Больше общаться призвали УК и собственников жилья в Иркутской области депутаты ЗС

Источник: Байкал Инфо
30/06/2015 - 09:17

Непонимание  и проблемы, возникающие между собственниками жилья и управляющими компания, являются следствием низкой информированности населения о деятельности компаний. Об этом заявила председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области Ольга Носенко на круглом столе 26 июня 2015 года. «При этом стоит отметить, что многие собственники сами не проявляют необходимой активности, не участвуют в собраниях, не имеют опыт общения с управляющими компаниями, только при активных собственниках возможно оперативное решение проблем, качественное выполнение услуг. Каждый должен научиться работать со своей управляющей компанией и требовать качественного выполнения услуг, за которые платит деньги», – цитирует пресс-служба ЗС Ольгу Носенко.

Вр.з.д. должность руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области Елена Федорова, рассказывая о процессе лицензирования управляющих компаний, напомнила, что до 1 мая 2015 года все УК должны были получить лицензию. В Иркутской области лицензию получили 199 компаний; 29 компаниям в 12 муниципальных образованиях – было отказано из-за недостаточного раскрытия информации на сайте.

Сегодня в управлении УК находятся более 8,5 тыс. многоквартирных домов по всему региону, по завершению процесса лицензирования 1200 домов остались без управления. Как отметила Елена Федорова, этот процесс не прекращен, компании все еще имеют возможность получить лицензию, в том числе и обратившись повторно, только дома в управлении они уже не получат, УК придется заново проводить собрания. Из оставшихся без управления домов 236 – переданы на временное управление, 654  - переданы на постоянное управление, по 189 домам объявлены конкурсы, по 112 – конкурсы подготовлены. Проблемы, с которыми специалисты службы сталкивались при лицензировании компаний, - это наличие так называемых компаний-клонов и неполное раскрытие информации о деятельности.

Отдельно Елена Федорова остановилась на обращениях и жалобах на управляющие компании, поступающие в службу. За последние несколько лет их количество значительно выросло – практически в 10 раз с 2007 года, а с марта 2015 года, с момента разделения ведомства на службу по жилищному надзору и службу по строительному надзору, поступило более 5 тыс. обращений. Гендиректор СРО «Содружество» Михаил Дамешек заметил, что изменилось и качество обращений, поступающих от граждан. Если еще несколько лет назад люди жаловались на температуру в помещениях, отсутствие воды и т.п., то сейчас обращения касаются отчетности управляющих компаний, корректности начислений, цвета стен в подъезде, благоустройства двора. По мнению директора СРО, при грамотной работе с жителями, своевременном информировании собственников о деятельности компании и новшествах областного и федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства удалось бы предупредить порядка 70% обращений. В Иркутской области есть портал ЖКХ – ресурс с набором сервисов для собственников жилья и поставщиков услуг, где можно получить всю информацию.

О различных нарушениях, выявленных при проверках управляющих компаний, рассказала старший помощник прокурора Иркутской области по взаимодействию с органами государственной власти Ольга Борисова. С 2013 года удалось добиться перерасчета платежей по 300 многоквартирным домам, во всех крупных муниципальных образованиях ведется муниципальный жилищный контроль. Выявлены случаи фальсификации протоколов по результатам собрания жильцов для избрания УК, подделки подписей, например, такой случай произошел в Братске при смене способа управления в одном из домов Падунского района. Выявлены несоответствия условий договоров, заключенных управляющими компаниями с жильцами, действующему законодательству. Например, в Усолье-Сибирском в договор был включен пункт об индексировании платежей с учетом инфляции, в Нижнеудинске в договор включалось взимание платы за паспортно-регистрационные услуги, которые должны быть бесплатными, а в Свердловском районе Иркутска взимались платежи за подготовку электронного паспорта многоквартирного дома. Помощник прокурора также сообщила, что причиной некачественного оказания коммунальных услуг кроме прочего является и наличие задолженности населения за коммунальные услуги, сегодня по всей Иркутской области задолженность составляет более 7 млрд рублей. Прокурорами принимались меры и понуждались управляющие компании на проведение работы по взысканию задолженности. Активно в этом направлении работали прокуроры Бодайбинского, Усть-Кутского, Аларского, Заларинского районов.

Положительным опытом налаживания взаимоотношений между гражданами и управляющими компаниями поделился заместитель мэра – председатель комитета по жизнеобеспечению администрации Свирска Дмитрий Махонькин. Он рассказал, что в городе в 2010 году была введена практика проведения дней контроля, суть которых заключалась в том, чтобы максимально оперативно, в течение трех дней рассматривать поступающие обращения, принимать по ним решения и держать на контроле до момента исполнения. Кроме того, в Свирске создан отдел по разъяснениям, куда граждане могут обратиться перед оплатой квитанций и в индивидуальном порядке получить консультацию.

С докладом о работе фонда капремонта многоквартирных домов Иркутской области выступил директор фонда, депутат ЗС Андрей Микуляк. Он рассказал и об изменениях областного законодательства, принятых на прошедшей 25 июня сессии.

В ходе обсуждения темы участники круглого стола задавали вопросы, касающиеся спора двух управляющих компаний в Усолье-Сибирском, корректности начисления платежей в переходный период лицензирования компаний, работы центров общественного контроля, начислений за капремонт и другие. Ольга Носенко отметила, что еще в течение трех дней участники круглого стола могут направить в комитет можно свои вопросы и предложения. По итогам заседания будет принят перечень рекомендаций. В частности, местным властям рекомендуют активизировать работу по проведению открытых конкурсов по отбору УК в отношении многоквартирных домов, оставшихся без управления, своевременно проводить информировании граждан о ситуации в сфере ЖКХ, управляющим компаниям рекомендуется обеспечить информационную открытость, а службе жилищного надзора – рассмотреть возможность внедрения на территории региона системы рейтингования управляющих компаний.

«Очень важна заинтересованность участников круглого стола в решении обсуждаемых вопросов, – подчеркнул председатель ЗС Сергей Брилка в завершении круглого стола. – Толька активная позиция собственников жилья может привести к эффективному управлению». Он обратился к представителям органов местного самоуправления, участвующих в мероприятии, с просьбой уделять вопросам жилищно-коммунального хозяйства максимум внимания и держать их на ежедневном контроле. 

Фото пресс-службы ЗС.

Выпуск депутатского дневника: