Что случилось на «Баргузине-2»?

Пассажиры сгоревшего судна вспоминают, что им пришлось пережить

Пассажиры, находившиеся на загоревшемся теплоходе «Баргузин-2», могут считать 2 августа своим вторым днем рождения. По предварительной версии, воспламенился один из двигателей теплохода, который выполнял регулярный рейс по маршруту бухта Песчаная — Иркутск. Возгорание произошло в тот момент, когда теплоход находился в районе Большого Голоустного, в 1,5 км от берега. В салоне судна в это время было 117 пассажиров и шесть членов экипажа. Всем удалось спастись.

«Мужчины прыгали быстрее женщин»

Одна из пассажирок теплохода, Татьяна Чемоданова из Ангарска, отдыхает на Байкале каждый год. И эту поездку она планировала давно, еще с зимы. Отдых был очень долгожданным. 27 июля вместе с двумя детьми Татьяна отправилась на турбазу «Байкальские дюны». На 2 августа был запланирован выезд с турбазы.

— За нами пришел теплоход, мы сели в него. По пути еще зашли в Песчанку — захватить людей. Нас стало достаточно много, даже мест не хватало. Через 30 минут после отправления я вдруг заметила дым, одна из первых. Панику поднимать не стала, но на всякий случай надела жилеты на детей и на себя. Позже увидела, что и другие пассажиры, как по цепной реакции, разобрали жилеты. Они лежали на виду, и все их брали, — рассказывает Татьяна. — Когда уже начался настоящий пожар, некоторая паника присутствовала, причем даже у стюардессы, которая нас встречала на теплоходе. Когда я это увидела, отошла в сторонку и смирилась с судьбой.

Татьяна не видела, как с другой стороны к горевшему теплоходу подходила яхта.

Яхта Princess некоторое время назад проходила мимо «Баргузина». Шла она достаточно медленно, и ее владелец Александр Ляховчук вовремя заметил дым на теплоходе. Всего несколько минут ему понадобилось на то, чтобы вернуться.

— Обычно я хожу побыстрее, но тут погода была хорошая. Мы с женой отдыхали, и я вовремя увидел дым. Корма горела, все люди переместились в носовую часть. Многие были в шоке, не понимали, что надо прыгать в плоты. Потом, когда я уже забрал всех детей и отошел к берегу, увидел, что пассажиры стали бросаться в плоты, — вспоминает Александр. — Я забрал где-то 35—40 человек. Дети маленькие на руках были, трое или пятеро. Беременную женщину взяли.

Экипаж теплохода тем временем спустил на воду четыре плота, которые могли вместить по 20 человек каждый. Всего плотов на теплоходе было семь, достать оставшиеся не получилось — огонь отсек дорогу к ним.

Выйти сухими из воды у пассажиров не получилось — во всех плотах была вода. Татьяна Чемоданова вспоминает, что она сидела по пояс в холодной воде. Терпеть холод пришлось достаточно долго. Потом яхта Александра Ляховчука вернулась, им бросили трос и все шлюпки дотащили до берега. Стресс и пребывание в холоде отразились на здоровье женщины. Она находится на третьем месяце беременности, и случившееся вызвало угрозу выкидыша. Татьяна сейчас помещена в больницу. Но самые неприятные ощущения у женщины остались не от пережитого, а от поведения некоторых пассажиров.

— Нелучшим образом себя проявили мужчины. Один сидел рядом со мной. Он прыгнул на плот одним из первых, хотя в первую очередь должны были пропускать детей и женщин, и по пути делал еще селфи, — поясняет Татьяна. — А еще в Песчанке на теплоход села пьяная компания, которая в пути распивала водку и играла на гитаре. Так вот пассажиры из этой компании бросали в шлюпки пакеты с бутылками водки. Спасали водку. Это для них главным оказалось.

Экипаж был трезв, капитан опытный

На следующий день после случившегося руководство Восточно-Сибирского речного пароходства на пресс-конференции разъяснило, что случилось с теплоходом, и рассказало о порядке выплаты компенсаций пассажирам, имущество которых сгорело при пожаре.

Впрочем, ответы у исполнительного директора ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» Виталия Кельманова нашлись не на все вопросы.

К примеру, ВСРП еще не знает, что стало причиной возгорания в машинном отделении теплохода. Плановый текущий ремонт судно прошло этой зимой. Перед началом навигации теплоход был осмотрен Российским речным регистром. Был подписан акт, подтверждающий техническую готовность судна к эксплуатации.

— «Баргузин-2» — одно из относительно новых судов на Байкале, 1991 года выпуска, — отметил Виталий Кельманов. — В свое время было произведено три судна подобного проекта: «Баргузин-1», «Баргузин-2» и «Баргузин-3». Они сделаны в промежутке с 1989-го по 1991 год. Все три судна эксплуатируются у нас.

По словам руководителя, после крушения теплохода «Булгария» в 2011 году в России действуют единые правила речного регистра, которые были ужесточены. Только после полной проверки судна дается разрешение о начале навигации. До навигации в осенний период судно предъявляется к осмотру, речной регистр выписывает перечень тех видов работ, которые необходимо выполнить в зимний период. Весной снова проверяется качество выполненных работ.

Перед выходом в рейс также проводятся внутренние проверки судов.

— Со слов членов экипажа, при курсе город Иркутск — бухта Песчаная все технические параметры судна были в норме. Что произошло, непонятно. Специалисты должны установить, в чем причина. Это нужно и нам, и пассажирам, — говорит Виталий Кельманов. — На теплоходе сгорели салон и машинное отделение. Плавился металл. Судно восстановлению не подлежит. Оно находится в прибрежной зоне Большого Голоустного.

Еще один вопрос, который пока остается без ответа, — почему должным образом на теплоходе не сработала система пожаротушения. Виталий Кельманов уточнил, что система сработала, но не дала должного результата. Капитан включил систему, когда было обнаружено задымление. Она на какое-то время заглушила пожар, но потом судно заново начало гореть, с еще большей силой.

У пассажиров теплохода, которые случайно узнали о встрече журналистов с представителями ВСРП и поспешили туда, возник вопрос и о профпригодности капитана. По их словам, он сидел в рубке и бездействовал, продолжал вести судно на полном ходу, после того как пассажиры указали ему на появившийся дым.

Виталий Кельманов пояснил, что эти факты не говорят о бездействии капитана. После возгорания весь корабль был обесточен, рация не работала, капитан позвонил с сотового телефона диспетчерам, сообщил им о произошедшем, назвал координаты судна, что позволило выйти навстречу другому теплоходу максимально быстро. Кроме того, капитан покинул судно последним, сохранив журнал, в котором все зафиксировано. Действия капитана и членов экипажа будут позднее оценены компетентными органами. Каждый из них прошел медицинское освидетельствование.

Предварительные пробы на наличие алкоголя в крови показали, что весь экипаж был трезв.

К слову, капитан судна Борис Козко в пароходстве работает более 40 лет. Он является единственным, бессменным капитаном «Баргузина-2» с его самой первой навигации.

В пароходстве также сообщили, что после случившегося технической службе дано указание проработать вопрос размещения большего количества плотов на теплоходах.

Пассажирам обещают компенсацию

По факту пожара на теплоходе СКР возбудил уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей»). Следственные органы сейчас изымают техническую документацию судна, личные дела членов экипажа.

С 10 утра 3 августа работает горячая линия ВСРП (тел. 287-250), по которой можно получить ответы на все интересующие вопросы. Заявление о выплате компенсации можно написать в офисе ВСРП по адресу: улица Чкалова, 37.

Там же работают психолог и юристы, дежурит терапевт. Есть договоренность с одной из больниц Иркутска о том, что, если понадобится, будет произведена госпитализация пассажиров за счет компании.

В заявлении пострадавшим пассажирам предлагается указать, какие вещи утеряны, какая компенсация необходима. По данным на вечер 3 августа, заявления уже написало более 90 человек. Пассажиры перечисляют все, вплоть до футболок, шорт, толстовок, зарядок для фотоаппаратов. В компании обещают, что ни одно заявление не будет оставлено без внимания. Размер компенсации со стороны ВСРП будет рассматриваться в каждом случае индивидуально в соответствии с заявлением. Кроме того, пассажирам будет выплачена компенсация стоимости проезда и перевозки багажа по маршруту бухта Песчаная — Иркутск, а также компенсация от страховой компании, где была застрахована ответственность ВСРП перед пассажирами. Максимальный размер компенсации по этому договору — 23 тысячи рублей каждому человеку.

— Мы также передали в наш постоянно работающий call-центр телефоны иногородних пассажиров, которые ночью с 2 на 3 августа уехали в Москву, Читу, Нижнеудинск. Мы сами им позвоним и разъясним всю необходимую информацию, — подчеркнул Виталий Кельманов.

Иллюстрации: 

ВСРП еще не знает, что стало причиной возгорания в машинном отделении теплохода
ВСРП еще не знает, что стало причиной возгорания в машинном отделении теплохода
Александр Ляховчук часто ходит на своей яхте в Песчанку. В тот день он оказался возле теплохода «Баргузин-2» совершенно случайно и руководствовался негласным правилом, которое всегда было и есть на море: помогать
Александр Ляховчук часто ходит на своей яхте в Песчанку. В тот день он оказался возле теплохода «Баргузин-2» совершенно случайно и руководствовался негласным правилом, которое всегда было и есть на море: помогать
Пассажирам «Баргузина-2» повезло еще и потому, что среди них находились 15—20 человек, подготовленных к экстремальным условиям. Один из них Рустам Газиев, увлекающийся сплавом по горным рекам, походами по тайге. Он и другие молодые люди пытались сделать все, чтобы не допустить общей паники на судне. Он отдавал команды, и основная масса людей к ним прислушивалась
Пассажирам «Баргузина-2» повезло еще и потому, что среди них находились 15—20 человек, подготовленных к экстремальным условиям. Один из них Рустам Газиев, увлекающийся сплавом по горным рекам, походами по тайге. Он и другие молодые люди пытались сделать все, чтобы не допустить общей паники на судне. Он отдавал команды, и основная масса людей к ним прислушивалась
baikalpress_id:  107 623