Больше никаких приписок

Как власть Иркутской области поставила перевозчиков на место и увеличила количество льготных поездок

Дмитрий Чернышов: «Новый подход сэкономит до ста миллионов рублей в год, которые в итоге позволят увеличить количество льготных поездок»

С 1 апреля количество поездок в общественном транспорте для льготников Приангарья увеличится почти вдвое — с 30 до 50. Кроме того, в скором времени значительно расширится и ареал использования социального проездного. Если раньше жители Иркутска не могли проехать по такому абонементу в Ангарске, Братске или других муниципалитетах, то теперь проездной будет единым по всей области. Чтобы добиться таких результатов, региональным властям пришлось провести целое расследование, итоги которого шокируют. Оказалось, что долгие годы перевозчики занимались припиской, получая сверхдоходы за не оказанные по факту услуги. Только вдумайтесь в эти цифры: от ста до трехсот миллионов рублей ежегодно! Как региональным властям удалось перекрыть махинаторам бюджетный кран и вывести нечестных на руку перевозчиков на чистую воду — читайте в сегодняшнем номере.

Аппетит приходит во время еды — именно эта фраза как нельзя лучше характеризует отчёты перевозчиков, которые они ежегодно представляли областным властям на возмещение услуг по перевозке льготников. Ежегодно они подавали на возмещение далеко не скромные цифры. Пик пришёлся на 2013 год, когда возмещение из областного бюджета составило 613 миллионов рублей. Цифра колоссальная и тянет за собой немалый список вопросов, главный из которых — насколько правдивы эти данные.

— Возникли подозрения, что идёт завышение количества перевозок, реального числа льготников, — рассказывает заместитель губернатора Иркутской области — руководитель аппарата губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов. — То есть областной бюджет компенсировал неоказанные услуги. Перевозчиков тогда немного «поджали», и в следующие годы цифры снизились. Но отчего-то никто не стал выяснять, реальны ли представленные суммы, а потому бюджет продолжал нести, мягко говоря, необоснованные расходы.

Так продолжалось до 2016 года. Именно тогда специалисты аппарата губернатора и министерства социального развития Иркутской области впервые всерьёз подняли этот вопрос и по поручению губернатора Сергея Левченко нашли и предложили способы решения этой проблемы. Была принята не самая популярная среди льготников Приангарья мера — сокращение числа поездок по единому социальному проездному билету до 30. Но мера эта была вынужденная и временная, ведь параллельно шла интенсивная работа.

— Чтобы понять, сколько каждый из льготников реально совершает поездок ежемесячно, провели выборочный опрос, — продолжает Дмитрий Викторович. — И он показал, что ситуация была «надута», выявились реальные факты приписки. Другими словами, перевозчики подавали областным властям лживые данные, чтобы получать сверхприбыли за счёт субсидий. А между тем эти средства отвлекались от других мер социальной поддержки населения, подчас более важных.

Как вскрылись эти факты? В ходе проверки условий проживания льготных категорий граждан, которая проводилась по поручению президента РФ и губернатора Иркутской области, сотрудники министерства социальной защиты провели опрос ветеранов, инвалидов и вдов, а заодно уточнили, пользуются ли они льготными социальными проездными. Здесь-то и всплыл обман перевозчиков!

Оказалось, что многие льготники практически не выходят из дома, а значит никуда не ездят. Но данные на них перевозчики подавали с завидной регулярностью.

— Из 10 граждан, у которых побывали специалисты, пятеро не пользуются такой формой поддержки, как льготный проезд в городском транспорте, — говорит заместитель директора управления социальной защиты населения Иркутска Ирина Семашкина. — Но автотранспортные предприятия Иркутска при представлении реестра выдачи ЕСПБ показывают, что граждане воспользовались этой услугой в полной мере.

В результате такой проверки получилось, что в среднем на одного льготника приходится 23 поездки, а не 30, не 50 и тем более не 100, как ранее показывали в своих отчётах перевозчики. Но как получилось, что долгие годы транспортники подавали на порядок завышенные данные?

— Льготные билеты были бумажными, а их изготовление, реализацию, заполнение отчётных ведомостей и их представление в минсоцразвития перевозчики изначально взяли на себя, — объясняет заместитель губернатора Иркутской области — руководитель аппарата губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов. — Но главная и единственная функция перевозчика — это предоставление услуг по перевозке льготных категорий граждан. Конечно, вопросы возникали и раньше, правоохранительные органы проводили проверки, которые почему-то ничего не показывали. Сейчас этот вопрос вновь поставят на повестку дня правоохранителям, ведь налицо явное мошенничество, и виновные должны понести наказание за все годы, когда бюджетные деньги утекали из социальной сферы в карман частных перевозчиков. Но важнее всего было разрубить этот гордиев узел, полностью изменить всю схему.

— Необходима была система, которая в корне изменила бы всю процедуру, исключив перевозчиков из организационного и отчётного процесса, — говорит Дмитрий Чернышов, — обеспечила бы полную прозрачность и давала бы полное представление о реальном количестве пользующихся общественным транспортом льготников.

Чтобы разработать такую схему и опробовать её в деле, у специалистов аппарата губернатора и минсоцзащиты ушёл почти год. За это время бумажные социальные проездные, которые необходимо было получать каждый месяц, заменили постоянными электронными, приобрели аппаратно-программный комплекс и оснастили общественный транспорт валидаторами.

— Новая схема отчётности автоматизированная, — объясняет Дмитрий Викторович. — Когда в транспорт входит льготник, проводит проездным по валидатору, нам тут же поступает сигнал. Любая подтасовка исключена в принципе.

Вся проведённая работа — задел на будущее. Новая система, созданная на основе применения программного подхода в управлении, позволила декриминализировать перевозки льгот­ников, сделав их прозрачными, в конечном итоге — сэкономить бюджетные средства. А это около ста миллионов рублей в год, которые будут направлены на адресную помощь нуждающимся. Вот сами и считайте эффект от этой работы.

Пакет по комплексным мерам социальной поддержки уже готовится, говорят в аппарате губернатора, в скором времени документ будет представлен на рассмотрение губернатору Сергею Левченко.

Чем же ещё эта оптимизация хороша для обычных граждан, которые получили электронные социальные проездные и пользуются услугами общественного транспорта? Уже с 1 апреля количество поездок по льготным проездным увеличится с 30 до 50, а по электронному социальному проездному все льготники смогут ездить в общественном транспорте не только в пределах своего города, но и в других городах области. Правда, пока 80% муниципалитетов оснастили общественный транспорт необходимым оборудованием. Это Иркутск, Ангарск, Братск, Усолье-Сибирское, Киренск и другие города, пока есть вопросы по Шелехову и Усть-Илимску.

У некоторых муниципалитетов попросту нет средств, чтобы приобрести необходимое для перехода оборудование, говорят в региональном правительстве. Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта в скором времени рассмотрит возможность их субсидирования, дотирования или кредитования.

Но и эти вопросы решатся уже в ближайшее время.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments