Бронзовые легенды и мифы Байкала

Известный художник создаёт скульптуры на бурятскую тематику
Скульптура «Ольхон» отличается от остальных работ
Скульптура «Ольхон» отличается от остальных работ

Все изделия художник создает, вдохновившись богатым фольклором бурятской культуры.
Все изделия художник создает, вдохновившись богатым фольклором бурятской культуры.
Скульптура «Баргузин» из серии «Три ветра» в виде мощного кентавра
Скульптура «Баргузин» из серии «Три ветра» в виде мощного кентавра
Скульптура «Рыбак несущий лодку»
Скульптура «Рыбак несущий лодку»

Иркутский скульптор Александр Поправко черпает вдохновения из бурятских сказок и легенд и мастерски воплощает в скульптуру. Работы Александра Ивановича рождают множество ассоциаций, в которых мастер стилизует образ шаманов и духов бурятской мифологии. 

Пантеон шаманской мифологии

Из древней мифологии известно, что буряты единокровны с природой и всегда сохраняли тепло и уважение своего сердца к Матери-Природе. Согласно шаманским поверьям, горы, долины, хребты, реки и озёра имели своих духов хозяев – эжинов. Например, владыка воды – Упанхат, владыка земли – Газар дайдын эжин, хозяин тайги – Баян-Хангай. Отдельную группу составляют владыки истока Ангары – Ама Сагаан-нойон, реки Иркута – Эмнэк Сагаан-нойон, острова Ольхон – Шубуун-нойон.

Бурятские сказки являются одним из жанров устной литературы наряду с героическими сказаниями, легендами и песнями, запечатлевшими духовный и исторический опыт народа в своеобразной художественной форме. Особое место в старинных бурятских сказках занимает женщина — носительница народной мудрости. Ведь испокон веков она была хранительницей домашнего очага, благополучие семьи и рода во многом зависело от неё. Особенно женский образ искусно создаёт в своих работах Александр Иванович.

Путь художника

Александр Поправко родился в посёлке Хапчеранга в Кыринском районе Забайкальского края. Интерес к искусству появился ещё в детстве. Как рассказал художник, будучи ребёнком, он с друзьями накопал местную глину. Слепили фигуру, а когда она подсохла, накрыли ванной и сверху разожгли костёр, который горел длительное время. В результате глина обожглась и стала крепкой, это было первое знакомство художника с керамикой. 

После этого начался долгий и нелёгкий путь, благодаря которому буквально с нуля Александр познавал все секреты производства. Так как мастер уже умел лепить и рисовать, то понял основу технологии, через которую проходит процесс изготовления глины. Художник начинал искать и изучать специальную литературу, которую в то время достать было нелегко. После этого он встретил единомышленника, с которым стали изготавливать керамические блюда, фигуры, потом большие изделия. В это время появились первые крупные заказы. Изготавливали различные арт-объекты, панно, фонтаны, пространственные композиции. В 1995 году Александр окончил Иркутское художественное училище, где учился на декоративно-прикладном отделении.

Во время работы с керамикой художник не ограничивался одним материалом. Мастер не стремился к копированию и узнаваемости образов, а всегда мыслил большими композициями. Стал использовать свой собственный язык выражения и смело экспериментировал в своих работах. Начал создавать общую композицию из отдельных элементов, при этом за основу брал керамику и вводил такие материалы как стекло, фаянс, дерево, кожа и кованые элементы, которые заставляли работать разные фактуры как одно целое. С таким сочетанием изделия звучали совершенно по-другому. Художник не случайно выбрал эти натуральные материалы, так как их использовали в старину буряты на своих национальных костюмах. Художник уже на ранних стадиях своего творчества начал вводить скульптурные элементы, а также онгоны, солярные знаки и другие культовые изображения.

В 1992 году скульптор создал самобытную декоративную композицию «Онгоны», которая ярко выразила дух богатой бурятской культуры. Ведь онгон в бурятском шаманизме означает как «светлый дух» и «первоначальный». Это некий сгусток энергии, наделённый силой и разумом, материальный элемент, который является вместилищем духов. Композиция была сделана из фарфора, эмали, кожи и дерева, размером два метра на четыре. На ней изображены онгоны, символ солнца, наскальные изображения шаманов, и всё это переплетено замшей и кожаными верёвками. В 2004 году эта композиция прошла все выставки в Иркутске и Москве.

В композиции «Легенды и мифы Байкала» на блюдах изображены шаманы и солнечная ладья с символом Солнца. Как известно, в бурятской культуре семантика кругового танца Йохор отражает связь с культом Солнца, так как движение танцующих по кругу слева направо совпадает с направлением его движения. Этот знак присутствует во многих работах скульптора. Главным вдохновением этих работ стали наскальные изображения на берегах бухты Ая и Шишкинские писаницы, которые проходят вдоль берега реки Лена, вблизи поселка Качуг.

Работу «Хозяин Воды» мастер сделал по бурятской сказке из шамота, эмали и кованого металла. В 2004 году скульптор создал композицию под названием «Сибирь». Вазы высотой 180 см были слеплены из шамота, в которые вставлены деревянные палки и перевязанные кожаными лентами. В работе сочетались грубость и в то же время точёность.

Бронза и шаманы

В процессе своего творчества с 2001 года Александр Поправко начал изготавливать скульптуры из бронзы. Мастер прошёл тернистый путь и в течение трёх лет постигал принцип работы с бронзой. Как вспоминает сам художник, в то время не было Интернета и достать учебную литературу по отливке изделий из бронзы было тяжело. Некоторых материалов в Иркутске просто не было, поэтому Александру пришлось ездить в пригороды Московской области и закупать недостающие материалы для создания своих будущих скульптур.

В ответ на вопрос, почему именно бронза, художник поделился:

– Из бронзы можно делать тонкие вещи, которые не сделаешь из керамики. Тем более что это вечный материал, который со временем покрывается патиной, придавая изделию старинное благородство, – рассказал Александр Поправко.

Свои работы художник обрабатывает специальными реактивами, благодаря которым создаётся искусственное старение. Такая патина наделяет скульптуры богатством цвета и бронзовым мерцанием. Процесс изготовления изделий из бронзы достаточно сложный и кропотливый. На изготовление одной скульптуры у Александра Ивановича уходит от двух дней и до трёх месяцев, здесь всё, конечно, зависит от размера и сложности работы. Интерес к шаманской тематике у художника появился не случайно.

– Когда-то меня пригласили на бурятскую свадьбу. Гости вместе с молодожёнами отправились в свадебную поездку, в которой несколько раз останавливались и пару капель молочной водки Тарасун брызгали на камни, травы, таким образом показывая своё уважение духам природы. Упавшие капли считаются подношением духам. И тогда на всё это я посмотрел по-другому. Затем прочитал «Сказки озера Байкал» и создал скульптуру «Хозяин воды», потом начал думать, как в скульптуре выразить «Дух ветра», и так начал развивать тему шаманизма, – поделился Александр Иванович.

Все изделия художник создаёт, вдохновившись богатым фольклором бурятской культуры. В коллекции Александра Поправко есть скульптуры «Шаманка», «Шаман-камень», «Ольхон», который отличается от остальных, так как он находится в расслабленной лежачей позе. Во всех работах мастера присутствует энергия. Кроме того, особое место в скульптурах уделено различным украшениям, символам и атрибутам, которые шаманы использовали в своих костюмах.

В коллекции мастера есть три скульптуры из серии работ «Байкальские ветры»: «Баргузин», «Култук», выполненный в виде мощных кентавров, и воинственная сестра «Сарма». За основу скульптор взял коня, так как в бурятских сказках одним из главных персонажей наряду с героем-богатырём выступает богатырский конь — хулэг. Поэтому коню, как первому другу кочевника, отводилось почётное место в героическом эпосе бурятов. И конь был стилизован под кентавра. Таким образом, эти работы воплощают в себе воинственность, свободу и волю.

В своих работах Александр Иванович играет на пластике: вытянутая шея, короткие ноги, выглядывающие из-под развевающегося платья, неестественные изгибы, что придаёт работам своеобразие.

Скульптура «Богиня утренней зари» – Наран Гоохан плывёт на солнечной ладье, где изгиб тела словно повторяет движение ветра или волны. А в работе «Ангара» дочь Байкала держит в руках каплю байкальской воды в виде шара. Он сделан из горного хрусталя.

 «Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным» – такова история этого творения.

– К сожалению, в нашей области мало внимания уделяют бурятскому фольклору, а ведь это история нашей земли, наша культура, – рассказал скульптор.

Работы мастера уникальны и самобытны, их хочется разглядывать, не отрываясь, так как в каждой скульптуре нет лишних деталей, всё работает гармонично. Каждое произведение представляет собой застывший сюжет из бурятской мифологии, который художник предлагает зрителю додумать самому. Основная философия, которую несёт художник, заключается в том, что мы живём на уникальной земле, где смешалось несколько культур. И очень важно сохранить свою самобытность, мировоззрение и передать через искусство следующему поколению.

Впереди много проектов

С начала девяностых годов Александр Поправко начал участвовать в региональных, областных и российских выставках, с 2000 года является членом Союза художников России. В том же году скульптор принимал участие в художественных выставках в Иркутске, Омске и других городах Сибири, где интерес зрителей и художественной критики вызвали арт-объекты и станковая скульптура. Работы Александра дарили самым первым лицам государства.

Также мастер известен тем, что участвовал в иркутском конкурсе на создание проекта скульптурной композиции бабра. На этой выставке мастер представил скульптуры из бронзы. Даже у президента РФ Владимира Путина в коллекции имеется небольшая скульптура мастера «Бабр».

В 2015 году художник открыл выставку своих работ в выставочном центре им. В.С. Рогаля в Иркутске. Там были выставлены фигуры, в которых автор запечатлел рождение Афродиты, юность Ясона, Ангару и Бабра, а также других персонажей.

Александр Иванович является лауреатом Десятой региональной художественной выставки «Сибирь», посвящённой 115-летию города Новосибирска, и награждён медалью за произведения, представленные на выставке и значительный вклад в развитие изобразительного искусства Сибири в 2008 году. Произведения скульптора есть в книге «25 иркутских художников», посвящённой 70-летию Иркутского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» в 2004 году.

Сегодня у Александра Поправко много идей и работ. Предстоит создать ещё немало интересных проектов, которые воплотят в себе силу сибирской и бурятской культуры.

Каждое произведение представляет собой застывший сюжет из бурятской мифологии, который художник предлагает зрителю додумать самому.
Каждое произведение представляет собой застывший сюжет из бурятской мифологии, который художник предлагает зрителю додумать самому.