Что у нас с дорогами?

Наступление весны поразило горожан обилием ям на дорогах — пожалуй, редкая улица в Иркутске не нуждается в ремонте: о том, что снег растаял вместе с асфальтом, говорят на форумах в Интернете, на рабочих местах и при встрече с друзьями. Иркутяне даже инициировали сбор подписей. В петиции инициаторы предлагают пути решения наболевшего вопроса — от помощи в отслеживании качества ремонта дорог до ужесточения наказания ответственных лиц.

«Хронический недоремонт»

О том, почему этой весной ситуация с количеством ям на дорогах обострилась, мы поговорили с Михаилом Малыхиным, начальником департамента дорожной деятельности администрации Иркутска.

— Михаил Михайлович, вы заметили, как изменилось состояние дорог с приходом весны?

— Конечно! Я такой же горожанин, сам езжу по городским улицам и все вижу.

— Почему традиционные весенние потери асфальта нынче произошли в таких масштабах?

— С приходом весны всегда на дорогах образуются ямы, выбоины, но нынче их действительно очень много. Причин у этого несколько.

Первая и самая важная — хронический недоремонт. На те средства, которые есть в администрации города, мы можем выполнять лишь поддерживающие работы, а городские дороги уже давно нуждаются в капитальном ремонте.

Вторая причина — вода. Эта зима была многоснежной, сейчас происходит обильное таяние, поднимаются грунтовые воды. Как результат — ямы, промоины, выбоины: вода попадает в асфальт, ночью она замерзает и тем самым разрушает покрытие. Важно понимать, что дорога — это не только верхний слой асфальта, под ним еще несколько слоев дорожной одежды, которые много лет не приводились в порядок, а значит, верхнее покрытие не имеет правильной основы, что тоже приводит к ее быстрому разрушению.

И третья причина — это наличие инженерных сетей и коммуникаций, которые находятся под дорогой. Зимой в аварийных ситуациях асфальт вскрывается, сети ремонтируются, а вот дорожное покрытие остается не восстановленным до мая и в период таяния снега еще больше разрушается. При этом встречаются и некачественно выполненные работы, но это не более 10%.

— Каждый год мы видим, как кладут асфальт в разных местах города, но эти покрытия очень быстро выходят из строя. Почему?

— Срок эксплуатации верхнего слоя асфальтобетона не больше 3—4 лет. По сути, все дороги нужно перекрывать раз в 4 года. Более того, городским дорогам нужен капитальный ремонт, но на него в бюджете попросту нет денег. Поэтому приходится поддерживать в приемлемом состоянии то, что имеем. При этом интенсивность использования дорог только нарастает.

— Расскажите, какие работы сейчас проводятся по ликвидации ям на дорогах.

— Имеется несколько способов устранения «весенних проблем». Сейчас наиболее подходящий — метод литого асфальта. Этот метод придуман давно, но из-за высокой стоимости самой бетонной смеси и ее изготовления используется не так массово. Сегодня в Иркутске работают три такие машины — это рециклеры, способные ремонтировать покрытие при температуре до -10 градусов. Температура смеси — около 220 градусов, поэтому вся влага внутри ямы просто выпаривается. Кроме того, при подходящей температуре можно ремонтировать ямы струйно-инъекционным методом. Для этого используется специальная техника — БЦМ: под давлением смесь пломбирует выбоину или яму. Это, конечно, временные меры. В апреле-мае начнутся традиционные методы ремонта — замена дорожного покрытия большими картами.

— Вам часто звонят, рассказывают, где появились ямы?

— Да, горожане очень активны в этом вопросе. На данный момент на сайте Иркутскавтодора появилось специальное всплывающее окно, где можно рассказать о ямах — все сообщения попадают в график ремонта. К тому же у Иркутскавтодора с 8 до 22 часов работает телефон диспетчера, куда также можно позвонить и пожаловаться на ямы — 755-186. График выполнения работ также можно найти на сайте: irkavtodor.ru, данные отображаются регулярно. На сайт сейчас обратились 64 иркутянина, еще больше жалоб в мэрии. Однако правильнее сообщать о ямах напрямую тем, кто занимается ремонтом, это сократит время решения проблемы.

— Где производится ремонт в первую очередь?

— На главных городских улицах, по которым ходит общественный транспорт и где наибольшее количество ям. В день рециклеры могут восстановить до 100 квадратных метров.

— Есть ли участок, который собрал больше всего жалоб?

— Наверное, это Маратовское кольцо, Байкальское кольцо, плотина. Перечислять можно долго. На многих улицах в той или иной мере имеются проблемы: на Лермонтова, Розы Люксембург, Трактовой, Декабрьских Событий, Ленина и других.

— Сколько денег выделено на устранение этих проблем?

— Сумма на содержание автомобильных дорог — почти 73 млн рублей, здесь и ямочный ремонт, и ремонт большими картами. Это на 12 млн больше, чем в 2015 году. В 2014-м на эти цели выделялись 57 млн рублей, в 2013-м — 48.

— На форумах ведут разговоры о «выпуклых» дорогах, которые не задерживают воду — она с них скатывается по сторонам. Говорят, что у нас эта норма не соблюдается. Почему?

— Раньше все дороги были, как вы говорите, «выпуклые». Вообще-то это называется поперечный профиль. Капитального ремонта на улицах не было уже давно — грунт просел и «выпуклость» исчезла. Однако если посмотреть на Байкальскую, там вы увидите наличие той самой выпуклости. Там, где ведутся капитальные работы, эта норма строго соблюдается.

— Михаил Михайлович, почему ямы появляются даже там, где ремонт завершился перед самой зимой? Например, на улице Карла Либкнехта каждый год ведут работы в подземных коммуникациях, потом кладут ровный красивый асфальт, а к весне там появляются ямы.

— Объяснение этому есть. Законодательство говорит: кто вскрыл асфальт, тот его и восстанавливает. То есть ведет работу Водоканал, например, — раскопали, вынули грунт, отремонтировали трубы, засыпали тот же грунт, проехались по нему чем-нибудь и положили асфальт. Все красиво, но! Но они не дорожники, не специалисты. У них нет необходимой техники, чтобы трамбовать грунт слоями. Ямы роют глубоко — на несколько метров, проводят ремонт и засыпают их тем же самым изъятым грунтом. Потом утрамбовывают катком или гусеничными тракторами верхний слой. Это неправильно, потому что нижние слои остаются рыхлыми, размываемыми, а это значит, что рано или поздно они дадут усадку и асфальт провалится. К сожалению, улицу Карла Либкнехта и в этом году опять будут вскрывать.

— Почему не установить жесткие требования на этот счет?

— Это пробел в законодательстве, который сейчас прорабатывается. Некоторые моменты уже прописаны в федеральных документах, некоторые готовим мы сами, — это регламент, в котором будет раздел, касающийся тех, кто под дорогами имеет коммуникации.

— Михаил Михайлович, почему всегда один ответ: нет средств?

— Потому что из дорожного фонда Иркутской области областной центр не получает практически ни копейки. А городской бюджет просто не имеет таких доходов. При этом мы все-таки уделяем много внимания дорогам, ремонтируем дворовые территории, дороги в секторе индивидуальной жилой застройки.

— А сколько нужно денег, чтобы капитально отремонтировать все городские дороги?

— Нужны два миллиарда рублей ежегодно, и тогда за несколько лет можно все привести в порядок.

— Где в Иркутске в этом году все-таки будет сделан капитальный ремонт?

— На участке Старокузьмихинской — там есть неправильный перекресток, который необходимо преобразовать в кольцевую дорогу — это 1-й этап большого проекта. На его реализацию будет потрачено 102 млн рублей. Будут реконструированы развязки у Иннокентьевского моста и на улице Рабочего Штаба на выходе из Иркутска — это очередные работы на Покровской объездной дороге. Стоимость работ на этих двух участках оценивается в 290 млн рублей.

  • «Везде проблемы»

Сегодня мы спросили у иркутян-автомобилистов: «А какие дороги, на ваш взгляд, лучшие в Иркутске?»

Антон:

— Более-менее приличные — Маршала Конева и новый мост. Остальные сильно испорчены после зимы.

Елена:

— Только Байкальский тракт могу назвать, где новая развязка, остальные в печальном состоянии.

Иван:

— Нет таких, везде проблемы. Машину жалко по таким дорогам водить. Улица Байкальская пока еще в порядке, но это вопрос времени, да и я там редко бываю.

Станислав:

— Состояние дорог весной такое, что трудно назвать что-то хорошее. Ямы везде, даже вспомнить не могу что-то реально хорошее: там, где я бываю, дороги с проблемами.

Евгения:

— Байкальская развязка новая, больше ничего не могу назвать.