Бензин все дороже

Эксперты называют несколько причин этого — и за каждую рассчитывается потребитель.

Как рассказали в одной из иркутских компаний, реализующей нефтепродукты, рост цен на автозаправках связан с повышением стоимости нефтепродуктов на бирже. Возникла следующая ситуация — значительно вырос спрос на нефтепродукты, при этом их объем на бирже значительно снизился, в результате цены сразу выросли. А повышенный спрос связан с тем, что летом традиционно увеличивается потребление бензина из-за сезона отпусков и сельскохозяйственных работ. 

Федеральные аналитики нефтяной отрасли пишут, что ситуация с нехваткой нефтепродуктов возникла по ряду причин. Летом на некоторых НПЗ проходил плановый ремонт, что, естественно, привело к снижению производства бензина, к тому же ряд нефтяных компаний сократил производство автобензина. О серьезном дефиците топлива представители Российского топливного союза предупреждали заранее, отметив три региона, где эта проблема стоит наиболее остро, — Алтайский край, Новосибирскую и Иркутскую области. 

В Иркутской области к перечисленным причинам добавились и региональные особенности. В частности, по словам сотрудников одной из иркутских компаний, нехватка предложений на рынке связана еще и с тем, что большая партия бензина была направлена в июне по программе «Северный завоз». В этом году поставка топливно-энергетических ресурсов в северные территории проходила опережающими темпами. В частности, в период навигации было завезено 132 тыс. тонн топлива, из них 14 тыс. тонн составили нефтепродукты.

Существуют и другие причины сложившейся ситуации. С начала 2015 года в нефтяной отрасли произошли серьезные налоговые изменения. В частности, в течение трех лет поэтапно Правительство РФ решило сократить налоговые экспортные пошлины на нефть — в 1,7 раза, и на нефтепродукты — от 1,7 до 5 раз в зависимости от вида. По мнению экспертов, из-за снижения пошлины нефтяникам стало более выгодно продавать нефть и нефтепродукты на экспорт, нежели заниматься производством бензина. В результате объем экспорта вырос, а производство бензина и его реализация на внутреннем рынке снизились, что и привело к дефициту топлива и увеличению его стоимости. Еще в начале года аналитики прогнозировали увеличение стоимости бензина в течение 2015 года по стране на 10—15%. А замглавы Минфина Сергей Шаталов тогда заявил о том, что налоговые изменения вызовут ежегодный рост топливных цен на 1,8 руб. за литр.

Что касается прогнозов на осень и зиму, пока они весьма туманные. Аналитики считают, что если в ситуацию не вмешается российское правительство, то цены, возможно, снова будут расти. 

Иллюстрации: 

По информации Росстата, в Иркутской области еще в конце июля стоимость одного литра бензина АИ-92 в среднем составляла 35,31 руб., АИ-95 — 37,41. В течение августа он подорожал в среднем на 50—60 копеек, а за три месяца — более чем на 2 руб. Сегодня на автозаправках города АИ-95 уже стоит в среднем 38,10 руб., АИ-92 — 36,20
По информации Росстата, в Иркутской области еще в конце июля стоимость одного литра бензина АИ-92 в среднем составляла 35,31 руб., АИ-95 — 37,41. В течение августа он подорожал в среднем на 50—60 копеек, а за три месяца — более чем на 2 руб. Сегодня на автозаправках города АИ-95 уже стоит в среднем 38,10 руб., АИ-92 — 36,20
Метки: Жизнь, Иркутск
baikalpress_id:  108 222