Шарик весом 400 килограммов

В Иркутск приехал цирк на льду

Несмотря на то, что в Иркутск пришло настоящее лето и погода более чем соответствует времени года, арена цирка покрылась льдом. Не пугайтесь, никаких аномалий, со зданием все в порядке — просто в наш город приехал Московский цирк на льду. Во время представления абсолютно все артисты катаются на коньках: клоуны, дрессировщики и даже воздушные гимнасты.

 Премьера первого, и в то время единственного в мире, коллектива «Цирк на льду» состоялась в октябре 1964 года. Тогда зрители впервые увидели, как фигурное катание преобразило привычные цирковые номера. Своим рождением цирк на льду обязан режиссеру Арнольду, придумавшему и воплотившему на манеже необычный спектакль. В 1999 году создательница цирка на льду Яна Шевченко возродила это феерическое шоу.

 Цирк на льду — это не только красиво, но и очень сложно, ведь артисты передвигаются на коньках. Далеко не каждый профессиональный артист может работать в коллективе цирка на льду, ведь кататься приходится в очень тесном пространстве, да еще и передвигаться нужно только по кругу, а это совсем не просто. Номера невозможно перенести с циркового манежа на лед. Они специально готовятся режиссерами и постановщиками, ведь нужно учитывать еще и технику безопасности. Сами посудите: артист катается на коньках-ходулях, прыгает через скакалку или выполняет сложнейшие трюки под куполом цирка — и все это на коньках!

Создать летом искусственный лед — это целое дело. Для начала арену засыпают 30-сантиметровым слоем опилок, затем застилают специальным материалом, который в случае утечки воды не даст затопить помещение. На этот «бутерброд» укладывают специальную «лапшу» — тонкие пластиковые трубочки, которые представляют собой холодильник, только в разобранном виде. Лапша очень холодная, она замораживает воду, которой заливают манеж. Вся процедура занимает около трех дней, за это время специалисты наращивают лед толщиной до 10 сантиметров. Кроме людей в цирке на льду выступают, конечно, еще и животные: кошки, собаки, голуби и даже морские львы.

О своих подопечных рассказывает дрессировщица Светлана Бордодымова:

— Своих морских львов — мальчика Шарика и двух девочек, Вету и Лелю, я называю детьми и никак иначе. При этом Шарик весит около 400 килограммов, а его партнерши — по двести. Морские львы требуют особого ухода. Во-первых, должна быть особая температура воздуха и воды, во-вторых, кормить морских львов можно далеко не любой рыбой. Но все равно с животными работать очень интересно: каждое имеет свой характер, его тоже нужно учитывать. У меня есть обязанности, которые я никому и никогда не доверяю: нарезать рыбу для моих «детей» и вечером обязательно почесать животик Шарику, иначе он может обидеться.

 Представление в цирке на льду длится два с половиной часа. Номера сменяются один за другим, без перерыва, как в калейдоскопе. Многие зрители даже жалуются, что не успевают хлопать, — такое динамичное и красочное выходит шоу. За 11 лет своего существования необычный цирк успел объехать множество стран: Японию, Америку, Китай, Индию, Германию, Францию. В наш город Московский цирк на льду прибыл из далекого Владивостока. В Иркутске труппа пробудет до 11 июля, далее артистов ждут в Красноярске, Кемерово, Новосибирске, а под Новый год цирк прибудет с гастролями во Францию.

Самые необычные цирки мира

Самый популярный — Cirque du Soleil. Цирк Солнца (именно так переводится название) основал в Монреале в 1984 году известный эквилибрист и пожиратель огня Эбон Грейман. В постановках этого цирка театральное искусство смешивается с цирковыми трюками и уличными представлениями. А вот специально обученных тигров, медведей и мартышек в Цирке Солнца не встретишь — отказался от номеров с дрессированными животными. Обычно в представлениях задействовано около сотни артистов.

Самый шокирующий — Цирк Джима Роуза. В его цирке выступают Бебе-королева, запросто поднимающаяся по лестнице из острейших мечей, бородатые женщины-сумоистки, от шагов которых содрогается арена. Мистер Нож жонглирует ревущими бензопилами, а Человек-загадка, испещренный татуировками и отрастивший рога, жует и глотает стаканы. Сам Джим Роуз так объясняет миссию своего жестокого искусства: «В Америке выросло целое поколение, никогда не видевшее представлений такого типа. Старый, ярмарочный, цирк умер, и я хочу возродить эту часть американской культуры».

Самый большой — Ringling Brothers And Barnum & Bailey. Однажды в Америке пять ловких братьев-акробатов по фамилии Ринглинг организовали шапито и стали разъезжать по разным городам с выступлениями. Успех превзошел все ожидания, и в 1907 году братья смогли выкупить два крупнейших цирка США — Барнума и Бейли. Чтобы все было по-честному, имена прежних владельцев оставили в названии, а представление стали играть одновременно на трех аренах. Как раз это и есть главная приманка цирка. У зрителей разбегаются глаза и они просто счастливы, когда на одной арене прыгают с тумбы на тумбу тигры, на другой танцуют вальс собачки, на третьей носятся внутри прозрачного шара сразу несколько бешеных мотоциклистов. Самые эффектные номера исполняют выпускники Московского циркового училища. Акробаты Олега Кабанова работают на высоте 13 метров на качающейся стеклянной платформе, без страховки. Джигиты Чалабаевы инсценируют укрощение табуна диких лошадей. В цирке Ринглингов вообще все масштабно. Если на манеже слоны, так не два-три, а сразу десять, тигров — дюжина, а болонок вообще без счета.

Самый смешной — Французская цирковая школа Фрателлини. Однажды Франсуа Фрателлини веселил публику проверенным способом: падал лицом в торт со взбитыми сливками. Сливки были бутафорские, из мыльной пены. Но клоун так увлекся, что забыл об осторожности: стал громко чихать для смеха, наглотался мыла и попал в больницу с тяжелым отравлением. Его брат Альбер Фрателлини дебютировал в цирке в четырехлетнем возрасте. Малыша посадили внутрь макета огромного яйца, которое он должен был катать вдоль манежа по сигналу коверного. Настал нужный момент, но яйцо не пошевелилось. Громкий кашель и пинки не помогли. Когда яйцо открыли, оказалось, что Альбер просто заснул. Зрителей извинения растрепанного, но не растерявшегося мальчишки так тронули, что они аплодировали даже громче, чем всегда. Во Французской цирковой школе Фрателлини проходят самые оригинальные и смешные выступления клоунов.

Самый древний — «Золотой лев». Китайцы не только изобрели порох, шелк и бумагу, но и создали совершенно фантастический, уникальный цирк. Этому искусству в Поднебесной больше 2000 лет, и его там любят едва ли не больше театра, оперы и балета вместе взятых. В китайском цирке не встретишь дрессированных зверей и укротителей, клоунов и иллюзионистов. Зато гимнасты, акробаты и жонглеры там лучшие в мире. Пробиться в артисты нелегко. Система подготовки циркачей жесткая. В четыре года самые гибкие и артистичные дети, выдержав невообразимый конкурс, попадают в специализированные интернаты. Здесь их тренируют пять дней в неделю (оставшиеся два дня они учатся читать и писать), бьют палками за малейшие провинности и держат на строжайшей диете (бобы, сельдерей, шпинат, древесные грибы и постное мясо).

В шесть утра — подъем, в 22 часа — отбой. Ни в футбол поиграть, ни телевизор посмотреть. Что получается в итоге, можно увидеть во время представления, на котором нет артистов старше 25 лет, зато полно десятилетних профи. Циркачи умеют ходить на головах. Да что там ходить — подниматься по лестнице! Они удерживают всевозможные предметы мышцами живота, да так крепко, что и не вырвать.

Самый щедрый — Circus Big Apple. Известный американский цирк «Большое яблоко», созданный жонглерами Полем Биндером и Майклом Кристенсеном, недавно отметил юбилей. В труппе — лучшие артисты со всего мира и очень много русских. Хорош клоун Валерий Серебряков, замечательно работают на арене дрессированные тигры и собачки. Но не собачками знаменит Circus Big Apple. Репутация цирка «не такого, как все» закрепилась за ним из-за участия в рекордном количестве благотворительных акций. «Большое яблоко» принципиально не ставит перед собой цели быть прибыльным — Circus Big Apple никогда не поднимает цену выше 70 долларов. В начале 80-х годов прошлого века директор цирка Майкл Кристенсен придумал «Скорую помощь клоунов». Ее сотрудники бесплатно посещали больных детей. Медики заметили, что после визита артистов эффективность лечения здорово возрастала.

Метки:
baikalpress_id:  88 925