Долг — не в толк

В новый отопительный сезон — с оплаченными счетами

Полумрак в зале. Пытаемся разглядеть документы. Собеседник щурится, стараясь прочесть все, что написано мелким шрифтом. Освещения явно не хватает. Пока ждем секретаря, который уже минут 10 назад обещал зажечь дополнительные плафоны, откладываем в сторону важные бумаги.

— Ты знаешь, вот когда вдруг электричество отключат или лампа перегорит, сразу как-то задумываешься о том, что мы уже настолько привыкли к коммунальным благам… Я вот, к примеру, за свет плачу раз в полгода, когда вспомню, — признается знакомый.

— Почему? Денег не хватает? — удивляюсь. — Ведь у тебя с доходами вроде бы все нормально?

— Да не в этом дело, просто… Ну, руки, что ли, не доходят, — перекладывая документы на другой край стола, говорит собеседник.

— А вообще, как дела-то?

— Да с партнерами проблемы. Устал воевать с ними. Стройматериалы им поставили, ждем оплаты. Нас все завтраками кормят. А мне-то надо уже новую партию закупать. Вот опять пишут, мол, со дня на день, — показывает переписку горе-бизнесмен.

— Слушай, так ты поступаешь ровно так же, как твои партнеры!

— В смысле?

— В прямом смысле. Ты вовремя не платишь за то, что уже получил. И ровно твои же проблемы поставщик ресурсов и испытывает. Они тебе — свет. А ты — оплату, когда руки дойдут. И как, по-твоему, отрасль развиваться будет?

— …

В энергетику надо вкладывать

Вот такой диалог получился. Вразумил или нет героя? Надеемся, да. Но проблема эта отнюдь не единичная. На сегодня задолженность населения Иркутской области в сфере ЖКХ за тепловую и электрическую энергию составляет более 2 млрд руб. А то, что халатность неплательщиков может влиять на рост тарифов? А то, что нам в принципе повезло: электричество, например, в Иркутской области самое дешевое в стране? И не рассчитываться по счетам — моветон. В период подготовки к отопительному сезону долги за потребленные энергоресурсы — один из самых острых для энергетиков вопросов.

— Основные должники — бюджетные потребители, котельные, управляющие компании Иркутска, Железногорска-Илимского, Усолья-Сибирского, — комментирует данную ситуацию заместитель директора Иркутской Энергосбытовой компании по сбыту Юрий Тарапатин. — Так, управляющие компании Железногорска задолжали энергетикам 67 млн руб., Иркутска — 789 млн, управляющие компании Усолья-Сибирского — 178 млн руб. А между тем неполная и несвоевременная оплата потребителями энергоресурсов отрицательно влияет на подготовку теплоисточников и тепловых сетей к осенне-зимнему периоду. Таким образом, ставится под удар безаварийное прохождение предстоящего отопительного сезона.

В энергетику надо вкладывать не только в глобальном смысле, требуется вклад каждого из нас. Для начала — оплачивать свое жизнеобеспечение.

Часто заглядываете за двери своей квартиры? Что делает управляющая компания в вашем доме, на что тратит ваши деньги? Каждый собственник жилья имеет право принимать в этих процессах участие, контролировать управляющие компании. Возможно, именно в вашем доме пора наводить порядок: менять трубы, проводку, утеплять окна и двери в подъездах. От этого зависит наш комфорт. Со своей стороны энергетики по-прежнему трудятся в наших интересах. Неплохо, чтобы и мы тоже выполняли свои обязательства.

Оплачивать счета — удобно и быстро

Специалисты Иркутскэнергосбыта находятся на связи с потребителем 24 часа в сутки. В распоряжении жителей Иркутской области круглосуточный и бесплатный номер контакт-центра — 8-800-100-9-777. Позвонив на него, среди прочего, вы узнаете сумму задолженности за коммунальные услуги, сможете передать показания приборов учета.

Способов же оплаты, напоминает Иркутскэнергосбыт, несколько. И каждый потребитель может подобрать тот, который ему наиболее удобен.

Оплатить счета за свет и тепло можно, не выходя из дома. В «Личном кабинете» на сайте Иркутской Энергосбытовой компании (www.sbyt.irkutskenergo.ru) достаточно нажать на закладку «Оплатить онлайн». И вас автоматически подключат к системе сбора и обработки платежей «Город» или к «Сбербанк-онлайн». На экране появится таблица. В ней необходимо ввести сумму, выбрать способ расчета — банковскую карту или электронный кошелек — и продолжить оплату. Обратите внимание, распечатанные и оплаченные квитанции, чеки банкоматов нужно хранить в течение трех лет, как любой платежный документ. За последние три года более 50% абонентов Иркутскэнергосбыта перешли на заочное общение с компанией и, по опросам, посещают офис не более 1—2 раз в год.

— Сегодня мы привыкли экономить свое время, — отмечает Юлия Мякина, руководитель методологической группы управления ЖКХ Иркутскэнергосбыта. — Как раз «Личный кабинет» и позволяет время сэкономить. Зайдя в «Личный кабинет», вы решите те же вопросы, что и при обращении в наши офисы к операторам-консультантам.

В распоряжении потребителей такие услуги, как «Авансовый платеж» и «Автоплатеж». В первом случае вы вносите определенную сумму на свой лицевой счет один-два раза в год и избавляете себя от необходимости делать это ежемесячно. При подключении услуги «Автоплатеж» фиксированная сумма списывается ежемесячно с вашей банковской карты. Подключить услугу можно в любом отделении Сбербанка.

— Допустим, в среднем человек потребляет электроэнергию на 300 руб. Он это знает, поэтому заходит спокойно в Сбербанк-онлайн, подключает услугу «Автоплатеж», ставит оплату раз в месяц до 10 числа. И сумму — 300 руб. Она будет автоматически, — говорит начальник отдела маркетинга Иркутскэнергосбыта Андрей Сугоняко.

Конечно, по-прежнему вы можете внести плату в банках и офисах Иркутскэнергосбыта. Учитывайте только один момент: банки берут комиссии за свои услуги — около 2%. На сайте комиссия не взимается. Экономным советуем пользоваться терминалами. К вашим услугам почта. Также некоторые управляющие компании принимают платежи.

Честный диалог вместо отключений и исков

Почему еще важно оплачивать счета? Да чтобы не получить судебный иск или не остаться без коммунальных благ. Злостных неплательщиков энергетикам приходится отключать — либо частично ограничивать подачу ресурсов, либо полностью. Мера эта, конечно, крайняя.

— И возобновление подачи энергоресурсов будет произведено только в случае полного погашения сложившейся задолженности, — говорит заместитель директора Иркутской Энергосбытовой компании по сбыту Юрий Тарапатин.

Это касается не только управляющих компаний, а также котельных и потребителей бюджетной сферы. Долг котельных перед энергетиками составляет на сегодня 676 млн руб. 152 котельных на сегодня полностью ограничены в подаче энергоресурса, 64 — частично. Бюджетные потребители задолжали более 279 млн руб. Самые проблемные территории — Нижнеилимский, Братский, Боханский, Чунский районы и Черемхово.

Приходится и в суд обращаться. С начала года Иркутскэнергосбыт подал иски в отношении 1633 юридических лиц на общую сумму 3 млрд руб; физических лиц — 58 тыс. исков на 448 млн руб. При этом к сумме долга добавляются еще и проценты за пользование чужими денежными средствами. И это дополнительная нагрузка для должника.

Иркутскэнергосбыт обращает внимание потребителей на то, что компания всегда открыта к диалогу. Если накопили долги, не надо скрываться. Специалисты помогут составить индивидуальный график погашения задолженности. Единственный способ выстраивать честные и цивилизованные отношения — это выполнение договорных обязательств. И тогда вы можете рассчитывать на надежное, качественное и бесперебойное энергоснабжение.

Иллюстрации: 

baikalpress_id:  108 643