Быть внутренне на взводе

Автор биографий Вампилова и Распутина Андрей Румянцев рассказывает, как писать книги
Андрея Румянцева пришли поздравить друзья и коллеги. Журналист, много времени уделивший изучению творчества  Евтушенко, Виталий Комин (на фото слева) знает, что значит написать книгу об известном человеке.
Андрея Румянцева пришли поздравить друзья и коллеги. Журналист, много времени уделивший изучению творчества Евтушенко, Виталий Комин (на фото слева) знает, что значит написать книгу об известном человеке.

Андрей Румянцев опубликовал более тридцати книг стихов, поэм, рассказов, литературоведческих работ о русских классиках и современных писателях. Книги Румянцева выходили в крупнейших издательствах страны — «Современник», «Молодая гвардия», «Советская Россия», стихи и проза переводились на французский, болгарский, эстонский, монгольский и другие языки.

В серии «Жизнь замечательных людей» он выпустил биографии выдающихся деятелей культуры Иркутской области — Александра Вампилова (2015, 2017), Валентина Распутина (2017, 2018), в настоящее время по заказу этого же издательства подготовил биографию пианиста Дениса Мацуева.

— В юности предвкушал жизнь в Москве. Подал документы в один из московских вузов, мечтал учиться на настоящего поэта. Но мой отец возразил: в колхозе в то время не получали никаких денег, в семье восемь детей, здоровье родителей слабое. Поэтому было решено выбрать университет ближе к дому, а сам я из Кабанского района Бурятии. Выбрал Иркутск. И когда я поступил в Иркутский государственный университет, понял, что попал в точку. В целом меня окружал талантливый дружный коллектив, я оказался в литературном объединении университета, где разговоры о литературе, книгах, собственных стихах и рассказах шли с утра до ночи. К тому же у нас был студенческий оркестр, туда ходили все парни группы, и там я все пять лет играл на контрабасе. Я был счастлив, когда дирижер давал мне сыграть какую-нибудь фразу в произведении соло. Оркестр звучит, вдруг пауза, и я играю свою фразу — счастье! Моим одногруппником был Саня Вампилов, веселый, талантливый, тоже писал стихи. В общежитии мы делили комнату с Валентином Григорьевичем Распутиным, он был старше меня на курс.

Вампилов и Распутин стали героями моих первых двух биографических книг серии «ЖЗЛ». Мне было легко писать, потому что я знал своих героев со студенческих лет лично. Тем более мы и по характерам совпадали, и по деятельности, у нас было много совместных показательных эпизодов. С Вампиловым тем более, мы очень близко дружили, почти ежедневно не разлей вода. И группа в университете у нас была одна из самых дружных: часто собирались на квартире у Вампилова, слушали классическую музыку, хотя все вокруг слушали эстрадную. Что касается Распутина, мы год жили в одной комнате студенческого общежития и три года соседями. Постоянно общались, быстро сдружились.

Я хорошо знал их характеры, взгляды на литературу, на жизнь. А вот работа над книгой о Мацуеве дается сложнее — это человек других пристрастий, музыкальный, огромные достижения в своей профессии — одним словом, пианист мирового уровня. Сложнее было проникнуть в его творчество. Но во-первых, он совпадал с моими предыдущими героями по отношению к искусству и жизни. Он искусству служит так же, как они, верно и преданно, стремится, чтобы каждое исполнение было высочайшего уровня. Он никогда не выйдет на сцену неподготовленным к слушателям. Всегда собран, всегда внутренне готов и уверен в себе. Так как это мне очень близко, я быстро понял его характер и отношение. А во-вторых, он по человеческим качествам совпадает с моими предыдущими героями, так же честен, правдив даже в мелочах, принимает во внимание и объясняет даже свои маленькие слабости. Не приукрашивает ни свое поведение, ни других людей. Своей чистосердечностью очень напомнил Вампилова. В беседе с Мацуевым я понял, что наши студенческие увлечения классической музыкой и выступления в оркестре даром не прошли: благодаря этому я во многом понял талант Дениса, пристрастие ко многим великим композиторам. После нашего знакомства и моего решения написать о нем книгу я не пропустил ни одного концерта. Познакомился с его родителями, друзьями, выдающимися музыкантами, с которыми он работает, провел множество интервью. Книга уже написана и выйдет к концу этого года.

Биографии писать трудно. Ты за своего героя взялся, потому что ты его любишь. Очень важно, чтобы человек пришелся по душе. Если в нем много отрицательных, на твой взгляд, черт — не надо писать о нем. И я не думаю, что в биографической книге надо идеализировать человека. Правда, у героев, о которых я писал, не было каких-либо негативных черт, которые отталкивали бы. Если бы, будучи знакомым с ними с юных лет, я знал о них что-либо плохое — я не стал бы писать. О герое должно быть широкое представление, и разговор здесь даже не о творчестве. Читателю интересно, из каких корней появился этот человек, кто были его предки, из какой семьи он вышел, какое воспитание получил, какие его первоначальные знания о литературе/музыке и жизни. Далее интересно, как складывалась юность, какие были педагоги и как они влияли на его представления о жизни. Начало творческого пути, как развивался: какие темы он поднимал; если мы говорим о писателе, то каких героев он изображал в своих работах, какие у них характеры. Важно привлекать интересные подробности жизни, чтобы для читателя жизнь твоего героя стала примером: вот такой путь прошел этот человек, прежде чем добиться успеха. Поведение, поступки — все должно быть поучительно и показательно. В поиске информации о герое сложность в том, что, несмотря на современные технологии и легкодоступность любой информации, она подлежит тщательной проверке. Бывает многое искажено автором, который когда-то работал с творчеством моего героя и выдал биографический очерк. Он может в угоду своим неверным представлениям о жизни и о судьбе просто исказить жизненный путь твоего героя.

Всю свою жизнь я преимущественно занимался поэзией. В 1961 году, когда мне было 23 года, вышла книга с оптимистичным заголовком «Здравствуй жизнь!» — в ней были напечатаны мои первые стихи, студенческих и даже школьных лет. Я и сейчас иногда открываю эту книгу, перечитываю, вроде бы хорошие стихи, нравятся. Потом через каждые три года выходили мои книги стихов даже в крупных издательствах, таких как «Современник» и «Молодая гвардия». Книг много, я сделал ревизию, и оказалось, что книга о Мацуеве — моя тридцать третья по счету.

Чтобы писать стихи свежо, надо быть внутренне на взводе все время. Удивляться всему: природе, женщине, жизни. А жизнь не всегда располагает к тому, чтобы ее любить и удивляться ей, бывает и очень трудной. Тем не менее я всегда давал книгам светлые и позитивные заголовки, например «Лицом к свету» — поэт должен всегда говорить своему читателю, что свет впереди. Или, например, одна из моих последних книг «Взывает время к доброте» — сборник моих новых и старых стихов.

По просьбе моих земляков я написал книгу о писателях Бурятии для школьников и учителей «Певцы родной земли». Туда вошли биографии и очерки не только бурятских писателей, но и русских, кто проживает на наших землях и вносит вклад в литературу. Книга вышла на двух языках — бурятском и русском. Министерство образования республики позаботилось, чтобы эта книга была в каждой школе.

 Доцент Иркутского госуниверситета Игорь Петров учился в те же годы, что и Андрей Румянцев. Им есть что вспомнить о том времени.
Доцент Иркутского госуниверситета Игорь Петров учился в те же годы, что и Андрей Румянцев. Им есть что вспомнить о том времени.
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments