Иркутск — Киренск, где авиационное сообщение на сегодня является безальтернативным. Аэропортовую деятельность осуществляет ООО «Аэропорт Киренск», все аэропортовые сборы поступают на счет этого предприятия.

Переписка правительства Иркутской области с Министерством транспорта Российской Федерации о ремонте аэропортов в Иркутской области (Киренск, Бодайбо, Усть-Кут и Братск) идет не первый год, сроки ремонта в программе постоянно сдвигаются — сначала на 2015 год, затем на 2017 год и на 2019 год. Между тем из-за неудовлетворительного состояния взлетно-посадочной полосы аэропорт Киренск могли в любой момент закрыть надзорные органы. Тогда авиакомпания «Ангара» перестала бы возить пассажиров, а все нефтяные чартеры ушли бы в аэропорт Усть-Кута, который на 85,5% принадлежит авиакомпании Utair.

В 2015 году было заключено трехстороннее соглашение между благотворительным фондом, ООО «Аэропорт Киренск» и строительной компанией ООО «Трамэск». В соответствии с ним строительная компания получила 7 млн руб. из средств частной компании в качестве 50% предоплаты за ремонт взлетно-посадочной полосы и полностью отремонтировала ее, так и не получив другую половину платы за свою работу. Сейчас компания «Трамэск» оказалась в тяжелой финансовой ситуации. Правительство Иркутской области пытается ей помочь, занимаясь поиском потенциальных инвесторов, которые могли бы оплатить ООО «Трамэск» выполненные работы в рамках соглашений о социальном партнерстве.

Но и сама строительная компания могла бы предпринять усилия для возврата своих денег. Например, подать исковое заявление в адрес юридического лица, которое ежедневно получает прибыль благодаря отремонтированной взлетно-посадочной полосе.

Метки: Жизнь, Киренск