Что нужно знать водителю, чтобы встретить зиму во всеоружии

Подготовка машины к зиме — это заранее спланированные действия.

Первый снег у нас выпадает неожиданно и примораживает тоже. Чтобы погодные условия не застали вас врасплох, нужно знать, что и когда лучше сделать. Во-первых, вы потратите меньшее количество денег, во-вторых, не будете терять время и обезопасите свою машину.

Начинаем с резины

Шипы — это то, что надо для нашего региона. Из года в год повторяется ситуация с дорогами: в центре Иркутска, который по возможности вычищается до блеска, шипы не нужны, а вот на остальных улицах без шипов есть риск «укатиться» куда-нибудь не туда.

Что советуют профессионалы? Мастера центра высшего водительского мастерства, только за качественную шипованную резину (не китайского производства). Например: Nokian Hakkapelita, Michelin, Continental... Они неплохо держат дорогу и не очень шумят. Каждый выбирает для себя резину по каким-то своим меркам, опыту вождения, кошельку и мнению других водителей, но обращайте внимание, чтобы шипы были ровными, без деформации самих посадочных мест и, естественно, шипов.

Зимнюю резину можно покупать уже сейчас, цены еще не подскочили, выбор довольно широк. После первого снега будет серьезный ажиотаж, и вероятность купить хорошие колеса за приемлемую цену снизится практически до нуля.

— В идеале, — советует директор и преподаватель Центра водительского мастерства Сергей Степанов, — «переодеться» нужно 15—20 октября. Вы успеете обкатать резину и будете готовы к первому снегу.

Чтобы шипы установились, для обкатки нужно проехать около 300 км без резких движений и маневров по более-менее сухому асфальту. Если выполнить данную процедуру, то колеса прослужат вам 3—4 года.

Начать подготовку можно уже сейчас, без спешки, разделить все по этапам.

С чего начать?

  • Проверить аккумулятор. Заехать в специализированный центр и выяснить, хватит ли его на зимний сезон. Либо приобрести новый.
  • Сменить топливный и воздушный фильтры. Желательно это сделать, пока тепло, и быть спокойным, что они не подведут.
  • Промыть топливную систему и поменять свечи, свечные провода и провода зажигания.
  • Приобрести зимние дворники.
  • Заменить масло можно уже в начале октября. Специалисты советуют заливать синтетику ОW30, ОW40, 5W50. Лучше, если масло будет хороших, известных брендов и желательно фасованное, а не разливное из бочек.
  • Залить незамерзающую жидкость. Если вы забыли и вода замерзла в бачке, то поставьте машину на теплую стоянку на 2—3 часа, слейте воду и заполните «незамерзайкой».
  • При наличии финансовой возможности и необходимости установить электрические подогреватели, не те, которые заводятся от сигнализации, а стационарные — цена отечественных (Тюмень) от 2000 рублей или Webastо (цена и установка в зависимости от комплектации, но в среднем от $700).

На какой машине безопаснее?

— Существует миф, что если ваша машина полноприводная, то бояться гололеда или сильного дождя не надо, — говорит директор и преподаватель Центра высшего водительского мастерства Сергей Степанов. — Полное заблуждение! Напротив, машины, именуемые 4WD, помимо плюсов переднего и заднего привода собрали и все-все их минусы! Это самые непредсказуемые автомобили, так как никто не может сказать с точностью, как авто, у которого тянут все четыре колеса, понесется или повернет. Вот поэтому и не существует общего алгоритма, как вести себя, если требуется немедленное выполнение маневра. Что можно посоветовать? При любом маневре (например, вхождении в тот же поворот) заблаговременно снижать скорость (мягко и плавно) и так же плавно во время самого поворота поворачивать руль. Лихачить и резко крутить руль на таких машинах, проезжая по скользкой дороге, категорически запрещено!

Теперь несколько слов о заднем приводе — машины ведут себя более предсказуемо по сравнению с полноприводными, но резкие маневры, а также резкий набор скорости могут привести к заносу машины, с которым трудно справиться. Что делаем?

Пользуемся газом «умно». Это означает, что газовать на скользкой или мокрой поверхности категорически запрещается, причем увеличение силы нажатия на педаль зависит от угла поворота руля. Получается так: чем больше нам нужно повернуть руль

— тем меньше должно быть давление на педаль газа, и наоборот, чем меньше угол поворота, тем больше давление позволительно.

Последний по списку, но никак не по важности — передний привод. Самый предсказуемый из всех вышеперечисленных. Для такого авто потеря газа, или, как говорят, тяги, на опасном участке дороги грозит заносом задней оси, а ее избыток — сносом передней оси. Выход здесь существует — во-первых, не бросать резко тягу (отпуская педаль вообще), а если машина все-таки «поплыла», газу добавить, чтобы она выровнялась, и далее уже поправить ситуацию рулем, в том случае если занос не критический.

И последнее: в автомобиле есть две вещи, которые совмещать нельзя — поворот рулевого колеса и торможение. Или поворачиваем, или тормозим!!!

На ABS надейся, но сам…

Идеальное торможение — это торможение нерезкое и только при прямолинейном движении. Что дает нам антиблокировочная система? Она не дает колесам блокироваться и тем самым увеличивает тормозной путь на скользком покрытии, и это ее главный недостаток. Основная масса ДТП с автомобилями, оснащенными ABS, происходит, что называется, на излете, когда до полной остановки машины остаются считанные сантиметры. ABS необходимо воспринимать как систему, способную уберечь водителя от грубых ошибок при использовании тормозной педали, но не как палочку-выручалочку.

Прежде чем начинать все маневры на покрывшемся льдом дорожном покрытии, съездите потренируйтесь вдали от машин и пешеходов. Вам надо прочувствовать тормозную динамику авто, а также поведение машины на ледяной дороге и ваши возможности выровнять свое авто при заносе. Те же действия нужно предпринимать, если у вас имеются антизаносные или антибуксовочные системы.

Как избежать аварии?

Существует несколько достаточно простых правил, зная и используя которые можно избавить себя от неприятностей:

  • Соблюдать скоростной режим и дистанцию от впереди и сзади двигающихся автомобилей. Забудьте о быстрой езде! Зимой на наших дорогах летать под сотню километров в час могут только самоуверенные самоубийцы. Зимняя нормальная скорость должна быть даже чуть ниже, чем предписывают дорожные знаки.
  • Продумывать дорожную ситуацию на 2—3 шага вперед. Это летом можно среагировать и, нажав на педаль тормоза, молниеносно остановиться. Как только дорога покроется ледяной коркой, вам надо быть крайне осторожными. При подъезде к перекрестку сбрасывать скорость с требуемых 40—60 км/ч до 20—30 км/ч и тормозить заблаговременно. При подъезде к остановке иметь в виду, что общественный транспорт может резко начать движение, а пешеходы — переходить в неположенном месте.
  • Следите за чистотой внутренней стороны лобового стекла. Оно покрывается пленкой, которая затрудняет видимость. Желательно раз в несколько дней протирать его средствами для мытья окон.
  • В осенний период, во время дождя, чтобы окна не запотевали, на автомобилях с кондиционерами можно включать одновременно кондиционер и печку на комфортной температуре. Таким образом, влага будет сушиться и вы будете избавлены от запотевших стекол.

Иллюстрации: 

baikalpress_id:  97 978