Депутаты предлагают значительно увеличить число муниципального транспорта

Как известно, работа общественного транспорта в Иркутске уже на протяжении многих лет является одной из главных городских проблем.

Каждый день горожане сталкиваются с часовыми пробками на дорогах, неопрятным видом маршруток и отсутствием транспорта на некоторых направлениях. В прошлом году администрация города решила взять под контроль частных перевозчиков и заключать с ними договоры, в которых обозначены четкие правила перевозки пассажиров. Однако пока на городских магистралях мало что поменялось. Накануне депутаты города Иркутска обсудили, что нужно предпринять, дабы навести порядок на дорогах города.

Юлия Гордина, начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска, вкратце сообщила о состоянии автобусов, трамваев и троллейбусов. По ее словам, доля муниципального транспорта в городских перевозках составляет порядка 50%, из них автобусов не более 30%, остальное — коммерческий транспорт. При этом износ всего подвижного состава примерно 50%. Обновление автобусного парка происходит, но, как правило, без роста — например, администрация в 2013 году приобрела 23 автобуса, но списать пришлось тоже 23 автобуса.

Для того чтобы частные компании могли обновить свои автопарки, необходимо повышать стоимость проезда, поскольку существующая цена не покрывает затрат компаний на перевозки пассажиров. Согласно существующей процедуре, перевозчикам необходимо обосновать повышение тарифов, предоставить экономические выкладки с подсчетом себестоимости перевозок, собрать определенный пакет документов и подать в службу по тарифам. По словам Юлии Гординой, в Ангарске, Шелехове уже давно эта работа проведена, и там стоимость проезда повысилась.

Иркутские предприниматели только сейчас подали документы в службу тарифов.

Чтобы улучшить транспортную ситуацию, администрация на добровольной основе начала заключать договора с частными перевозчиками, в условиях оговариваются требования предоставления транспортных услуг — соблюдение расписания, количества автобусов на линии, состояние транспорта. За несоблюдение договоров будет применяться административная ответственность. Однако, и это скорее полумера, чем панацея: по словам Юлии Гординой, перевозчики могут перевозить пассажиров и без договоров, а у администрации нет законодательных рычагов, чтобы заставить их заключать договора. Поэтому частные компании не проявляют особой активности — на сегодняшний день заключены договора только с 16 компаниями, в общей сложности имеющими 138 автобусов.

О том, что общественный транспорт — это одна из самых наболевших проблем города, говорят и жалобы населения.

Депутаты во время обсуждения озвучили некоторые из них. Например, по словам депутата молодежного парламента Алины Поповой, 80% транспорта, который ходит в Ново-Ленино, находится в ужасном состоянии. Зимой у автобусов не работают печки, в салоне пахнет бензином, стекла покрыты ледяной коркой, так что пассажирам не видно ни дороги, ни остановок. А до центра города приходится добираться два часа — мало того что автобусы ходят нечасто, так еще и надолго застревают в пробках.

Жалобы жителей города связаны и с отменой некоторых маршрутов, и с тем, что работа общественного транспорта должна заканчиваться в 22 часа, а она в основном завершается в районе 20.30.

В итоге депутаты пришли к выводу, что все проблемы на улицах города — это результат изменений, которые произошли в 90-х годах.

— Тогда закрылись крупные муниципальные автотранспортные предприятия, началась разруха, и любой человек мог придумать какой угодно маршрут и начать возить пассажиров. Поэтому надо понимать, что решить эту проблему в одночасье невозможно, — сказал заместитель председателя думы Иркутска Александр Ханхалаев.

Какие же существуют пути выхода из транспортного кризиса? Поскольку большинство жалоб поступает от жителей именно на работу коммерческого транспорта, депутат Александр Якубовский предложил кардинальный метод — сделать так, чтобы в городе ходили только муниципальные автобусы, а для этого нужно законодательно запретить частным компаниям-перевозчикам перевозить пассажиров.

— Поймите, это социально ориентированное направление, а у бизнеса свои законы. Никогда они не будут работать на социально убыточных маршрутах, потому что им это невыгодно, и повышение тарифов не спасет ситуацию, потому что в бизнесе главное — прибыль.

Юлия Гордина заметила, что областной закон, в котором предлагается именно такой вариант, находится в стадии разработки. Депутаты отметили, что вариант хороший и правильный, однако, учитывая инфляцию и грядущий кризис, скорее всего, в настоящее время выполнить его будет нереально. Более приемлемым видится неуклонное увеличение доли муниципального транспорта, чтобы в условиях высокой конкуренции частники, которые не могут работать цивилизованно, сами ушли с рынка. Если муниципальных чистых красивых автобусов будет много, то, естественно, пассажиры будут выбирать их. Но для этого ежегодно на приобретение новых автобусов необходимо выделять по 100—200 млн рублей из бюджета города.

Депутаты городской Думы не первый раз обсуждали транспортные проблемы в Иркутске. На этот раз народные избранники решили применить тактику медленного замещения «диких частников» цивилизованным муниципальным транспортом.
Депутаты городской Думы не первый раз обсуждали транспортные проблемы в Иркутске. На этот раз народные избранники решили применить тактику медленного замещения «диких частников» цивилизованным муниципальным транспортом.
Загрузка...