Черный пиар среди таблеток и микстур

Финансовый спад в экономике заставляет бизнес идти на новые способы завоевания покупателя, который стал ценить каждый рубль. Кто-то устраивает распродажи, кто-то меняет ассортимент в пользу более доступного, а кто-то всерьез решил заняться черным пиаром…

Термин «черный PR» — российского происхождения, появился в конце 80-х. Черный пиар — это деятельность, направленная на ухудшение имиджа какого-то объекта, будь то человек, магазин, бренд или аптека. Черный пиар организует поток негативной, ложной, провокационной информации, которая подрывает доверие покупателя и соответственно его спрос на конкретный товар, услугу или торговую точку.

Живые примеры    

Один из популярных в России способов «замочить» конкурента — навлечь на него внимание административных структур. Пока конкурент отбивается от многочисленных проверок, которые могут ничего и не найти, но оторвут от повседневной работы внимание, силы, людей, время, нервы, можно переключить внимание покупателей к себе с помощью рекламы своего продукта или магазина. Поток потребителей перенаправляется, средний чек растет — значит, прием сработал.

В 90-х годах был яркий пример пиар-кампании одного производителя стиральных порошков против другого. Причина — на рынке появился «суперпорошок» с отличным качеством стирки и дешевле конкурентного почти в 2 раза. Конкурентная компания провела исследования в СВОИХ лабораториях и обвинила «суперпорошок» в том, что он якобы разъедает ткань. Производителям «суперпорошка» пришлось оправдываться и вкладывать огромные средства в ответные исследования и пресс-конференции. В итоге при помощи атаки профессиональных пиарщиков «суперпорошок» все же сняли с продаж, а настоящих доказательств так никто и не увидел. Битва шла за миллионы долларов.

Иркутск не отстает

Оказывается, наш сибирский город в технологиях черного пиара ничем не уступает мировым столицам. Речь не идет о политике. Существуют многочисленные примеры хорошо организованной атаки на аптечные сети. В Иркутске довольно часто аптеки располагаются рядом: стоят две, а то и три аптечные точки разных брендов неподалеку или буквально через дорогу. Куда пойдет покупатель? Туда, куда сердце подскажет, то есть подсознательно у каждого из нас сформирован образ магазина, аптеки, салона. Этот образ может быть положительным или отрицательным. Причем если покупателя спросить, он, возможно, и не сможет объяснить — почему этот интуитивный образ именно таков.

Битва черного пиара идет именно за этот психологический «якорь», который привязывает нас к тому или иному бренду, магазину.

Механизм атаки

Как это происходит? В час пик, когда в аптеке собирается довольно много народу, один из покупателей начинает громко возмущаться: «Да что это за цены? Безобразие! Вон там (обязательно называется конкретный бренд конкурента) на двести рублей дешевле! Это грабеж, на больных наживаетесь! Люди, идите в другую аптеку!» Или другой вариант провокации: покупательница, отстояв в очереди, начинает брать большой ассортимент разных лекарств, причем недешевых. В момент, когда пришла пора рассчитаться, она громко спрашивает: «Так, это аптека… (называется другой бренд)?» Аптекарь отвечает «Нет, это аптека… (такая-то)». Провокатор громко ругается: «Что? Да у вас сплошные фальсификаты! Я не буду у вас ничего покупать! Я-то думала, это такая аптека, а это — такая… Знаю я вас!» и т. д.

Что происходит в этот момент с публикой? Ведь именно для нее все и затевается. Конечно, люди реагируют по-разному: кто-то не обращает внимания, кто-то нервничает, кто-то уходит. Но психологическая атака уже состоялась: даже если вы не поверите, что все это выступление — правда, зерна сомнений будут посеяны в вашем подсознании. Кроме того, большинство участников этого театрального представления поделятся впечатлениями с близкими, знакомыми, а значит, волна черного пиара поползет по умам потребителей делать свое черное дело.

Признаки черного пиара

В подобных ситуациях называются КОНКРЕТНЫЕ бренды, названия аптек или магазинов — именно туда и зазывает провокатор.

  • Скандал проводится при большом скоплении народа.
  • Провокатор, как правило, сам ни на что денег не тратит, только ругает или разбрасывает товар.
  • Скандалист не поддается на адекватный диалог.

В чем правда?

Конечно, любой бизнес построен ради прибыли, и цель этих организованных провокаций — деньги. Денежный поток формируется от каждого покупателя, от каждого, даже самого копеечного чека. Это не вызывает сомнений. 

Но нам важно знать: правду ли говорит провокатор про конкурентные цены? Действительно ли он уличает в чем-то торговую точку? Конечно, в городе такой большой ассортимент товаров и конкретно лекарств, что мы точно знаем: что-то в одной точке дешевле, что-то в другой. 

Если покупатель захочет сравнить, он сравнит не один отдельный товар, а ассортимент. 

Кроме того, мы знаем, что есть оптовые рынки или магазины, в которые надо приобрести карту, поехать на край города и — сэкономить… Главное, у нас есть честный выбор — где что покупать. Здесь дешевле, но далеко или не так красиво, а там — подороже, но быстро, качественно, с улыбкой.

Современный потребитель не так-то прост — большинство из нас прекрасно понимает, что если кто-то громко выкрикивает название каких-то брендов, то в большинстве случаев ему это выгодно.

Поэтому так важно знать хитрые законы черного пиара и основываться не на чьих-то манипуляциях, а на здравом смысле и личном опыте.

Иллюстрации: 

Алена Мосягина —  психолог-консультант, руководитель консалтингового центра «Стратегия успеха». Центр, основанный в 2006 году специалистами из Екатеринбурга и Иркутска, ставит своей целью помощь в развитии бизнеса и личности
Алена Мосягина — психолог-консультант, руководитель консалтингового центра «Стратегия успеха». Центр, основанный в 2006 году специалистами из Екатеринбурга и Иркутска, ставит своей целью помощь в развитии бизнеса и личности