Дети выходного дня

В Иркутской области работают первые в России детские сады для особенных мальчишек и девчонок

Не секрет, что воспитывать детей-инвалидов сложно: малыши, которые имеют какие-то отклонения от нормы, требуют повышенного внимания. Большинство таких детей, несмотря ни на что, живут в семьях — и это не может не радовать. Но тут возникает другая проблема: несмотря на материнскую заботу, в таких условиях им не хватает элементарного — общения с другими людьми. Выход из ситуации пытаются найти в Иркутске, где уже второй год подряд в отдельных частных детсадах по выходным дням проводят развивающие занятия для детей с инвалидностью. В октябре этого года к проекту, который не имеет аналогов в России, присоединились Ангарск и Слюдянка.

Диагноз — не приговор

Если в семье один ребенок, то общение с другими детьми для него редкий праздник. Часто на игровых площадках, такие особенные дети видели в глазах сверстников непонимание, а то и испуг. Многое стало меняться, когда в январе 2014 года в Иркутске открыли первую группу «выходного дня» для особенных детей.

— Дети не должны чувствовать, что они особенные! — говорит Антонина Боровик, исполняющий директор центра дневного присмотра за детьми «Потешки». — И в них точно так же нужно развивать умение жить в обществе. Ведь именно способность общаться делает нас людьми…

Руководителями «Потешек» являются Антонина Ивановна и Игорь Михайлович Боровик. Он офицер в отставке, а она педагог с многолетним стажем. Пять лет назад супруги решили начать собственный бизнес и создали центр по уходу за детьми. С понедельника по пятницу к ним ходят самые обычные малыши в возрасте до трех лет, а по субботам здесь занимаются с ребятишками постарше — с теми, кому врачи поставили неутешительные диагнозы: ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна, аутизм, гидроцефалия, умственная отсталость... И хотя «Потешки» коммерческая организация, с особенными детьми здесь занимаются совершенно бесплатно.

— Зачем нам это надо? — переспрашивает Антонина Боровик. И отвечает: — Не знаю! Я знаю только одно: это необходимо делать. Когда наш центр только открылся, одними из первых к нам пришли близнецы — брат и сестра. Но если мальчик был абсолютно здоров, то у девочки оказался синдром Дауна. Мы наблюдали,  как дети общаются, и были удивлены тому, как легко им давалось общение. Все, кому было грустно или кого обидели, всегда шли к этой девочке, потому что она умела проявлять сочувствие… Потом к нам ходил мальчик с ДЦП, который всегда заступался за девочек, а ему, в свою очередь, помогали все дети в группе. И мы поняли — нельзя разделять детей на обычных и инвалидов. Только в этом случае детки с проблемами в развитии не будут чувствовать себя изгоями и станут полноценными членами общества.

Другое дело, что не у всех родителей есть возможность платить за коммерческие группы, а в государственных детсадах для них просто нет мест.

— Большая часть наших детей выключена из дошкольного образования, — говорит Татьяна Топоркова, мама 7-летнего Максима. — От государства нам ничего не положено, считается, что с таким диагнозом люди ни на что не годятся — не могут учиться, работать. Единственное, что мне, например, порекомендовали, — отдать сына в интернат. Но ведь это совершенно невозможно! Максим — домашний ребенок, очень привязан ко мне, ему необходимо, чтобы я всегда была рядом.

У Татьяны есть еще дочь — ей десять лет, и она здорова. Максиму же после рождения диагностировали гидроцефалию и поставили сопутствующий диагноз: тяжелая умственная отсталость. Отчего это произошло, врачи сказать не могут — что-то не так пошло во время беременности. И хотя никто не застрахован от подобной беды, что делать семьям, в которых она случилась, в нашем обществе до сих пор не знают.

— Трудности возникают из-за недопонимания многих взрослых того, насколько важно таким детям ходить в обычный детский сад, — подтверждает Антонина Боровик. — Конечно, сегодня, когда группы в государственных детсадах переполнены, об этом не может быть и речи. Воспитатель просто не в состоянии уследить за группой, где больше десяти человек, не в силах разглядеть личность в каждом ребенке. Тут нужен совсем иной подход.

Группы счастливого дня

Одним из таких подходов стала инновационная методика групп выходного дня, которую в Иркутской области стали внедрять в прошлом году. И многие родители особенных детей уже почувствовали на себе положительный эффект. Татьяна Топоркова и Максим, например, стали больше выходить в общественные места, ходить в театры, кино, в кафе. Еще год назад это было настоящим испытанием, но сейчас мальчик учится, как и все остальные дети, вести себя на людях.

Еще одна жительница Иркутска, Елена Рубцова, впервые привела на такое занятие своего сына — пятилетнего Никиту.

— Нам очень понравилось! — восклицает она. — Такая разнообразная программа! Ребята и музыку послушали, и пообщались друг с другом, и аппликацией занимались, и спектакль посмотрели…

Главная задача таких занятий — научить детей с физическими, интеллектуальными и психическими отклонениями контактировать с другими людьми. Для этого здесь с ними работают педагоги и логопеды-дефектологи. В числе последних — студенты Иркутского педуниверситета, которые проходят здесь практику.

— Родители не вечны, и такие дети должны уметь что-то делать сами, — говорит Надежда Бурмакина, студентка 3-го курса факультета школьной дефектологии. — Наша задача — научить их элементарным бытовым навыкам, чтобы они умели помогать по мере возможности взрослым.

Последним, кстати, еженедельные занятия помогают тоже. Глядя на успехи своих и чужих детей, родители сами вдохновляются и приобретают веру как в свои силы, так и в то, что их дети не хуже других.

— Раньше Лиза от меня ни на шаг не отходила, — говорит иркутянка Ирина Воронцова, мама шестилетней Лизы с диагнозом ЗПРР (задержка психоречевого развития). — А сейчас она уже общается с другими, становится более самостоятельной. И мне тоже становится легче.

— Рождение особенных детей — непростое испытание для родителей, — замечает Антонина Боровик. — Первое время им сложно смириться с тем, что произошло в их жизни. Мы же даем им возможность оттаять, помогаем увидеть тот факт, что их жизнь можно изменить к лучшему.

Инициатива создания подобных групп принадлежит членам иркутской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Солнечный круг», которые обратились к уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области Светлане Семеновой. Омбудсмен, в свою очередь, нашла спонсора, который взял на себя все расходы по проекту.

— Это, конечно, не альтернатива дошкольному образованию, — отмечает сама Светлана Семенова, — а скорее возможность познакомиться с профессиональными педагогами. В прошлом году в Иркутске группы работали в шести частных детсадах, но сейчас их количество сократилось вдвое — некоторые группы периодически пустовали из-за того, что дети болели, кому-то понадобились площади в выходные для других нужд. Но наши педагоги готовы расширять группы и создавать новые при устойчивом спросе.

Так, в этом году к проекту присоединились еще два частных детских сада — в Ангарске и Слюдянке. Сейчас там идет набор. Всего же в области подобные услуги оказывают в пяти группах, где занимаются около тридцати детей от года до семи лет.

По всем вопросам можно обращаться в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, по тел.: 24-21-45, 24-12-29.

Список детсадов

  1. «Акуна матата»: г. Иркутск, Ново-Ленино, ул. Баумана, 233/6
  2. «Потешки»: г. Иркутск, мкр. Первомайский, д. 33/5-1
  3. «Мамино солнышко»: г. Иркутск, ул. Дальневосточная, 155-22 (только набираются)
  4. «Панда»: г. Слюдянка, ул. Заречная, д. 6
  5. «Дети-ангелы», г. Ангарск, 15-й мкр., д. 7
Загрузка...