Быть учителем — хорошо

После окончания вуза Дарья Захарова вернулась работать в свою родную школу, в Усолье-Сибирское

Быть учителем усольчанка Дарья Захарова не планировала, она мечтала стать программистом и окончила вуз по этой специальности. Но случилось так, что девушке сделали предложение, от которого она не смогла отказаться. И теперь Дарья Сергеевна — учитель информатики в своей родной гимназии № 9. Молодой педагог рада, что судьба повернулась именно так: работа ей нравится, общение с детьми доставляет удовольствие. 

— Еще в школе я решила, что стану программистом, и для меня было важно поступить на бюджетное место, — рассказывает Дарья. — Когда в педагогическом университете нам вручали дипломы, меня вызвал к себе декан факультета и спросил, не хотела бы я попробовать себя в роли учителя.

Выяснилось, что учитель информатики нужен в той самой школе, которую окончила Даша — гимназия № 9 Усолья-Сибирского. И девушка согласилась, возможно, даже неожиданно для себя самой. Вернувшись домой, молодой специалист первым делом сходила к директору гимназии. Да, действительно, педагог школе нужен, и Даше, вернее Дарье Сергеевне, обещали помочь. Дело в том, что изучение информатики в вузе не предполагало таких узкоспециальных предметов, как педагогика.

И летом, перед своим первым учебным годом, девушка засела за книги. Составление планов, определение целей и задач уроков сначала казалось темным лесом.

— Материал, который мы проходим с ребятами в школе, кардинально отличается от того, чему меня учили в институте: у меня углубленные знания, а детям нужно давать более общие в разных направлениях, — делится молодая учительница. — Я составляла планы уроков, показывала их коллегам, они указывали на ошибки, я исправляла, переделывала. Первые полгода было нелегко. Второй учебный год для меня уже намного проще — материал знаю, можно импровизировать на уроке. Например, если дети устали, дать им больше теории, а если в них энергия ключом бьет — занимаемся практикой.

Свои первые в жизни уроки Дарья Сергеевна будет помнить долго. Это были седьмые классы. По плану, сначала учитель объясняет технику безопасности при работе с компьютерами. С первой группой все прошло хорошо: голос не дрожал, дети усвоили материал. Пришла вторая группа. И тут Дарья поняла, что не знает, о чем рассказывать, — все вылетело из головы напрочь, хотя еще 40 минут назад она об этом говорила. Пришлось на минуту взять паузу, глубоко вдохнуть, выдохнуть, взять себя в руки… Все получилось — забытое вспомнилось, урок состоялся.

Чем увереннее чувствует себя учитель, тем проще ему управлять педагогическим процессом.

Школьнице Даше Захаровой некоторые уроки нравились особенно, потому что учителя их вели с вдохновением. И теперь, оглядываясь назад, педагог Дарья Сергеевна вспоминает, что ее привлекало, и старается применить те же методы на своих уроках.

— Есть с кого брать пример, — говорит девушка, — и я благодарна за помощь второму учителю информатики — Юлии Викторовне Асадовой. Она старше меня и опытнее, ее дети всегда заинтересованно слушают, бегают к ней с вопросами. Ученики Юлии Викторовны и в олимпиадах участвуют, и ЕГЭ легко сдают.

Казалось бы, стаж  Дарьи Сергеевны еще совсем мал — всего один год. Но для нее эта фраза звучит как «уже один год». Например, она поняла, что не нужно записывать весь урок дословно, лучше сделать тезисы — тогда учитель говорит своими словами, речь получается живой, эмоциональной. А если зазубрить, как перед экзаменом в институте, то механическое повторение материала интереса у учеников не вызовет, и, скорее всего, они будут зевать, отвлекаться и тему не усвоят.

Нагрузку молодому учителю с самого первого дня дали полную: она ведет информатику во всех классах с 5-го по 11-й — по три класса в параллели с 5-го по 8-й и по одному с 9-го по 11-й. Учеников в классе делят на две группы по 12—13 человек, одну из которых и ведет Дарья Сергеевна.

— Проще всего работать с малышами, 5-е и 6-е классы, — улыбается педагог. — Им все интересно, большинство детей тянется к знаниям, и с ними еще можно работать в игровой форме. У 7-х и 8-х классов уже начинается переходный возраст. Я сама такой же была, кажется, совсем недавно. Они считают, что уже взрослые, все знают, и им не нужно учиться. К 9—10-му классам это проходит, они действительно становятся взрослее, относятся к учителю с уважением. По крайней мере у меня со старшими получилось установить контакт, все-таки мы с ними близки по возрасту. Единственное, что отвлекает от урока всех учеников независимо от возраста, — это гаджеты. У нас есть учебники в электронном виде, и, конечно, мы даем их ребятам для скачивания, чтобы не носить лишние тяжести, поэтому планшет должен быть на уроке. Открываем мы электронные учебники, а некоторые особо увлекающиеся натуры их закрывают и открывают игрушки. Они думают, что я не замечаю, как их пальчики по экранам порхают. Если многократные предупреждения не действуют и ребенок увлечен игрой так, что не слышит ничего вокруг, приходится идти на крайние меры и забирать гаджет на время урока. А вы же понимаете, что это великая обида.

Однажды восьмиклассники испытали молодого учителя на прочность. Пришли без домашнего задания, на уроке ничего не делали. А это был не просто урок, а выполнение проектной работы. На слова Дарьи Сергеевны не реагировали. Работы не сдали. «Очень жаль, — сказала учитель информатики, — придется поставить всем двойки в журнал». Почему-то угроза получения плохой оценки отрезвила подростков. Несколько дней они ходили за педагогом и выясняли, как можно исправить ситуацию. К следующему уроку сдали и прошлое домашнее задание, и проектную работу. И больше таких выступлений не устраивали.

Есть у Дарьи Сергеевны и действительно поставленная в журнал двойка.

— Я могу простить ученика, если вижу, что он пытался выполнить задание, но не смог. Тогда мы разбираем задачу вместе, и ни о каких двойках речь не идет, — рассказывает учитель. — А если человеку все равно, он ничего не хочет делать, на мои вопросы не отвечает, помощь отвергает, то мне ничего другого не остается. Первую двойку я поставила пятикласснику. Мальчик сдал мне совершенно пустую рабочую тетрадь. Я ему дала шанс, вернула тетрадь и сказала все же выполнить задание. Он вновь сдал ее пустую. Я пыталась быть лояльной с этим мальчиком, но не со всеми детьми можно так поступать. Некоторые начинают пользоваться добротой учителя, а в результате — пробелы в знаниях.

Современные дети — любознательные и продвинутые, любят огорошить учителя информатики каверзным вопросом, совершенно не относящимся к учебному материалу. Например, какая видеокарта для данной игрушки нужна? При этом глаза ребенка горят, ответ ему нужен срочно, а еще лучше — совет и поговорить.

У Дарьи Сергеевны начался второй учебный год. При всей сложности работы педагогом девушка не разочаровалась в таком необычном повороте судьбы. Есть трудности, и это нормально:

— Мне кажется, любая работа сложная, если выполнять ее хорошо. Я студенткой ездила проводником, вот там было трудно. А быть учителем — хорошо. Дети замечательные. Хотя иногда так устаю, что хочется, чтобы вокруг была тишина, никто не дергал, не спрашивал, не скакал, не прыгал. В таких случаях мне прекрасно помогают занятия в бассейне и фитнессом. Я считаю, мне очень повезло с работой, с коллективом, с детьми. У меня есть пример противоположный: парень окончил исторический факультет, вернулся работать в свою школу, но не смог, потому что его бывшие учителя продолжали видеть в нем ученика. Мне приятно, что ко мне относятся как к коллеге, помогают и добрым словом, и делом. Недавно я поступила в магистратуру — учитель тоже должен учиться, развиваться. В этом залог его успешной работы.

  • Сергей Ерощенко, врио губернатора Иркутской области:

Сергей Владимирович Ерощенко, врио губернатора Иркутской области: «Иркутская область богата талантливыми людьми. Быть учителем — это, безусловно, талант. И еще призвание. Замечательно, что случай помог Даше Захаровой найти свое место в жизни. Казалось бы, девушка выбрала совсем другую профессию, но, когда поступило предложение вернуться в родную школу учителем, она согласилась, не раздумывая, за несколько месяцев подготовилась, восполнила те проблемы в знаниях, которых ей не хватало.

Когда молодые люди становятся учителями, они перенимают опыт старших коллег и в то же время используют в своей работе современные подходы к обучению. Они помнят, какие уроки им особенно нравились в детстве, и теперь, став взрослыми, стараются быть похожими на своих педагогов, учатся у них приемам и методикам обучения, берут все самое лучшее и стараются сделать свои уроки такими же увлекательными и интересными. Школа — это очень важный этап в жизни ребенка, и именно от учителей зависит, какие он получит знания, какой опыт жизни в коллективе, как научится преодолевать трудности — а значит, каким человеком он вырастет. Нельзя недооценивать роль педагогов в воспитании подрастающего поколения».

В школе Даша хотела стать программистом
В школе Даша хотела стать программистом
Педагог Дарья Сергеевна на уроках старается применить методы своих учителей
Педагог Дарья Сергеевна на уроках старается применить методы своих учителей
Загрузка...