Бурятwood

В честь Года кино жителям Иркутска и районов Приангарья покажут фильмы бурятских авторов 

Празднование Сагаалгана, или Белого месяца, Центр коренных народов Прибайкалья совместно с Домом кино решили украсить необычными кинопоказами. 4 февраля в кинотеатрах Иркутска вышла в прокат драма «Сэржэм» студии «Возрождение», с 11 февраля можно будет увидеть триллер «Отражение» режиссера Баира Цыренова. В Иркутске посмотреть фильмы можно в Доме кино и кинотеатре «Звездный», в поселке Усть-Ордынском — в киноконцертном зале «Эрдэм», а для других районов области ближе к лету обещают устроить выездной фестиваль бурятского кино. 

Многие скептически отнеслись к объявлению 2016-го Годом кино, дескать, количество скучных отечественных драм и глупых комедий только увеличится, посмотреть будет нечего. Но буквально в соседнем регионе, по ту сторону Байкала, снимают интересное, серьезное, а главное — близкое нам по духу кино.

Вместе с лентой «Сэржэм» к нам приехали члены съемочной группы, чтобы презентовать фильм и пообщаться с иркутскими зрителями.

Для тех, кто верит 

Студия «Возрождение» выпустила уже два фильма и сейчас готовит третий проект. Отражая название своего коллектива, творческая группа разрабатывает тему национальных корней, культуры, традиций и обычаев на платформе бурятского народа.

— Это не значит, что чуда можно ждать лишь от буддийских богов. Любая вера дает силы и направляет в сложных ситуациях, — подчеркнула Динара Дылькова, исполнительный продюсер фильма «Сэржэм». — Главное, не потерять веру в небеса, не забывать, кто мы.

Понятие «сэржэм» в переводе с бурятского языка означает обряд, подношение «золотого питья, нектара» сакральным защитникам для обретения удачи и покровительства. В данном случае проблема главных героев решалась с помощью подношений Бурхану и покровителям местности.

Как и первый фильм этих авторов, «Сэржэм» — социальная драма, перед зрителем ставится вопрос сохранения культуры, уважения своих традиций. Главная героиня фильма — современная городская девушка, забывшая свои корни, а ее парень — деревенский житель, фермер, который чтит богов и ритуалы. Во время Белого месяца он соблюдает обычаи, пытается научить им свою невесту. Но только любовь и переживания за близкого человека приводят ее к истинной вере.

Главную роль в картине исполнил Баир Уладаев, он же написал сценарий и стал режиссером фильма. Проще самому сыграть задуманного героя, чем объяснить кому-то характер… А вот актрису на роль невесты героя выбирали с помощью кастинга.

— Интересная история, как мы нашли ее. Ко мне на интервью пришла журналистка из местной газеты Жаргалма Бадмаева. Пока мы с ней разговаривали, я понял, что, несмотря на современный внешний вид, она хорошо знает обычаи нашего народа и понимает цель фильма, — рассказал Баир. — И я пригласил ее на кастинг, она его успешно прошла.

Вместо актеров — простые люди, вместо декораций — обычная деревня и неповторимая природа Бурятии. Съемочная группа уложилась в бюджет всего 500 тысяч рублей — для реализации замысла этого оказалось достаточно, а на коммерческий успех авторы не рассчитывают.

— Вопрос кассовых сборов не стоит у нас на первом месте, — объяснил продюсер фильма Дмитрий Ользонов. — Главная цель — показать зрителю традиции, нравы и духовные ценности бурятского народа. Думаю, это будет интересно и бурятам, и жителям Иркутской области.

Впереди России всей 

Действительно, между глянцевыми блокбастерами, голливудскими комиксами и штампованными для широкой аудитории отечественными комедиями интересно посмотреть наше сибирское, не испорченное коммерческим успехом кино.

В последние годы в Бурятии снимают очень много. В прошлом году регион стал лидером по производству фильмов — в республике выпустили 13 кинолент! Успех объясняется интересом самих жителей Бурятии: кинотеатры показывают местное кино наряду с российским и мировым. Зрители идут охотно и всегда с нетерпением ожидают премьер, ведь кино снято не про супергероев, не про шпионов и супермоделей, а про таких же обычных людей, как мы с вами.

Да и много творческих людей оказалось в Улан-Удэ, в основном веселая и находчивая молодежь — проще говоря, кавээнщики. Профессионалов сценария, монтажа и операторского дела среди них немного, зато энтузиазма предостаточно. А мастерство придет с опытом.

Условно можно разделить все кинопродукты наших соседей на три части. Первая — фестивальное кино, короткометражки, не предназначенные для проката на больших экранах, такие как «Улыбка Будды» и «Наказ матери» режиссера Баира Дышенова. Несмотря на самобытность такого творчества, в ней же заключается его успех на российских и международных показах.

Вторая группа — коммерческие фильмы, которые ориентируются на окупаемость, имеют широкий прокат и не загружают зрителя философскими вопросами, а больше развлекают его незамысловатым, но динамичным сюжетом. Это нашумевшие «Решала» и «Решала-2», «Чайник», обе части комедии «На Байкал», «Каникулы в Таиланде», «Отхончик» и другие.

И последняя разновидность — фильмы, которые можно назвать этническими, они посвящены жизни народа. Сейчас это как никогда актуально, ведь последние носители культуры, которые жили еще в досоветской Бурятии, уходят. Десятилетия уравниловки стерли народную память, смешали русский язык с бурятским, превратили вековые верования в «опиум для народа». Вмешалась и идеология: в фильме «Пора таежного подснежника», производства 1958 года, речь идет о «пробуждении самосознания и чувства человеческого достоинства у веками угнетенной бурятской женщины» (цитата из журнала «Советский экран», № 20, 1959 г.) во время Гражданской войны. Сейчас народная самобытность возрождается, все чаще поднимается тема национального самосознания и в кинематографе. К этой группе фильмов относятся «Живи» и «Сэржэм» студии «Возрождение», «Первый нукер Чингисхана», «Булаг». Во главу угла в таких фильмах ставятся духовные, нравственные ценности, правильное отношение к окружающей природе. Богатая, плодородная земля, целебные источники, бескрайние леса и самое чистое в мире озеро Байкал достались нам от предков, и мы должны их сохранить для потомков.

Если вы еще не видели бурятских фильмов, советуем начать с них свой Год кино, тем более что большинство уже есть в свободном доступе в Интернете.

Прекрасные съемки и смысловая насыщенность кинокартин не оставят вас равнодушными. Авторам из Республики Бурятия, как никому другому, удается передать тесную взаимосвязь окружающей нас среды и внутреннего мира человека.

Загрузка...