Что показывать будем?

У иностранных туристов резко увеличился спрос на поездки в Иркутск

По данным исследования сервиса Momondo, опубликованным газетой «Коммерсантъ», число заграничных путешественников, планирующих летом 2016 года приехать в Иркутск, выросло на 99,5% (!). Популярность России как туристического направления начала расти с прошлого года (к сожалению, из-за обесценивания рубля), а Иркутск стал лидером по темпу прироста туристов. Так что же будем показывать приезжим? Какой они увидят архитектуру нашего города? 

В начале февраля представители администрации города, урбанисты и эксперты по городскому и региональному развитию, ведущие архитекторы обсудили визуальные перемены, которые ожидают город в ближайшее время. Стоит ли ему сохранить свой исторический облик или пойти по более современному пути? Это был главный вопрос, ответ на который искали участники круглого стола «Архитектурный облик Иркутска». Долго совещались и решили единогласно: одно без другого невозможно! Иркутск должен сохранить свой исторический облик купеческого города, одновременно стать удобным для жителей и привлекательным для гостей.

— Приведу в пример Шанхай и Париж. Так вот, Иркутску в своей градостроительной политике нужно идти путем Парижа, а не Шанхая, который сначала снес всю свою историческую застройку, а теперь думает, как бы ему вернуть самобытность, — уверена иркутский архитектор, вице-президент Союза архитекторов России Елена Григорьева. 

По словам Елены Ивановны, сейчас исторические памятники в городе занимают всего лишь 4% от общей территории, поэтому их нужно беречь, как сокровище. А также, чтобы не потерять свою самобытность и привлекательность для туристов, нужно постараться объединить облик купеческого города и мегаполиса.

— Отличие Иркутска от других городов важно для жителей, гостей и инвесторов, — отметил урбанист, эксперт по городскому и региональному развитию, один из авторов проекта «Иркутские кварталы» Алексей Козьмин. — Мне бы не хотелось, чтобы он стал мегаполисом. Мы должны поддерживать облик настоящего сибирского города, где деревянная и каменная историческая застройка сочетается с современными зданиями.

Заслуженный архитектор России, профессор Марк Меерович это мнение поддержал и отметил, что Иркутск должен сохранить историческую застройку разных периодов, включающую сталинские дома, объекты конструктивизма и много­этажки архитектора Павлова. В свою очередь заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Иркутска Инна Кондратьева убедила всех присутствующих, что именно эти направления сейчас прорабатываются городской администрацией.

Участники круглого стола много говорили о городской скульптуре, ее уместности на улицах города, ее художественных качествах. 

— Из появившихся за последние годы в Иркутске по пальцам можно перечислить достойные памятники, — убеждена Елена Григорьева. — А между тем скульптура — это произведение искусства. С уместностью тоже все понятно, если иметь в виду Бабра на стрелке 130-го квартала, или прекрасный памятник Гайдаю и его героям, который почему-то появился возле цирка, а не на бульваре, названном именем этого режиссера. 

В подтверждение этих слов Марк Меерович привел в пример Германию, где школьники на уроках краеведения получают задания изучить историю конкретного района и определить знаковые события, произошедшие в данной местности. Затем на уроках труда они разрабатывают дизайн памятника, и после жители района общими усилиями ищут спонсоров для реализации лучших проектов. 

Не обошли вниманием и 130-й квартал. На его успешном примере специалисты доказали необходимость в подобных общественных местах. Поэтому в скором времени успех планируется закрепить новым проектом «Иркутские кварталы» — это система общественных пространств, которая будет пронизывать весь город, взаимодействуя между собой. 

— Изначально на месте 130-го квартала должен был стоять административно-жилой комплекс с двумя-тремя памятниками, — рассказал Марк Меерович. — Но построенный квартал кардинальным образом поломал общественное, административное и бизнес-сознание. Предприниматели, которые приобрели в нем недвижимость, окупили ее и продолжают получать колоссальные доходы. Кроме того, люди захотели реставрировать деревянные дома под жилье.

— 130-й квартал — это уникальный пример для страны. Я часто бываю на различных конференциях и форумах и вижу, как люди из других городов — научные сотрудники, архитекторы — в своих докладах приводят его в пример успешной регенерации исторической среды центра города. Причем многие из них в Иркутске не были ни разу. И проект 130-го квартала уже пытаются тиражировать, — отметил один из участников круглого стола Алексей Козьмин.

В завершение круглого стола все участники сошлись во мнении, что из исторического центра должны исчезнуть реклама, недостроенные объекты, свалки, неопрятные пустыри, места стихийной торговли и незаконные постройки. А сегодня в одном только 130-м квартале насчитывается уже 15 самостроев. А вместо всего перечисленного Иркутску просто необходимы дополнительные парки и скверы, пешеходные улицы, бульвары, интересные современные здания и благоустроенные участки вдоль набережной Ангары. Таким образом, удастся не только сохранить привычный облик города, но и значительно его улучшить, сделать комфортным и красивым для иркутян и для туристов.

  • Что новенького установят

Сейчас в администрации города идет проработка места установки трех скульптур. Так, памятник Михаилу Сперанскому должен появиться в сквере имени Кирова, который звался именем графа. Еще одна скульптурная группа «Байкал — Ангара — Енисей» всемирно известного художника Даши Намдакова должна появиться в Иркутске. Но пока точно не определено место ее установки. Одни хотят видеть монумент на набережной Ангары, другие — в микрорайоне Солнечном. Споры возникают и вокруг монумента почетному гражданину Иркутска Николаю Салацкому, ведь точку его установки возле здания Евразийского лингвистического института архитектурно-художественный совет города забраковал, — рассказала о ближайших планах заместитель начальника управления архитектуры и строительства Иркутска Инна Кондратьева.

Иллюстрации: 

На фото — участники круглого стола «Архитектурный облик Иркутска» (слева направо): заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Иркутска Инна Кондратьева; урбанист, эксперт по городскому и региональному развитию Алексей Козьмин; президент Союза архитекторов России Елена Григорьева и заслуженный архитектор России, член Общественной палаты Иркутска Марк Меерович
На фото — участники круглого стола «Архитектурный облик Иркутска» (слева направо): заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Иркутска Инна Кондратьева; урбанист, эксперт по городскому и региональному развитию Алексей Козьмин; президент Союза архитекторов России Елена Григорьева и заслуженный архитектор России, член Общественной палаты Иркутска Марк Меерович
Согласно программе монументально-декоративного оформления города, скульптурная композиция «Гайдай и его герои» должна была появиться в месте, так или иначе связанном с режиссером: на улице Касьянова, около одной из двух школ, где он учился, или у театра. Но установили ее около городского цирка. «Наверное, скульптурную группу поставили у цирка, потому что в ней есть Никулин. Но на самом деле здесь просто уже было благоустроенное пространство и его решили использовать. По моему мнению, это не совсем верный подход. Каждый памятник должен рассказывать историю места, где он установлен, или человека, отлитого в бронзе», — считает иркутский архитектор Елена Григорьева
Согласно программе монументально-декоративного оформления города, скульптурная композиция «Гайдай и его герои» должна была появиться в месте, так или иначе связанном с режиссером: на улице Касьянова, около одной из двух школ, где он учился, или у театра. Но установили ее около городского цирка. «Наверное, скульптурную группу поставили у цирка, потому что в ней есть Никулин. Но на самом деле здесь просто уже было благоустроенное пространство и его решили использовать. По моему мнению, это не совсем верный подход. Каждый памятник должен рассказывать историю места, где он установлен, или человека, отлитого в бронзе», — считает иркутский архитектор Елена Григорьева
Символ Иркутска — Бабр, наверное, самый спорный памятник города. Сколько было разногласий с его установкой! Где поставить, как поставить и какую скульптуру? На воплощение в бронзе претендовали сразу несколько проектов. В том числе и оригинальный бабр известного бурятского скульптора Даши Намдакова. Но все же выбрали мифического зверя в исполнении архитектора Ольги Смирновой и скульптора Натальи Бакут. Правда, и здесь не обошлось без вопросов. Общественность живо заинтересовалась, какого бабр пола. Прошло уже почти четыре года с момента установки скульптуры на стрелке 130-го квартала, и страсти по бабру немного улеглись. Теперь горожане и туристы с удовольствием фотографируются у сказочного животного и с энтузиазмом натирают на удачу его когтистые лапы
Символ Иркутска — Бабр, наверное, самый спорный памятник города. Сколько было разногласий с его установкой! Где поставить, как поставить и какую скульптуру? На воплощение в бронзе претендовали сразу несколько проектов. В том числе и оригинальный бабр известного бурятского скульптора Даши Намдакова. Но все же выбрали мифического зверя в исполнении архитектора Ольги Смирновой и скульптора Натальи Бакут. Правда, и здесь не обошлось без вопросов. Общественность живо заинтересовалась, какого бабр пола. Прошло уже почти четыре года с момента установки скульптуры на стрелке 130-го квартала, и страсти по бабру немного улеглись. Теперь горожане и туристы с удовольствием фотографируются у сказочного животного и с энтузиазмом натирают на удачу его когтистые лапы