Беспорядки на маршруте 80К

К сожалению, проблем в работе общественного транспорта в Иркутске с каждыми годом меньше не становится.

Число аварий растет, транспорта на некоторых направлениях хронически не хватает, из-за чего в отдаленных микрорайонах по утрам люди бьются за место в автобусе. Безрадостную картину дополняют грубость водителей и неряшливые салоны маршруток.

Стоить отметить, что совершенно мистическая история происходит на протяжении последних двух лет с автобусами № 80 и № 80к. Число аварий с участием этих автобусов, особенно под номером 80к, в последнее время значительно выросло. Причем нередко ДТП приводят к очень серьезным последствиям. Летом 2012 года водитель 80-го автобуса врезался в здание поликлиники, затем автобус № 80к протаранил несколько автомобилей. Не так давно автобус 80к загорелся прямо на маршруте, благо никто не пострадал. А вот два других случая закончились хуже: в одном девочку защемило дверями, она упала на проезжую часть и получила серьезные травмы, в другом погиб иркутский пенсионер. Пассажир, выходя из салона, упал под задние колеса автобуса, но водитель не заметил упавшего человека и фактически его переехал. Мужчина скончался на месте. Буквально на днях автобус все того же маршрута проехал перекресток на красный сигнал светофора и столкнулся с «Тойотой-Филдер».

Были и другие инциденты. Например, как-то один из водителей этого же маршрута из-за неоплаченного проезда подрался с пассажиром.

Как выяснилось, маршрут 80к не зарегистрирован в администрации, то есть, по сути, он существует нелегально. Однако, по словам заместителя председателя Ассоциации автотранспортных предприятий города Иркутска Алексея Колмакова, согласно федеральным законам, любой перевозчик может открыть любой маршрут и перевозить пассажиров, при этом необязательно этот маршрут должен быть внесен в реестр и официально зарегистрирован.

В ГИБДД говорят, что такая аварийная ситуация с 80-м автобусом и его двойником 80к возникла из-за того, что 80-х намного больше, чем других автомобилей общественного транспорта. Они фактически заполонили город. Естественно, очень много аварий, которые случаются в Иркутске, связаны с этим маршрутом. Впрочем, есть и другое мнение.

— Насколько мне известно, такая ситуация с 80-м и 80к связана с личной неприязнью и многолетней враждой между двумя предпринимателями. Один открыл 80-й маршрут, а другой в отместку ему почти такой же — 80к. Машин по этому направлению ходит море, причем друг за другом, что само по себе уже нарушение. Например, у 24-го маршрута интервал, как и полагается, не менее 4 минут, а у 80-х — 40 секунд. Из-за конкуренции автобусы обгоняют друг друга, подрезают машины, соревнуются, чтобы пассажиров было больше. Естественно, все это периодически приводит к ДТП, — рассказал Алексей Колмаков.

Учитывая рост числа аварий на этом направлении, администрация города недавно разместила в Интернете информацию, призывающую иркутян не пользоваться нелегальным маршрутом 80к.

Как сообщает пресс-служба администрации Иркутска, во время рейдов, которые регулярно проводят специалисты администрации, ГИБДД и УГАДН, неоднократно выявлялись различные нарушения у водителей этого маршрута. В частности, у многих нет документов, подтверждающих право заниматься пассажирскими перевозками; они не знают правил дорожного движения, а некоторые и русского языка.

По словам экспертов, одна из причин роста ДТП заключается в том, что себестоимость перевозок выше стоимости установленного проезда. В итоге многие компании испытывают финансовые трудности, поэтому устраивают так называемую борьбу за пассажиров, подрезая на дороге друг друга, что и приводит зачастую к авариям. Алексей Колмаков считает, что для решения транспортных проблем необходимы финансовые механизмы.

— В среднем, исходя из себестоимости перевозок, стоимость проезда в муниципальном транспорте должна составлять 15 рублей. Если из бюджета города перевозчики будут получать субсидии, покрывающие эти 3 рубля, а стоимость проезда для пассажиров останется прежней, то ситуация может улучшиться. Во-первых, чтобы получить субсидии, компании будут обязаны представить документы о технической исправности транспортных средств. Кроме того, можно будет контролировать частный бизнес и сделать саму систему общественного транспорта прозрачной.

Впрочем, по словам председателя правления некоммерческого партнерства «Союз автомобилистов Сибири» Алексея Шабанова, субсидирование частных компаний из городского бюджета не решит транспортной проблемы в городе. По его мнению, поскольку сокращение штата ГИБДД привело к тому, что улицы опустели, помогать контролировать дорожное движение должны общественные организации, иначе рост аварий на иркутских дорогах может привести к серьезному кризису. К примеру, Союз автомобилистов Сибири постоянно проводит мероприятия по выявлению нелегальных водителей, работающих без документов. Кроме того, эта общественная организация планирует обратиться к депутатам Государственной думы РФ, чтобы внести изменения в соответствующие законы, предполагающие увеличение штата сотрудников ГИБДД, а также ужесточение контроля за состоянием общественного транспорта.

— В народе говорят: «Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит». Я считаю, что субсидии не улучшат ситуацию с транспортом. Есть другие варианты решения проблемы. Недавно вышел приказ Минтранса о том, что все транспортные средства должны быть снабжены системой ГЛОНАСС. На каждом автобусе или маршрутке должно стоять соответствующее оборудование, которое отслеживает передвижение автомобиля. И если водитель нарушает график движения, то для перевозчиков предусмотрены штрафы, — говорит Алексей Шабанов.

ГЛОНАСС должна заработать с 2017 года. Предполагается, что с этого времени все транспортные средства будут оснащены датчиками ГЛОНАСС.

В случае возникновения аварий, форс-мажорных непредвиденных ситуаций сигнал автоматически поступает в МЧС, после чего пострадавшим оперативно предоставляется медицинская или другая помощь. Если эта система заработает в полной мере, то смертность от ДТП может снизиться в несколько раз.

Кроме того, Госдума в настоящее время рассматривает изменения законодательства, предполагающие ужесточение допуска водителей к общественному транспорту, то есть медицинского освидетельствования. Как рассказал заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы РФ Сергей Тен, в Госдуму также поступил законопроект об обеспечении безопасности при эксплуатации транспортных средств, предусматривающий штрафы в размере 2 тысяч рублей за управление транспортным средством на «лысой» резине.

Меж тем недавно на заседании думы Иркутска депутаты рассмотрели Концепцию организации и развития городского пассажирского транспорта общего пользования на 2014—2018 годы. Она предполагает создание единой диспетчерской службы, с помощью которой можно будет отслеживать движение муниципального общественного транспорта. Документ также предусматривает благоустройство конечных остановок, создание площадок для посадки и высадки пассажиров, возведение торговых павильонов, диспетчерских пунктов, скамеек, пандусов для инвалидов, электронного информационного табло с расписанием маршрутов и электронной системы оплаты проезда.

В мэрии, похоже, пошли навстречу неоднократно бастовавшим маршрутчикам и решили повысить плату за проезд. Предполагается, что она поднимется как минимум до 13 рублей. А на некоторых маршрутах такой тариф уже действует. Однако, возможно, стоимость проезда будет выше. В настоящее время рассматриваются разные варианты повышения цены. В частности, по словам представителей мэрии Иркутска, для автобусов экономически обоснованный тариф — 18 рублей, для электрического транспорта — не менее 16 рублей.

Иллюстрации: 

Маршрут 80к, по сути, существует нелегально. Тем не менее это не мешает ему ежедневно перевозить сотни пассажиров.
Маршрут 80к, по сути, существует нелегально. Тем не менее это не мешает ему ежедневно перевозить сотни пассажиров.
Загрузка...