Что такое стыд

О пользе чувства стыдливости рассуждает шаман Виктор Мотошкин

Виктор Мотошкин, кандидат технических наук, доцент Иркутского государственного университета путей сообщения, известен не только как преподаватель. Виктор Владимирович является шаманом, потомком сильного рода. Его рассуждения о нравственности, о культуре любопытно прочесть людям всех поколений. В этом номере Виктор Мотошкин рассуждает о чувстве стыдливости. Если вы, читатели, тоже хотите поделиться своими мыслями по этому или другому поводу, пишите нам письма.

Лет 40—60 назад и наверняка до этого у бурят сильно было развито чувство стыда за те или иные свои поступки и поступки членов своего рода. Родственные связи были очень сильными. Обсуждения постыдных поступков родственников велись постоянно. В то время мне, ребенку, было непонятно, почему взрослые так боятся осуждения тех или иных неблаговидных поступков. Казалось, поговорят-поговорят да перестанут. С высоты нынешних лет можно сказать, что я ошибался. В то время правила морали, поведения в обществе были не такими, как в наше сегодняшнее время. Сравнение не в нашу пользу. Широкое обсуждение вопросов поведения в коллективе велось постоянно, т. е. таким методом соблюдался общественный порядок в роду. Бесстыдство рушит установленный до этого времени порядок, принципы морали и этики.

Что же собой представляет стыд, или стыдливость? В литературе однозначного определения нет. Как говорят в научном мире, дефиниция до сих пор не установлена.

Можно коротко сказать, что стыд представляет собой неудовольствие каким-нибудь своим действием (поступком, словами), которое, как нам кажется, другими порицается. Выходит, стыд связан с самосозерцанием — человек видит себя, оценивает свои дела глазами других или с точки зрения установившихся на данный момент ценностей морали, этики в обществе, в котором он обитает. Стыд не допускает совершения каких-либо низких или аморальных поступков. Как заметил философ Луций, стыд порой запрещает то, чего не запрещает закон.

Сколько вульгаризма, непристойного поведения без всякого стыда выдает телевидение: таких сволочей и в жизни никогда не встретишь. Всякого рода отребье культивирует на экране непристойные поведение, телодвижения, неприличную рекламу, способствуя введению зрителя в состояние, близкое к скотскому. Особенно часто на телевидении подчеркивается неуважение детей к своим родителям, родным, близким, знакомым в дешевых, бесконечных и бессмысленных по содержанию сериалах. Казалось бы, широкое развитие средств массовой информации (СМИ) должно способствовать укреплению морали и культуры. Получается с точностью до наоборот. Падение морали, развитие бесстыдства за последние годы наводят на следующую мысль: принятое в те далекие годы простое устное осуждение постыдного поведения у бурят гораздо эффективнее по воздействию на общество современных СМИ. Телевидение круглые сутки представляет зрителю бездарных певцов, всевозможных пародистов, юмористов, которые очень далеки от понятия стыдливости. Естественно, насаждается мысль, что юмор и пошлость — две составные части одного целого. Сколько предлагается рекламы, не обходящейся без участия обнаженных женщин, а редкие нравственно-духовные передачи заполнены кадрами с курящими, выпивающими персонажами. Россиянину постоянно навязывается образ жизни западных теледив, лишенных моральных и духовных ценностей. До каких пор руководителями от телевидения будут закупаться подобного рода произведения? И почему в соседнем Китае с 2012 года на телевидении количество развлекательных программ многократно сокращено? В этой стране теперь предпочтение отдано поучительным, познавательным программам.

Современный человек медленно, но верно идет к тому, чтобы избавиться от чувства стыдливости. Не хотелось говорить, что от него избавляются навсегда. Возможно, это высокое чувство когда-нибудь к человеку вернется. Только стыдливость нынче считается неким комплексом, препятствующим раскрытию таланта, раскованному поведению, часто переходящему в распущенность.

Совсем недавно считалось неприличным входить, например, в государственные учреждения в шортах, а теперь это обыденное явление. Еще 500 лет назад восточные мудрецы предупреждали, что женщины потеряют власть над телом. Когда наши красавицы щеголяют по улицам, мягко говоря, в одном исподнем — в коротких трусиках и лифчиках, демонстрируя свои, извините, пупки и попки, то ясно: правы были наши мудрецы. Женщины должны обладать большей степенью стыдливости, нежели мужчины, так как являются существами более эмоциональными. Поэтому наличие стыдливости от них требуется в большей степени. Здесь уместно привести слова святого Григория Богослова: «Один цвет любезен в женщине — это добрый румянец стыдливости». Утрата стыда — неотъемлемой части культуры общества — мало где осуждается и наказывается.

В современном российском обществе у человека отсутствует возможность развития благоприобретенной стыдливости, а врожденная стыдливость с годами неуклонно пропадает, исчезает. И ничто не удерживает его от совершения неблаговидных поступков.

Именно в таких условиях идет становление молодого бурятского поколения. Поэтому родители, старшее поколение просто обязаны усилить действия по возрождению такого качества, как стыдливость, используя все меры воспитания, как это делали наши предки.

Если в каждой пятой семье будут постоянно вестись разговоры о стыдливости, уже наметится успех. Следует наблюдать за поведением своих детей, а также детей своих родственников, друзей; выбирать для них праведных, достойных товарищей; оценивать их поступки, оберегать от разлагающего влияния телевидения, улицы. Без усилий в этом вопросе ребенок не вырастет богобоязненным, праведным, с чувством стыдливости.

Задача в этом направлении усугубляется тем, что в вопросах возрождения стыдливости на человека будет нанесен удар со стороны всемогущего Интернета. Это порождение средств информации по негативному воздействию на неокрепшие умы молодежи будет опаснее телевидения и может усилить девальвацию стыдливости.

В настоящее время нравственные критерии подвергаются переоценке. Взгляд на мир стал грубым. По всей земле растет преступность, совершается насилие, процветают алкоголизм, наркомания, терроризм и другие пороки. На второй план отошли культура, традиции, обычаи. Мы закрываем глаза на многие негативные вещи. Перестаем испытывать стыд за происходящее вокруг нас, привыкаем к падению чувства стыдливости.

Но если у вас возникает чувство стыда перед детьми, родными, друзьями, то вы являетесь образцовым родителем, родственником, другом, несущим ответственность перед ними. Эмоции, возникающие под действием стыда, ведут человека к изменениям в лучшую сторону, приводят к благородным поступкам, благим деяниям.

Стыд порождает бдительность, настороженность. Стыд — это один из лучших способов контроля человека за своим поведением, поступками своих родных и друзей.

В восхвалении Хамбо-ламы Итигэлова отмечено, что он в совершенстве обладал семью драгоценными достоинствами святых. Одним из этих достоинств у него было наличие чувства стыда. Хамбо-лама Итигэлов своими деяниями и нетленным телом, безусловно, побуждает всех нас к развитию этого чувства.

Виктор Мотошкин, кандидат технических наук, доцент Иркутского государственного университета путей сообщения

Иллюстрации: 

Старшее поколение еще помнит, что такое нравственные нормы
Старшее поколение еще помнит, что такое нравственные нормы
Сохранять традиции призвана семья. Именно старшие родственники должны привить детям нормы поведения
Сохранять традиции призвана семья. Именно старшие родственники должны привить детям нормы поведения