Деревенский учитель Ольга Таханова старается раскрыть личность каждого ребёнка

На пригорке — так, чтобы было видно и местному, и приезжему — стоит идыгинская школа. Такое почетное место выделили этому учебному заведению неспроста.

Долгие десятилетия ждали здесь среднюю школу. С малых лет детей отправляли жить и учиться в соседние населенные пункты. За каждого ребенка болела родительская душа. И вот ровно двадцать лет назад по инициативе железной дороги было построено двухэтажное кирпичное здание. Первым директором был назначен Альберт Хандархаев, уроженец Нижней Идыги, человек энергичный и предприимчивый. Он решил собрать в школе лучших учителей. Искал самых перспективных педагогов. Одним из новых жителей села стала Ольга Михайловна Таханова, учитель иностранного языка.

— Обычно как бывает: люди работают местные. А тут каждый пришел со своим багажом знаний, со своим пониманием, как нужно учить детей, — рассказывает Ольга Таханова. — Это чувство новизны, важности момента дало стимул работать так, чтобы новое учебное заведение было в списке лучших по району. И, я думаю, у нас это получилось. Мы все стали патриотами своей школы. А так как мы все приезжие, у нас очень развито чувство локтя. Прошло уже двадцать лет, а мы продолжаем поддерживать друг друга во всех ситуациях. Именно поэтому все наши педагоги участвуют в различных конкурсах, не сидят на месте, повышают свою квалификацию.

Учителя переехали в Идыгу в голодные 90-е. Ехали семьями. Железная дорога, которая построила в селе хозяйство, предоставляло новоселам жилье. В основном приехавшие учителя были из Республики Бурятия. И Ольга Таханова не исключение. После школы Ольга Михайловна поступила в институт. Целью девушки было выучить французский и английский языки.

Училась не просто хорошо — блестяще. В составе 40 лучших студентов-лингвистов из всего СССР была отобрана в группу, которая выехала на стажировку во Францию.

— Это был 1981 год. Железный занавес. Мы были одними из первых студентов, которые выехали во Францию. С нами три дня проводили воспитательные беседы в Москве. Но это того стоило. Те дни очень повысили общий уровень владения языком, да и просто увидеть другую жизнь, которую тогда даже по телевизору не показывали, было чем-то волшебным. В группе я одна была азиатка. Французы, которые никогда не видели бурят, быстро придумали, что моя семья родом из Японии. Но я каждому рассказывала, что я из Сибири. И все восхищались, говорили, что до знакомства со мной думали, что возле Байкала только медведи живут…

После окончания института такую перспективную студентку не хотели отпускать с кафедры. И Ольга Михайловна восемь лет проработала в педагогическом институте г. Улан-Удэ. В 1990-м она вышла замуж и переехала в Тункинский район.

— Потом, в начале 90-х, от моей бабушки пришло письмо. Она, жительница Эхирит-Булагатского района, рассказывала, что в Идыге строят современную школу, ищут учителей. А ведь мои корни из этих мест! Имена моего дедушки Богданова Василия Богдановича и его жены Федоры Батлаевны, блестящих педагогов, знакомы всем идыгинцам. Учительство сидит во мне генетически. И потом, так хотелось быть поближе к Усть-Ордынскому, Иркутску, развитым населенным пунктам, что я согласилась на переезд.

До своего переезда Ольга Михайловна успела получить второе высшее образование — педагога-психолога. Так что в Идыгу она приехала как специалист широкого профиля. Особенно в новой школе пригодился ее талант объединять людей.

— Я работаю и как учитель английского, и как педагог-психолог, и как классный руководитель. А первые 10 лет была еще и заместителем директора по воспитательной работе. В самом начале стало понятно, что новой школе нужны традиции. И они появились. Тогда еще были живы десять ветеранов войны. Каждый класс курировал кого-то из них. Сейчас в живых остался только один ветеран — Галина Бахалхановна Башенхаева, а также вдова одного из ветеранов — Варвара Батуевна Уланаева. О вдове заботится мой класс. Это наша всеобщая бабушка. У многих детей нет пожилых родственников, и Варвара Батуевна становится для них настоящим примером стойкости. Она каждый раз рассказывает истории, встречает всех как родных. Кроме того, есть традиция составлять о каждом выпускном классе стенд. Ими завешаны все стены второго этажа. Каждый ученик может прийти в школу и почувствовать себя как дома.

Ольга Михайловна всегда интересуется новинками: на столе у нее планшет, а в руках современный телефон. На классическую сельскую учительницу она не похожа.

— Я всегда говорю своим детям, что от того, что ты живешь в маленькой деревне, ничего не меняется. Шанс получить хорошее образование есть у всех. Но без знания английского сейчас никуда. С каждым годом на английский язык обращают все больше внимания. Скорее всего, этот предмет станет обязательным для прохождения ГИА и ЕГЭ. Поэтому дети у меня стараются. В 2005 году серебряная медалистка Татьяна Татьянова так полюбила иностранные языки, что решила стать учителем английского. Сейчас она работает в Республике Бурятия. Жалко только, что у нас нет лингафонного кабинета; все-таки учиться пора при помощи новых технологий. Тогда уровень знаний был бы намного выше.

Благодаря своему интересу ко всему новому Ольга Таханова в 43 года участвовала в конкурсе «Учитель года», заняла второе место на окружном уровне. Ольга Михайловна награждена почетной грамотой Министерства образованию и науки РФ, грамотой Центрального исполнительного комитета профсоюзов РФ и возглавляет психологическую службу районного методического объединения педагогов-психологов. Ее ученики успешно выступают на олимпиадах по психологии, а молодые учителя готовятся к конкурсам под руководством Ольги Михайловны.

— Времени на все будет хватать, только если делать все с удовольствием. На нас, учителей, многое возложено. Ученик не должен видеть, что ты устал. Он должен чувствовать, что в школе его всегда выслушают. Там помогут развить хорошие качества, которые есть в каждом ребенке.

На прощание Ольга Михайловна предложила сотрудникам нашей редакции тест. Его может сделать и каждый из вас.

Возьмите в руки лист бумаги. Закройте глаза. Сложите лист вдвое и оторвите кусочек. Повторяйте действие до тех пор, пока это будут позволять размеры листа. Откройте глаза. Разверните бумагу.

— У каждого из вас получились разные узоры. Все вы уникальные, как этот лист. Всегда помните об этом и используйте все свои возможности по максимуму, — желает каждому читателю нашей газеты Ольга Таханова.

Иллюстрации: 

Ольга Таханова: «От того, что ты живешь в маленькой деревне, ничего не меняется. Шанс получить хорошее образование есть у всех».
Ольга Таханова: «От того, что ты живешь в маленькой деревне, ничего не меняется. Шанс получить хорошее образование есть у всех».
baikalpress_id:  97 311