Бензиновая лихорадка: почему и сколько можно

Не успел закончиться топливный ажиотаж в Иркутске, когда при полном отсутствии бензина на одних заправках на других выстраивались огромные очереди из автолюбителей, как новая напасть — повысились цены.

Особенно горячей темой для разговоров на этой неделе стала стоимость дизельного топлива: ему достался самый высокий ценник на АЗС — 39 рублей 10 копеек (дороже на 3 рубля), народный АИ-92 оценен в 35,20 за литр, АИ-95 — 36,40 (рост составил 50 копеек).

Вообще, о цене на бензин у нас не говорит только ленивый, эта тема в десятке самых актуальных для обсуждения. Объясняется все просто: от того, сколько стоит топливо, зависят цены на продукты и услуги, проезд в такси — да много чего еще. Потому и ценник, приближающийся к 40 рублям за литр солярки, подкосил некоторых иркутян. Однако для тех, кто разбирается в дизельном топливе, его стоимость не стала шокирующей.

— Это же зимнее топливо, — говорит Анатолий Куроптев, водитель дизельного «Пежо», — летняя солярка всегда дешевле, а к зиме жди повышения. На АЗС появился зимний дизель, потому и ценники такие — неприятно смотреть. Теперь полгода придется платить на 3 рубля дороже, чем было летом. Если, конечно, еще цену не поднимут.

Подорожание 92-го и 95-го бензина тоже вызвало волну недовольства автомобилистов, ведь Ангарский НПЗ завершил ремонт и сейчас продает топливо оптовыми партиями по относительно низким ценам. А в рознице мы наблюдаем обратный процесс.

Об изменении цен на бензин и есть ли возможность сдерживать их рост, мы поговорили с постоянным экспертом «Пятницы», кандидатом экономических наук, доцентом кафедры маркетинга БГУЭП Алексеем Рыженковым.

— В первую очередь следует отметить, что цены на бензин не подвергаются государственному регулированию, — объясняет Алексей Геннадьевич. — Антимонопольный комитет может заняться изучением причин повышения только в том случае, если это действительно будет сговор продавцов или злоупотребление монопольным положением производителя или продавца.

Несмотря на то что производитель топлива у нас в области один, это не совсем монополия, так как топливо может завозиться из других регионов. Но при этом добавляется транспортная составляющая.

Сказал Алексей Рыженков и о возможных причинах очередного повышения цены: «Правительство одобрило план мероприятий по обеспечению безубыточной деятельности ОАО «РЖД» в 2014—2015 годах, согласно которому в текущем году тарифы будут проиндексированы в рамках полномочий компании, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему росту цен на топливо».

Доцент Рыженков говорит, что если посмотреть динамику цен на топливо, то наблюдается постоянный рост.

Потребители начинают активно реагировать, когда этот рост превышает определенный психологический барьер. Допустим, если один раз в неделю повышать цены на 10 копеек за литр, то это менее заметно и вызывает меньше недовольства, чем раз в месяц на 40 копеек.

— Так сейчас и произошло — заметили цифру 39 с хвостиком и запаниковали, — говорит Алексей Рыженков. — При этом рост цен на топливо может быть обусловлен несколькими составляющими, и далеко не всегда в росте цен виновата какая-то конкретная организация. У любой организации есть затраты, которые она не может игнорировать. А в нынешних условиях, когда растет курс доллара и евро, а следовательно, автоматически дорожает весь импорт, когда для России действуют санкции на привлечение капитала из-за рубежа, ожидать снижения цен не приходится.

  • «Да, мы знаем о шумихе вокруг дизельного топлива. Подняли ее те, кто не пользуется этим топливом, а значит, не смыслит в этом вопросе, — поясняют ситуацию в пресс-службе ЗАО «Иркутскнефтепродукт». — Есть два вида дизельного топлива — летнее и зимнее. Есть еще с особыми добавками, но мы не о них. Так вот летнее горючее стоит 36,10 рубля, а зимнее, которое появилось у нас на АЗС только 25 октября, продается за 39 рублей 10 копеек. Повышения не было — это разные позиции. В прошлом году разница между летним и зимним дизельным топливом была такая же — 3 рубля». 25 октября, вместе с появлением зимнего горючего, на АЗС «Роснефти» поднялись цены и на другое топливо, примерно на 50 копеек. Предыдущее повышение было в сентябре.
  • В таблице приведены среднерозничные цены по Иркутской области. За 4 последних месяца цена на самый популярный АИ-92 выросла почти на 4 рубля. Не заметить это сложно даже самым щедрым водителям. Однако падения спроса на бензин не наблюдается. Когда продавцы бензина снова «порадуют» покупателей, точно никто не говорит, но аналитики уверены, что к Новому году будут еще повышения.

 

30.10.11

30.10.12

31.10.13

01.06.14

29.10.14

АИ-92

27,40

28,84

31,24

31,79

35,49

АИ-95

29,80

31,85

33,72

33,67

36,78

ДТл

26,60

28,79

33,61

35,02

35,66

Иллюстрации: 

Представить себе, что человечество откажется от автомобилей, сложно. Даже на часовую забастовку против высоких цен, которую пытаются организовать активисты в соцсетях, собирается не так много народу, чтобы продавцы топлива испугались. «Надо работать и зарабатывать на все, что тебе необходимо в жизни. Хочешь комфорт — работай», — высказываются противники забастовок. Вот и на фото видно — какая бы стоимость ни была на ценнике, покупатели найдутся всегда
Представить себе, что человечество откажется от автомобилей, сложно. Даже на часовую забастовку против высоких цен, которую пытаются организовать активисты в соцсетях, собирается не так много народу, чтобы продавцы топлива испугались. «Надо работать и зарабатывать на все, что тебе необходимо в жизни. Хочешь комфорт — работай», — высказываются противники забастовок. Вот и на фото видно — какая бы стоимость ни была на ценнике, покупатели найдутся всегда
Еще далеко не на всех АЗС появилось зимнее дизельное топливо, а значит, и информационные табло не особо пугают ценниками. Но автолюбителей возмущает и стоимость самого популярного, народного, бензина АИ-92: «Кажется, еще недавно цена была 32—33 рубля, а сейчас уже за 35… И продукты подорожали, и услуги, и товары, а с зарплатами у нас все как обычно — не успевают за инфляцией», — размышляет водитель «Мазды-Демио» Светлана
Еще далеко не на всех АЗС появилось зимнее дизельное топливо, а значит, и информационные табло не особо пугают ценниками. Но автолюбителей возмущает и стоимость самого популярного, народного, бензина АИ-92: «Кажется, еще недавно цена была 32—33 рубля, а сейчас уже за 35… И продукты подорожали, и услуги, и товары, а с зарплатами у нас все как обычно — не успевают за инфляцией», — размышляет водитель «Мазды-Демио» Светлана
Иркутянин Анатолий Куроптев, которого репортер «Пятницы» встретил на АЗС «Краснефть» —водитель со стажем, и рассуждать о стоимости топлива может с доводами и примерами. Мужчина говорит, что последнее время цена поднимается довольно часто: «Понемногу, но растет. Хочешь ездить — плати. Не хочешь — топай ногами. И все же я полагаюсь на совесть компаний-поставщиков, они ведь тоже от нас зависят, а потому обижать не должны»
Иркутянин Анатолий Куроптев, которого репортер «Пятницы» встретил на АЗС «Краснефть» —водитель со стажем, и рассуждать о стоимости топлива может с доводами и примерами. Мужчина говорит, что последнее время цена поднимается довольно часто: «Понемногу, но растет. Хочешь ездить — плати. Не хочешь — топай ногами. И все же я полагаюсь на совесть компаний-поставщиков, они ведь тоже от нас зависят, а потому обижать не должны»
baikalpress_id:  99 627
Загрузка...