«Человек и природа» идут в кино

Призёры Байкальского питчинга дебютантов
Призёры Байкальского питчинга дебютантов

Музей «На свалке»: здесь можно снимать военные сцены
Музей «На свалке»: здесь можно снимать военные сцены
Вот такие экспонаты сразу привлекают внимание
Вот такие экспонаты сразу привлекают внимание

В Иркутске прошёл 20-й Байкальский кинофестиваль «Человек и природа» имени В.Г. Распутина. В программу вошёл 31 фильм из одиннадцати стран мира: России, Швеции, Германии, Канады, Ирана, Израиля, Аргентины, Австралии, Лесото, ЮАР и Италии. В рамках фестиваля также прошёл молодёжный кинофорум и Байкальский питчинг дебютантов.

Питчинг – это конкурс ещё не фильмов, но идей для фильмов. Если задумка достаточно интересна, автор имеет возможность получить 500 тысяч рублей на её реализацию – таков размер главного приза. Его вручают в двух номинациях: игровое кино и документальное кино. Есть также специальный приз в размере 300 тысяч рублей, которым поощряют понравившуюся работу. Рассказать о своём проекте авторы должны перед лицом экспертов, в число которых входят известные кинодеятели. Руководитель Всероссийского моло-дёжного кинофорума – продюсер и сценарист Дмитрий Якунин, руководитель молодёжного отделения Союза кинематографистов России.

В категории «Игровое кино» победил проект «Чайка-необычайка» режиссёра Полины Степановой. Победу среди документальных проектов одержала сценарист и режиссёр Мария Красноперова из Красноярска с проектом «№ 503. Мёртвая дорога». Оба автора получили по 500 тысяч рублей на производство заявленных фильмов. Марии также окажет поддержку в реализации проекта компания Canon. Иркутский областной кинофонд в этом году поддержал проект Павла Скоробогатова «Амбиции побеждать» и вручил сертификат номиналом в 300 тысяч рублей.

***

9 сентября состоялся локейшн-тур – специальная поездка участников, экспертов и гостей питчинга по окрестностям Иркутска, где могут быть интересные локации для съёмок фильмов. Первым пунктом в программе – музей «На свалке», где есть множество военной техники, форма разных лет, а также целая экспозиция старых вещей. Экспонатами музея являются предметы, которые граждане выбрасывали в течение разных лет. А сейчас так любопытно видеть старые лампы, проигрыватели и игрушки «как в детстве». Ведь всё это можно использовать в кино о прошлом для воссоздания обстановки и атмосферы! 

По итогам поездки Дмитрий Якунин дал небольшое интервью.

– Конечно, не помешало бы больше информации о том, как здесь, в окрестностях Иркутска, снимали хиты «Лёд» и «Лёд»-2. Но мы понимаем, что у организаторов времени совсем нет, идёт фестиваль. И в любом случае экспертам и участникам форума очень понравилось то, что они увидели. Я вижу, что здесь можно снимать военное кино, создатели музея «На свалке» показали ролик с реконструкцией битвы с участием 400 человек. Это масштабно, солидно, здорово, мы видим, что есть команда, есть реквизит и техника, чтобы снимать военные сцены и фильмы. Я не знал, что в Сибири такое есть!

Оцените итоги Байкальского питчинга: что Вам понравилось, какие пожелания?

– Мне с каждым годом защита нравится всё больше, люди учатся выступать на питчинге. И, если честно, некоторые делают это гораздо лучше, чем продюсеры, которые заявляют проекты для Министерства культуры и Фонда кино. Второе: сам уровень регионального кино растёт с каждым годом, ребята подстёгивают друг друга. Мне нравится и компания Юрия Яшникова, у него очень интересный маркетинг. Мы с нетерпением ждём его проект «Без неба» с участием Дмитрия Певцова, а также его новых документальных проектов, тот же фильм про Ивана Вырыпаева. Его проекты и подача достаточно яркие, современные, динамичные. Юлия Бывшева – глубокая, вдумчивая, её темы и проекты, может, менее ярко «упакованы», но они очень интеллектуальные, с глубиной, смыслом. Павел Скоробогатов, мне кажется, только ищет свой путь. Но у него есть та же вдумчивость и продюсерский опыт, креатив и смелость, которой он научился в мастерской Никиты Михалкова

В документальном кино победила Мария Красноперова из Красноярска с проектом. Кстати, она же выиграла год назад Байкальский питчинг с проектом «Последний рейс». Сейчас «№ 503. Мёртвая дорога».

Что Вы посоветуете дебютантам, начинающим кинодеятелям, которые участвуют в питчинге?

– Вы должны удивить, должны запомниться экспертам. И чем креативней, интересней будет ваша подача, тем лучше. А вдруг другого шанса не будет? Ярко выступать, удивить кадрами. Продюсеры, которые работают с дебютантами, понимают, что дебют должен быть прежде всего ярким и острым. С другой стороны, это требование рынка, зрителям хочется уйти из кинотеатра с приливом каких-то чувств.

***

В воскресенье 12 сентября состоялись завершающие мероприятия фестиваля «Человек и природа». В Доме кино прошла творческая встреча с председателем жюри, режиссёром Сергеем Дебижевым.

 А вечером в кинотеатре «Звёздный» прошло закрытие фестиваля и были подведены итоги главного кинособытия.

• Лучшим научно-популярным фильмом имени Николая Черского была признана «Земля кулика-лопатня» (2020, Россия, реж. Юля Даркова).

В номинации «Лучший игровой фильм имени Леонида Гайдая» победу одержала лента «Грецкий орех» (2020, Иран, реж. Мохаммад Хоссейн Махдавян).

Лучшим анимационным фильмом была признана работа «Слова на склоне» (2020, Россия, реж. Валентин Телегин).

Победитель в номинации «Лучший полнокупольный фильм – «Открывая невидимую Вселенную» (2021, Греция, реж. Теофанис Матсопулос).

Гран-при фестиваля получил фильм «По тонкому льду».

Приз «Байкал» за остроту поставленной проблемы, а также приз зрительских симпатий получил фильм «Краткое пособие по воспитанию тюленей» (режиссёр Владимир Марин, Россия).

Диплом жюри «За проникновение в тайну языка высокоорганизованных морских обитателей» получил фильм «О чём говорят косатки» (режиссёр Фолькер Барт, Германия).

Спецприз жюри «За живописность в изобразительном решении в кинематографе» получил игровой фильм «Это не погребение, а воскресение» (режиссёр Лемоханг Джеремайа Мозезе, Лесото, ЮАР, Италия).

• Призёром Иркутского областного отделения «Русского географического общества» стал фильм «Бенедикт Дыбовский. Тайна священного моря» (режиссёр Тарас Ващенко, Беларусь). Приз «Центра развития кинематографии имени Леонида Гайдая» получил фильм «Робот, я люблю тебя?» (режиссёр Юлия Киселева, Россия).

Дмитрий Якунин неплохо смотрится в форме
Дмитрий Якунин неплохо смотрится в форме