Бензин дорожает. Почему?

Эксперты называют множество причин — и за каждую рассчитывается потребитель

Цены на бензин растут. При этом для повышения его стоимости, на первый взгляд, нет очевидных причин. Цена на нефть падает, к тому же бензин в нашу область не нужно завозить из других регионов — на территории Приангарья есть свое нефтеперерабатывающее предприятие. Так в чем же причины очередного скачка цен?

По информации Росстата, в Иркутской области еще в конце июля стоимость одного литра бензина АИ-92 в среднем составляла 35 рублей 31 копейку, АИ-95 — 37 рублей 41 копейку. Бензин в августе подорожал в среднем на 50—60 копеек, а за три месяца — более чем на 2 рубля. Сегодня на автозаправках города АИ-95 уже стоит в среднем 38 рублей 10 копеек, а АИ-92 — 36 рублей 20 копеек.

Иркутские автомобилисты на форумах в Интернете возмущены ростом цен и планируют обратиться в администрацию города. «Цены на бензин растут как на дрожжах, и дрожжи, похоже, качественные. Сколько можно терпеть? Каждую неделю бензин повышается в цене. Давайте обратимся в администрацию. Понятно, что снижения цен мы не добьемся, но хочется вызвать хотя бы ряд проверочных мероприятий, чтобы этим вопросом заинтересовалась прокуратура, и привлечь комитет по ценообразованию», — пишет на одном из порталов иркутянин, подписавшийся как Сергей Кастрюлькин. Другие пользователи указывают на то, что падение нефтяных котировок, по идее, не должно вызывать повышения цен на бензин, однако его цена растет.

В чем же причина роста цен?

Как рассказали в одной из иркутских компаний, реализующей нефтепродукты, рост цен на автозаправках связан с повышением стоимости нефтепродуктов на бирже. Возникла следующая ситуация: значительно вырос спрос на нефтепродукты, при этом их объем на бирже значительно снизился, в результате цены сразу выросли. А повышенный спрос связан с тем, что летом традиционно увеличивается потребление бензина из-за сезона отпусков и сельскохозяйственных работ.

Федеральные аналитики нефтяной отрасли пишут, что ситуация с нехваткой нефтепродуктов возникла по ряду причин. Летом на некоторых НПЗ проходил плановый ремонт, что, естественно, привело к снижению производства бензина, к тому же ряд нефтяных компаний сократили производство автобензина. О серьезном дефиците топлива представители Российского топливного союза предупреждали заранее, отметив три региона, где эта проблема стоит наиболее остро: Алтайский край, Новосибирскую и Иркутскую области.

Кроме того, нехватка нефтепродуктов, приведшая к росту цен, связана с тем, что на протяжении первого полугодия 2015 года экспорт автобензина был прибыльнее его реализации на внутреннем рынке. По информации независимого агентства «Аналитика товарных рынков», поступление бензина на внутренний российский рынок за март-июнь 2015 года составило 11,28 млн тонн, что на 4,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

В Иркутской области к перечисленным причинам добавились и региональные особенности.

В частности, по словам сотрудников одной из иркутских компаний, нехватка предложений на рынке связана еще и с тем, что большая партия бензина была направлена в июне по программе северного завоза. В этом году поставка топливно-энергетических ресурсов в северные территории проходила опережающими темпами. В частности, в период навигации было завезено 132 тыс. тонн топлива, из них 14 тыс. тонн составили нефтепродукты.

Существуют и другие причины сложившейся ситуации. С начала 2015 года в нефтяной отрасли произошли серьезные налоговые изменения. В частности, в течение трех лет поэтапно Правительство РФ решило сократить налоговые экспортные пошлины на нефть — в 1,7 раза, и на нефтепродукты — от 1,7 до 5 раз в зависимости от их вида. По мнению экспертов, из-за снижения пошлины нефтяникам стало более выгодно продавать нефть и нефтепродукты на экспорт, нежели заниматься производством бензина. В результате объем экспорта вырос, а производство бензина и его реализация на внутреннем рынке снизились, что и привело к дефициту топлива и увеличению его стоимости. Еще в начале года аналитики прогнозировали увеличение стоимости бензина в течение 2015 года по стране на 10—15%. А замглавы Минфина Сергей Шаталов тогда заявил о том, что налоговые изменения вызовут ежегодный рост топливных цен на 1,8 руб. за литр.

Что касается прогнозов на осень и зиму, то пока они весьма туманны. Аналитики считают, что если в ситуацию не вмешается российское правительство, то цены, возможно, снова будут расти.

Иллюстрации: 

Аналитики считают, что если в ситуацию не вмешается российское правительство, то цены, возможно, снова будут расти.
Аналитики считают, что если в ситуацию не вмешается российское правительство, то цены, возможно, снова будут расти.
baikalpress_id:  108 202