Девятиклассница покончила с собой после аттестации по русскому языку

На фото — школа № 17 в Усолье-Сибирском, в которой училась16-летняя Кристина.  Она никогда не была отличницей, но и конфликтов у нее ни с кем не было. Провожали ее  в последний путь не только родственники, друзья и одноклассники, но и учителя

Шестого июня девятиклассники всей страны сдавали государственный экзамен по русскому языку.

Вечером того же дня в социальных сетях объявили розыск 16-летней усольчанки Кристины Сергеевой (имя девушки изменено по этическим соображениям. — Авт.). 7 июня ее тело нашли в лесу за Усольем — школьница повесилась на собственном ремне, оставив родителям предсмертную записку.

— Это был самый позитивный человек из всех, кого я знаю, — рассказала «Пятнице» одна из одноклассниц Кристины. — Яркая, красивая, всегда улыбалась. Шестого июня у нас была аттестация по русскому. Ничего необычного в поведении Кристины я не заметила. Мы, как обычно, перекинулись парой слов, пожелали друг другу удачи. Я даже подумать не могла, что этот разговор станет последним.

На свою страничку в социальной сети последний раз Кристина заходила с мобильного телефона 6 июня в 19.14. А около 11 вечера в одной из групп
«ВКонтакте» появилось объявление: «Ребята, помогите, пожалуйста. Потерялась девушка, на вид 16 лет, была одета в джинсы, кожаную куртку, волосы темные, на голове хвостик, особых примет нет. Потерялась сегодня». Кто-то сразу вспомнил, что видел ее на экзамене, кто-то встречал на улице.

Кристина ушла из дома, не взяв с собой мобильный телефон и оставив записку: «Я не оправдала ваших надежд. Простите, родители. Я вас очень люблю».

Экзамен по математике, который девятиклассники писали 31 мая, она сдала на 3. Для девушки, которая никогда не была отличницей, это положительный результат. Возможно, она чувствовала, что русский написала хуже, и переживала за реакцию родителей и учителей. Одноклассники вспоминают, что конфликтов у Кристины ни с кем не было. Учителя внушали, что учиться надо лучше, и напоминали, что им предстоит сдавать не просто экзамен за год, а государственную итоговую аттестацию. Но педагоги это говорили всем школьникам.

С мамой у Кристины были хорошие отношения. В декабре прошлого года на странице в соцсети девушка установила статус: «Мама — самое дорогое, что есть у нас в жизни». А мама ей в комментариях написала: «Дети дороже, золотко мое!»

Так почему же Кристина решилась на такой отчаянный шаг? Этого никто понять не может. Ее сестра публично обратилась к ней все в той же социальной сети: «Почему так-то… Сестра, зачем? Я не представляю себя без тебя». И отвечая на реплику Кристининой подруги, что в ее смерть никто не верит, считая, что она не могла так поступить, подвела итог: «Но она это сделала… осознанно… Самое ужасное…»
В том, что это суицид, а не насильственная смерть, убеждены и следователи Следственного комитета. Они возбудили уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» и проводят расследование.

Современные школьники много времени проводят в Интернете. И в сеть они порой выкладывают то, о чем не могут сказать в реальной жизни. Так вот Кристина вечером 5 июня перепостила у себя на странице две фразы: «А в начале пути мало кто в нас верит, не правда ли?» и «После каждой ссоры надо уметь мириться». Если бы кто-то обратил тогда на них внимание и, увидев скрытый смысл, поговорил с девушкой по душам, возможно, трагедии удалось бы избежать.

По словам ангарского психолога Елены Лола, пик подростковых самоубийств приходится как раз на 13—16 лет.

По статистике, только 10% детей, совершающих попытку суицида, действительно имеют намерения свести счеты с жизнью, в 90% случаев это крик о помощи.

— Для этой возрастной категории очень характерна категоричность во всем — ребенок в силу физиологических изменений, гормональных скачков находится в нестабильном психическом состоянии, поэтому желание смерти — очень распространенная реакция на стрессовую ситуацию. Часто любая неудача воспринимается как крах, конец всего. Само же понятие смерти в этом возрасте воспринимается очень абстрактно, не как что-то непоправимое и окончательное, а как нечто временное, не имеющее отношение к собственной личности. Среди причин, побудивших подростка на суицид, называют проблемы в школе, непонимание со стороны родителей, конфликты с друзьями, одиночество, бесперспективность.

Многие родители пытаются уберечь детей от самого понятия смерти, от соприкосновения с этим печальным, но естественным проявлением жизни. Я, как и многие коллеги, считаю, что этого делать не следует. С раннего детства нужно объяснять, что такое смерть, используя литературные образы, метафоры, семейный, религиозный опыт. Не следует создавать для ребенка волшебный мир, далекий от реальности. Ребенок должен понимать, что смерть — это часть жизни, но это конечная ее точка, это навсегда, кнопки «вернуться» не существует.

Специалисты отмечают, что причина самоубийства никогда не бывает одиночной, и практически никогда это не бывает спонтанным решением. Поэтому в периоды трудных жизненных ситуаций необходимо обратить внимание на психологическое состояние ребенка. Если вы замечаете, что у него нарушены сон, аппетит, отмечается постоянное недовольство собой, плохое настроение, следует обратиться к специалисту — психологу или психоневрологу.

В конце мая покончил жизнь самоубийством 11-классник поселка Пышма Свердловской области, которого не допустили к сдаче ЕГЭ по математике.

baikalpress_id:  95 496