Для Ольхона строят паром

Новое судно будет спущено на воду в 2016 году. Благодаря парому пропускная способность переправы увеличится на 30%.

В сезон на остров Ольхон прибывает порядка 100 тысяч человек. Увеличивается пассажиропоток, развивается островной туризм, на Ольхоне строятся базы отдыха и пансионаты. С каждым годом растет количество желающих посетить это место. В теплое время года между материком и островом курсируют два парома: «Ольхонские ворота» и «Дорожник». В самый разгар отпускного сезона многочасовое ожидание возможности переправиться провоцирует конфликты, доходящие до драк. Дабы снять напряженность, областные власти приняли решение о строительстве нового большого парома, который придет на смену «Дорожнику», маленькому судну почтенного возраста.

Для Усольского ремонтно-эксплуатационного участка ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» строительство нового парома — и новая веха в истории, и глоток свежего воздуха.

— Мы строили и ремонтировали несамоходный флот, т. е. баржи, — рассказывает начальник предприятия Сергей Рак. — У нашего участка большая история. Затон в Усолье появился в 1936 году, в 53-м предприятие занималось деревянным судостроением, затем металлическим, потом занялись судоремонтом. За столько лет привыкли к тому, что работа идет по накатанной, но новый паром мы строим с нуля, и это хорошая работа для рук и головы, привыкших к однообразию.

Среди детищ Усольсого РЭУ — паром «Ольхонские ворота».

Его строили с использованием элементов старого корпуса, было проще.

С новым паромом все намного сложнее, но интереснее. Сергей Павлович приводит нас в просторную пустую комнату, где начинается жизнь нового судна. У комнаты есть название — плаз. Здесь на свежевыкрашенном полу начерчены скругленные линии. Это разбивка чертежа парома, нужная для изготовления шаблонов.

— Мы делаем фанерные шаблоны, которые воплощается в металл, металл воплощается в корпус, корпус воплощаются в корабль, — Сергей Рак объясняет тонкости судостроения.

В строительстве парома на предприятии задействовано 16 корпусников. Кадрового голода здесь не испытывают, хотя от кораблестроителей с опытом руководство не отказалось бы.

— Раньше специалистов в речных техникумах учили, — говорит Сергей Павлович, — но сейчас просто так не найдешь квалифицированного работника. У нас как происходит — вот, например, работает 2 года грузчик; мы видим — парень нормальный, начинаем его обучать, переводим в корпусники. Он у нас учится резать и варить. Учим молодых специалистов по ходу дела.

Во время импровизированной экскурсии по участку мы подходим к большой металлической конструкции, состоящей из ячеек.

— Это часть корпуса? — интересуется журналист.

— Что вы, это только вспомогательная часть, — объясняет Сергей Рак, — так называемая постель, на которой будут изготавливать блоки судна. А вот и один из пяти блоков, — Сергей Рак подводит нас ко второй постели, на которой стоит железный куб.

Название нового парома пока не раскрывают, но из его характеристик специалисты не делают секрета. Если «Дорожник» мог принять на борт 8 легковых автомобилей и 50 человек, то новое судно сможет перевозить в два раза больше людей и машин, что позволит увеличить пропускную способность на 30%.

Новый паром — это уникальный проект не только для усольских судостроителей, но и для всего нашего региона.

Еще ни разу в Иркутской области не строили с нуля судно подобного класса.

— В 2009 году мы строили паром «Ольхонские ворота», который сейчас успешно эксплуатируется. Но он был построен уже на базе судна, — говорит Юлия Бер, исполнительный директор Восточно-Сибирского речного пароходства. — За 5 лет эксплуатации паром показал себя очень хорошо, у него неплохие технические характеристики, ни разу он не выходил из строя.

Но у «Ольхонских ворот» есть некоторые недостатки, которые будут учтены при строительстве нового парома. Это короткие аппарельные устройства, предназначенные для приема на палубу транспортных средств. У «Ольхонских ворот» аппарели пришлось удлинять, а у нового парома они сразу будут нужной длины, чтобы обеспечить комфортный заезд на судно.

Паром мало построить, его нужно еще перебазировать в Иркутск на водохранилище, откуда он направится к переправе.

— Перевозка — очень сложное и затратное мероприятие, — говорит Юлия Бер. — Довольно непросто найти трал, краны, способные выполнить ювелирную работу — взять 10-тонные части судна, поставить на трал и закрепить так, чтобы не создать аварийной ситуации.

Сначала паром будет полностью собран, а потом разрезан на две или три части. Паромы мы перевозим через байкальское кольцо. Отключается электроэнергия, останавливаются трамваи. Это грандиозное событие.

Пока строится паром, будет облагораживаться переправа.

Чтобы сделать ожидание людей более комфортным, власти возьмутся за развитие дорожного сервиса. Также в этом году начнется строительство причальных сооружений со стороны материковой и островной частей.

Иллюстрации: 

Длина парома 36 метров, ширина 9 метров, высота борта 3,3 метра. Вместимость: 8 КамАЗов или 16—18 легковых машин и 100 человек. Сроки: начало строительства — январь 2014 г., конец — июнь 2016 г. Стоимость проекта 252 миллиона рублей.
Длина парома 36 метров, ширина 9 метров, высота борта 3,3 метра. Вместимость: 8 КамАЗов или 16—18 легковых машин и 100 человек. Сроки: начало строительства — январь 2014 г., конец — июнь 2016 г. Стоимость проекта 252 миллиона рублей.
На полу — линии жизни будущего судна.
На полу — линии жизни будущего судна.
baikalpress_id:  93 382