Что с музеем авиации?

Техники стало меньше: Ми-6 отправили на металлолом.

О создании в Иркутске музея авиации газета «СМ Номер один» рассказывает уже много лет. Напомним, что после ликвидации ИВВАИУ на учебном аэродроме осталось несколько летных единиц. Благодаря усилиям авиаторов-энтузиастов часть техники удалось спасти от распила и сдачи в металлолом, а вскоре появилась идея открыть музей авиации.

В 2010 году было зарегистрировано областное государственное бюджетное учреждение «Музей авиации Иркутской области». В собственность области было передано десять самолетов и вертолетов, которые должны были составить основу музейной экспозиции. Были планы-проекты, 3D-макеты; были люди, готовые их реализовать. Но не было территории, пригодной для музея. Вернее, территория есть — бывший учебный аэродром, где и по сей день стоит списанная летная техника, но земля федеральная, принадлежит Министерству обороны Российской Федерации и является закрытой территорией.

В конце 2013 года мы беседовали с директором ОГБУ «Музей авиации Иркутской области» Олегом Торским и даже побывали на территории, где располагались воздушные суда. Прошел год, и мы решили узнать, как обстоят дела на сегодняшний день. Оказалось, что до открытия музея по-прежнему дистанция огромного размера, но тем не менее изменилось многое.

Оказывается, еще в начале 2014 года было принято решение о ликвидации государственного бюджетного учреждения «Музей авиации Иркутской области». Как нам пояснили в министерстве культуры и архивов, причиной ликвидации стала «неэффективная работа учреждения».

Планировалось, что все самолеты останутся в собственности области, а функции по учету, хранению и экспонированию будут переданы областному краеведческому музею. Однако этого не было сделано, поскольку самолеты по документам не являются музейными экспонатами. По словам теперь уже бывшего директора музея Олега Торского, с музейными экспонатами запрещено проводить ремонтные работы, а авиационная техника в таких работах постоянно нуждается. В итоге самолеты были зачислены на баланс министерства имущественных отношений Иркутской области.

Спустя полгода после ликвидации бюджетной организации появилась коммерческая — ООО «Музей авиации», созданная инициативной группой.

В нее, по словам одного из представителей компании, вошли те, кому небезразлична судьба летной техники, кто стремится сохранить историю для молодого поколения. В основном это представители гражданской и военной авиации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что теперь все работы, касающиеся подготовки к открытию и содержанию музея, будут финансироваться из частных источников.

Попытка посетить бывший учебный аэродром успехом не увенчалась. По словам сторожа, вышедшего на лай собак, допуск на территорию воспрещен, в том числе и офицерам, которые в прошлом году проводили регламентные технические работы. Как выяснилось позже, администрация ООО «Музей авиации» также лишена возможности проходить на территорию. Исключением стали лишь те военные, в обязанности которых входит контроль за техникой, принадлежащей Министерству обороны.

Техники, кстати, стало меньше. По данным новой администрации музея, осенью 2014 года был утилизирован легендарный транспортный вертолет Ми-6, который, в отличие от всех остальных бортов, прибыл на площадку своим ходом. Несмотря на то, что экземпляр довольно интересный и можно было бы побороться за его право стать музейным экспонатом, таких попыток, скорее всего, никто и не делал. Судя по всему, это был тот самый случай, когда приказы не обсуждаются.

Сейчас часть самолетов уже передана в собственность региона, а часть осталась в ведении МО. Из тех, которые остались пока на армейском балансе, наибольший интерес для музея представляют самолеты Ту-22 и Ту-22М2. Ту-22 интересен как одна из первых машин своей серии, а Ту-22М2 — легендарный стратегический ракетоносец времен холодной войны, ударная сила которого произвела ошеломляющий эффект на высшее военное и партийное руководство и лично на Леонида Брежнева. Ведутся переговоры о передаче их в собственность региона. Также есть надежда расширить экспозицию самолетом Ан-12, который серийно выпускался в Иркутске на протяжении 1957—1962 годов, и военно-транспортным самолетом Ан-26.

Техническое и физическое состояние тех экземпляров, которые уже переданы в собственность области, оставляют желать лучшего, и, по мнению новой администрации музея, потребуется не менее пяти лет, чтобы подготовить самолеты к демонстрации горожанам. «Открыть экспозицию и показать груду металлолома? Для этого хватит и пары дней, — рассказал нам источник в ООО «Музей авиации». — 90% наших работ сегодня направлены на восстановление техники. Мы ищем недостающие элементы. В этом нам активно помогает наш авиазавод, сами что-то латаем, подкручиваем, клепаем».

В планах — построить для авиации крытые павильоны, что позволит посещать музей, невзирая на погодные условия.

За тот короткий промежуток времени, пока у работников ООО «Музей авиации» был доступ к самолетам, успели сделать многое: экспонаты расставлены по территории в определенном порядке; закрыты, опечатаны и запломбированы все двери, люки, кабины; была проведена работа по восстановлению недостающих частей у некоторых экземпляров. Благодаря тому, что Министерством обороны РФ были установлены камеры наблюдения, удалось ограничить нападки вандалов.

На данный момент из-за ограничений, введенных со стороны Министерства обороны, технические работы приостановлены. Вопрос о допуске на территорию решается. Представлены все требуемые данные, написаны соответствующие письма.

Говорить о каких-то конкретных сроках открытия музея пока нельзя, поскольку на данный момент все еще идет переписка с Министерством обороны по земельному вопросу, в которой задействованы и областная администрация, и Совет ветеранов Иркутской области, и администрация ООО «Музей авиации». Переписку нельзя считать безуспешной — был получен ответ, что министр не возражает против выделения участка для музея авиации. Впрочем, дальнейших действий со стороны министерства предпринято не было, и этот вопрос пока остается открытым.

Сергей Ерощенко на встрече с депутатами думы Иркутска сообщил о том, что региональные власти поддерживают создание музея авиации на базе бывшего учебного аэродрома ИВВАИУ. 

Рассматривать такую возможность можно будет после передачи имущества бывшего авиационного училища из собственности Минобороны РФ в ведение Иркутска или региона. Также проект музея  может быть привязан к истории иркутского аэропорта, расположенного рядом.

baikalpress_id:  101 950