Чукотские похороны

В верхний мир близкого человека представители северного народа обычно провожают весело и непринужденно, чтобы на том свете у него все сложилось так же легко.

Непривычный для нас способ захоронения сохранился у некоторых народов, в том числе коряков и чукчей, проживающих на Камчатке. Непременное условие ритуала: одевание умершего человека в одежду, сшитую из оленьих шкур — кухлянку. Важно, чтобы она была сшита из шкур собственных оленей. Например, на северо-востоке полуострова животных практически не осталось, соответственно изменилась и составляющая корякского обряда. Поэтому чукчи — единственные, кто сумел полностью сохранить данный обряд в изначальном виде, поскольку они по-прежнему держат оленей.

Когда похоронить умершего — решают старейшины поселка, старики, которые приходят в дом покойного. В это время ему из оленьих шкур шьют кухлянку, если она не была приготовлена заранее. Чукчи говорят, что одежда должна в обязательном порядке быть сшита из собственных оленей. Если животные были чужими, то в верхнем мире усопшего не примут. Оставшимся на земле об этом расскажет все та же кухлянка, если вдруг, объятая пламенем прощального костра, она разлетится на куски.

Непосредственно прощание происходит в день похорон. В доме покойного родные и близкие образуют круг, а затем, двигаясь по часовой стрелке, рычат будто медведи. Перешагивая через ноги покойника, трижды их пинают, как бы отталкивая человека в другой мир. У изголовья устанавливают деревянную миску с нарезанным сушеным мясом — его берут все участники ритуала и съедают в знак того, чтобы душа покойного не осталась голодной.

Перед тем как обряжать усопшего, две женщины надевают себе на руки и пояс что-то вроде повязок из трав, в рот берут пырей или мох, защищаясь таким образом от трупного яда. Во время церемонии лицо покойного закрыто капюшоном, на руки надеты рукавицы, но наоборот: на левую руку — правая, а на правую — левая. Возможно, у этой путаницы есть некий тайный смысл, но чукчи предпочитают не распространяться на данную тему.

К поясу уходящего в верхний мир крепят нож, кремень, в мешочек кладут иголку или иголочницу, еду (например, сушеное мясо), привязывают кружку, расческу, наперсток (мужчинам), женщинам прокалывают уши и надевают сережки (из бисера). Обязательный атрибут умерших женщин — посох, мужчин — копье. На ноги надевают торбаса — меховые сапоги.

Обрядив покойного, родственники идут умываться, мох при этом выплевывают.

На месте погребального костра, выбранного на горе Шаманке (географически это место может называться и по-другому), старейшины проводят специальный обряд келе, призванный уберечь от злых духов. Обязательный атрибут импровизированного крематория — две ровные палки, имитирующие полозья для нарт. Дрова для костра (кедрач) собирают тут же, на горе. В этом процессе участвуют все мужчины и мальчики: обрубают топорами ветки и аккуратно складывают костровище.

Непосредственно на кухлянку (см. фото) укладывают травы, кедровые шишки и мухоморы. Обглоданным костям отводится особая роль. Считается, что, когда душа человека попадает в рай, ее встречают в первую очередь собаки. Пришедший подает им косточку и идет к душам других людей.

...Пожилые женщины, забираются на сложенное костровище, достают из ножен на поясе покойника нож, открывают кухлянку и разрезают живот и кишечник. Нож кладут на место — в ножны. При этом издают звуки, похожие на карканье воронов. Снимают с себя травяные повязки и оставляют их на костре. Костровище окружают мужчины (в этот раз присутствовали и участвовали дети), подкладывают под кедрач стружку и разжигают огонь, наблюдая друг за другом. Считается, у кого хорошо загорелось — проживет долго. У кого нет — значит, человек может скоро умереть. У чукчей не принято смотреть на прощальный костер (это разрешено только чужим). Исключение составляет кто-нибудь из местных мужчин, он, наоборот, пристально наблюдает за тем, как сгорает покойник. Если под воздействием температуры у него вдруг поднимается левая рука, значит — кто-то сглазил, если правая — очень скоро снова будут похороны.

Умершего человека на Севере принято провожать легко и весело, чтобы ему на том свете было так же легко.

Поэтому у костра могут устраивать игры, борьбу. В этот раз родственники устроили нечто вроде салочек: они брали сажу из костра (не из предназначенного для покойника, а из того, на котором кипятили чай) и пытались вымазать лица друг другу. При этом задача человека, которому пытаются вымазать лицо, — убежать или спрятать свою голову. Выплеснув эмоции во время «веселых стартов», родные и близкие покидают гору спокойными, психически не травмированными тяжелым зрелищем. Уходя домой, ни в коем случае нельзя оглядываться на место, где сгорел покойник.

По дороге всех людей, присутствовавших на погребении, обмахивают ольховыми ветками, очищая от злых духов. Впоследствии окуривают и жилище, где лежал покойник, над порогом вешают пучок травы, рядом — рыбью голову, оставшуюся после специального обряда. На три дня. В качестве оберега.

На следующий день на гору Шаманку возвращаются только родственники, чтобы собрать прах близкого человека. Предварительно кидают камушек в костровище, выгоняя нечистого духа, потом на ветку, установленную на этом месте, набрасывают аркан.

Поминовения усопших — тентик — происходит один раз в год, чаще осенью. Забив оленя, родные трапезничают, совершают обряд и больше об ушедшем человеке никогда не вспоминают.

Иллюстрации: 

Родные образуют круг, пиная покойного
Родные образуют круг, пиная покойного
Жители тундры обходятся без гробов
Жители тундры обходятся без гробов
Роль катафалка выполняет тракторная телега
Роль катафалка выполняет тракторная телега
Обычно взрослые не берут с собой детей, но на этот раз сделали исключение
Обычно взрослые не берут с собой детей, но на этот раз сделали исключение
Место погребения называется Шаманкой
Место погребения называется Шаманкой
«— Я могу здесь стоять? — Можешь. Теперь ты ворон. — Кто? — Человек в виде птицы. — Что я должен делать? — Никуда не уходить! И издавать звуки, которые издает ворон. — Но у меня вряд ли так получится... — Делай как можешь». (Разговор на чукотских похоронах)
«— Я могу здесь стоять? — Можешь. Теперь ты ворон. — Кто? — Человек в виде птицы. — Что я должен делать? — Никуда не уходить! И издавать звуки, которые издает ворон. — Но у меня вряд ли так получится... — Делай как можешь». (Разговор на чукотских похоронах)
«Веселые старты» во время похорон — зрелище, мягко говоря, непривычное
«Веселые старты» во время похорон — зрелище, мягко говоря, непривычное
Глядя на фото, и не скажешь, что недавно женщины похоронили близкого человека
Глядя на фото, и не скажешь, что недавно женщины похоронили близкого человека
Обратите внимание на молодого человека в зеленой куртке и красном свитере: он один из немногих, кто по-настоящему горюет по усопшему
Обратите внимание на молодого человека в зеленой куртке и красном свитере: он один из немногих, кто по-настоящему горюет по усопшему
У каждой чукотской семьи есть свое родовое место для захоронения
У каждой чукотской семьи есть свое родовое место для захоронения
baikalpress_id:  92 103