Большое Голоустное: таинственные чудеса, старинные легенды

Старинный поселок на берегу Байкала изобилует объектами с необыкновенной историей

Желая посетить Байкал, турист обычно отправляется в раскрученные места — едет в Листвянку или, если есть время, на остров Ольхон. Между тем есть на побережье Байкала поселок, ничуть не уступающий раскрученным местам  по красоте и наличию сакральных природных и рукотворных объектов. Старинное село Большое Голоустное, где исконная вера коренного населения причудливым образом переплелась с православием, только набирает туристические обороты, но уже сейчас здесь есть где разместиться с комфортом и увидеть замечательные места, овеянные легендами.

Здесь птицы не поют?

Этот уникальный остров жители Большого Голоустного называют «тальники». Название это закрепилось благодаря зарослям кустарниковой ивы. Однако она совершенно теряется на фоне исполинов-тополей. На самом деле «тальники» представляют собой тополиную рощу, размер и местоположение удивляют гостей поселка. Роща, занявшая большую территорию, которую со всех сторон обмывает река Голоустная, образовалась естественным путем. И иначе как чудом природы ее не назовешь. В самом поселке и округе нет ни единого тополя, но на острове возникло настоящее тополиное царство, самым старым деревьям порядка четырех сотен лет.

По словам голоустненцев, никто тополя здесь специально не высаживал, семена принес ветер. 400 лет назад самосевные деревья хорошо прижились в долине реки и дали жизнь новым тополям. Местные жители относятся к роще с благоговением, шаманы проводят здесь обряды и не сомневаются — удивительные деревья обладают магической силой. Экскурсоводы, которые приводят сюда туристов, обычно просят их постоять некоторое время в тишине, а потом задают вопрос: «Не слышите ли вы что-нибудь необычное?» Оказывается, в этой роще можно услышать только шелест листьев. Птицы в тополиной роще не живут, и, соответственно, птичьи трели здесь не звенят. По местному поверью, птиц из рощи, преследуя только ему известные цели, с помощью обряда изгнал шаман.

Когда мы подошли к реке Голоустной, чтобы разглядеть «тальники» поближе, то поняли, что они не такие уж «безголосые». Прибрежные деревья облюбовали крупные звонкие птицы — даурские галки.

— На берегу рядом с «тальниками» можно встретить птиц, — говорит Татьяна Баендаева, учитель истории школы Большого Голоустного, — и тех, что живут у нас круглогодично, и перелетных, например нырковых уток. Один раз я даже видела там серую цаплю.

Чтобы попасть в тополиное царство, нужно перейти вброд речку. Трудностей это не представляет, в некоторых местах Голоустная довольно мелкая. Сама роща действительно встречает тишиной, птицы голосят только на берегу, вглубь и правда не залетают. В центре рощи находятся ее старожилы — тополя исполинских размеров. Правда, сегодня эти старики похожи на разбитый наголову полк. В вотчине старцев похозяйничала молния, которая наполовину сожгла, наполовину раскидала гигантские деревья. Но даже эта удручающая картина дает представление о мощи реликтовых деревьев.

По тополиной роще можно гулять бесконечно и разглядывать чудо-тополя — там есть гигант с рассеченным молнией и выгоревшим стволом, демонстрирующий великую волю к жизни: верхушка дерева, соединенная с остатками  ствола закрученным в спираль узким куском коры, продолжает качать из земли соки, и на ней набухают почки.

Гулять по роще нужно с осторожностью. Под уникальными тополями живут редкие растения — фиалки надрезанные реликтовые, флокс сибирский, ирис красный и байкальский эндемик с трогательным названием «щучки Турчанинова». Жители Большого Голоустного призывают туристов беречь хрупкий мир тополиной рощи — не заезжать туда на джипах и мотоциклах, не разжигать костры.  

Сухое озеро иногда бывает мокрым

Тополиную рощу еще только планируют внести в реестр охраняемых памятников природы Иркутской области, а вот другой уникальный объект Большого Голоустного — Сухое озеро (Хара Горхеон) — туда уже внесен. Местные жители прозвали его озерком за небольшие размеры и малую глубину. От пади Семеновка к Сухому озеру ведет хорошо натоптанная тропа. По дороге внимание привлекает необъятное дерево, в дупле которого туристы оставляют монетки. У этого четырехсотлетнего старца есть свое имя — Дедушка Листвень. По местным поверьям, это священное дерево обладает особой силой.

Застать «озерко» наполненным везет далеко не всем. Говорят, что в него приходит вода раз в четыре года, именно в високосный год, но эта информация примерная. Предсказать со стопроцентной вероятностью, в какое именно лето Сухое озеро станет мокрым, не берется никто.

Ученые, изучающие этот феномен, пришли к выводу, что «озерко» наполняется в дождливые года во время ливней, к середине лета достигая длины в 240 метров. Ребятишки любят здесь купаться — в самые жаркие летние дни вода нагревается до 20 градусов.  К концу теплого сезона «озерко» начинает стремительно мелеть, вода уходит через оттаявшее дно. Осенью чашу «озерка» начинают торопливо покрывать лесные травы. Сухое озеро становится популярным туристическим объектом, здесь даже появилась традиция — пройти босиком по сухому дну, воздев руки к солнцу, и загадать сокровенное желание.

Интересно, что насекомые, облюбовавшие для жизни нестандартный водоем, приспособились к его переменчивому характеру. Предчувствуя, что озеро высохнет, они переходят в неактивную фазу жизни и «воскресают», когда водоем наполняет вода.

Ученые считают, что удивительное озеро обязано своим происхождением скале, которая две тысячи лет назад рухнула под воздействием сильного землетрясения. Скала перекрыла текущий в Байкал ручей, которому ничего не оставалось, как растечься озером. Эта плотина получила в народе название «женский камень». Говорят, что камень тоже исполняет желания, но только женщин, особенно охотно скала помогает прекрасному полу обрести радость материнства. Для мужчин тоже есть свой камень — чуть дальше находится более мощная мужская скала. В этих местах царит особый микроклимат — и даже ранней весной, когда большинство растений еще не успели проснуться, скалы покрывают жилистые коричнево-зеленые листья бадана.

Экскурсоводы, которые водят к камням туристов и рассказывают об их волшебных свойствах, дают инструкции по поводу того, как вести себя, чтобы скалы не обиделись и услышали желания людей. На основе почтительного отношения коренного населения к необычным природным объектам здесь выработался целый ритуал.

Придя к камням, нужно обязательно с ними поздороваться. Можно сделать это мысленно, сказать, кто ты и зачем пришел, оставить небольшое подношение. Курящие мужчины могут закурить, выпустить три раз дым и оставить сигарету. Потом можно подойти к скале, прислонить к ней лоб, руки и прошептать желания.

— Лет 10—15 назад об этих свойствах камней никто не знал, — говорит учитель истории Татьяна Баендаева, — но с развитием туризма начали появляться легенды. Я думаю, в этом нет ничего плохого, ведь через легенды гиды учат туристов не только просить что-то для себя, но и уважительно относиться к уникальным местам.

Белая часовня как символ чудесного спасения

После прогулки по тополиной роще внимание на себя обращает белоснежное строение, расположенное в долине, на приличном расстоянии от самого поселка. Это старинная восстановленная часовня — символ веры и чудесного спасения рыбаков.

Население Большого Голоустного, вне зависимости от вероисповедания, всегда очень уважительно относилось к Байкалу — от него зависели успех рыбного промысла и жизнь людей, отправлявшихся на рыбалку. Рыба стоила дешево, но каждый ее  килограмм добывался ценой огромных усилий. Рыбачили жители Большого Голоустного у противоположного берега, на веслах уходили к мысу Танхой.

В начале XVIII века лодка с рыбаками попала в густой туман (по другим данным, в сильную бурю). Легенда гласит: из-за этого явления отчаявшиеся люди три дня не могли пристать к берегу. Рыбаки усердно молились, и вдруг вдалеке забрезжил свет. Люди взяли курс на это белое свечение и неожиданно пристали к берегу. Рыбаки были уверены — их спас покровитель путешественников и мореплавателей, святой Николай Чудотворец, ведь на месте, откуда исходил свет, они нашли скульптурную икону с изображением святого и горевшую, несмотря на ветер, свечу.  В честь Николая-угодника на месте, где спасенные ступили на твердую землю, и была воздвигнута часовня.

Святого Николая Чудотворца в Большом Голоустном почитают и русские, и буряты. Именно ему здесь всегда молились во спасение ушедших в море. Исстари в поселке существует легенда о чудесном обретении в XVII веке кочующими бурятами иконы святителя Николая Чудотворца. Когда перед ними предстала деревянная икона в 70 см высотой, буряты пали на колени, но икона исчезла. С тех самых пор коренное население Большого Голоустного стало молиться Николаю так же, как и своим богам.

Второе явление произошло в вышеописанной истории со спасенными рыбаками. В этот раз икона не исчезла и стала предметом особого почитания.

В XIX веке ценную икону из Голоустного, не имевшего собственного храма, перевезли на сторону Бурятии и поместили в Свято-Никольскую церковь. Согласно преданию, Николай Чудотворец не захотел оставаться на чужбине, непостижимым образом исчез из запертого на ночь храма и в третий раз явился в Большом Голоустном. После этого чудесного явления было принято решение построить в селе храм во имя Николая Мирликийского.

Скульптурная икона творила чудеса — исцеляла больных, дарила бесплодным женщинам беременность, спасала моряков и путешественников. В 1937 году, когда церковь закрыли большевики, икона была разрублена на куски. В день этого святотатства местные рыбаки встретили на льду Байкала босого старичка. «Ты кто таков будешь?» — спросили мужики и получили ответ: «Меня здесь осквернили, и я ухожу». Когда мужики опомнились, старца и след простыл.

В 2000 году в поселке начали восстанавливать храм, и случилось еще одно чудо: местная жительница Нина Турусова принесла строителю церкви сохраненные ею части чудотворной иконы — руку с храмом и стопу. В далекие 30-е годы она, увидев разрушенную икону,  успела кое-что спрятать за пазуху. Два года образ святителя воссоздавали монахи и вмонтировали чудотворные части в новую икону.

Сейчас она находится в Свято-Никольском храме Большого Голоустного.

baikalpress_id:  105 550