Байкальский Коктебель

2 км, 10 минут, 62 рубля с человека — и вы оказываетесь в Порту Байкал

Поселок Порт Байкал занял узкую полосу суши вдоль озера, улочками растекаясь по распадкам и поднимаясь на сопки Олхинского плато. Старинные, почерневшие от времени дома, вперемешку с отделанными современными строительными материалами и яркими крышами, цветы в каждом палисаднике. Если сосны и березы заменить кипарисами, то вид вполне сойдет за крымский или средиземноморский. Сейчас в поселке насчитывается 194 дома и зарегистрировано 537 жителей. Дачников, которые еще несколько десятилетий назад облюбовали склоны с открывающимися живописными видами, никто и не считал. Среди них много интеллигенции и творческих людей Иркутска. Дамы в шляпах с собачками на руках, старцы с развевающимися седыми кудрями и бородами в шортах и шлепанцах, неспешно поднимающиеся по улочке из магазина и ведущие беседы на философские или художественные темы, — привычная картина для поселка. Своего рода Коктебель.

Недалеко от пристани, прилепившись к скале, утопает в зелени дача, во дворе которой рядом с большим домом есть маленький. Там Валентин Распутин, при жизни признанный классиком, писал свой роман «Живи и помни».

— Распутин подарил эту дачу моей маме, Евгении Молчановой, сестре своей жены, после того, как купил другую дачу на 28-м километре, — рассказывает иркутянка Дарья Киселева, внучка Ивана Молчанова-Сибирского, писателя и поэта, шагая с четырехлетней дочкой-болтушкой Аней по тропочке на пляж.

Дарья говорит, что домик, в котором и рождался роман, стоит заброшенный, она в него давно не заглядывала. Никакого мемориала Распутина здесь нет. Но все без исключения старожилы поселка могут рассказать, как писатель запросто в магазин ходил, как без зазнайства с ними общался.

Если пройти от дачи Распутина-Молчановых несколько десятков метров левее, можно заметить деревянную лестницу, уходящую вверх, под кроны деревьев. Эта лестница приведет к строящейся церкви Преображения Господня. Незнающие туристы бодро начинают восхождение по лестнице, не предполагая, что на ней 350 ступеней. Некоторые, одолев лестницу, валятся на землю перевести дух.

Порядок внутри недостроенного храма поддерживают несколько женщин. Среди них местная жительница, монахиня Тавифа, бывшая, кстати, несколько лет назад главой поселка (вот уж поистине пути Господни неисповедимы). Она ведет своеобразную летопись в фотографиях о строительстве и деятельности церкви. Хотя храм еще не достроен, все необходимые службы и требы в нем проводятся. Для этого из Иркутска приезжает священник, иерей Николай Подымахин. Строят храм уже 10 лет, как у нас и заведено, на пожертвования. Не удалось застать на стройке местного Кулибина. Так все говорят про Георгия Тарасюка, пенсионера из Листвянки. Он и станочек придумал, чтобы гнуть металл, которым маковки обшивать будут, и к старенькому трактору механизм приладил, чтобы наверх стройматериалы поднимать.

Этим трактором и новый колокол на днях в звонницу подняли. А три старых колокола, два из которых — корабельные рынды, еще пока висят. Третий колокол — настоящий. Его подняли со дна Байкала и подарили храму. Как он в озеро попал? Тайна. Матушка рассказала, что юбка его покрыта тончайшей вязью из листочков. И пел мелодично, пока не придумали почистить его. И что-то в старинном литье от шлифовки нарушилось, свою мелодичность колокол потерял, басит теперь, как старый боцман.

Есть в поселке, точнее была, еще одна достопримечательность — старинный маяк. Стоит он высоко на горе, добираться до него нужно по отвесной круче. Вот только с недавних пор попасть на смотровую площадку маяка нельзя: какая-то компания связи (в поселке не знают, какая именно) установила на маяке свое оборудование, врезала замок и наглухо маяк закрыла. Глава администрации Портбайкальского муниципального образования Надежда Симакова, молодая и энергичная женщина, коренная жительница порта, сокрушается, что произошло это еще до ее назначения. Рассказала, что строили 10-метровый маяк по английским чертежам из толстенного, сантиметров 12—15, английского же металла. Маяку, наверное, чуть поменьше лет, чем поселку. А Порт Байкал в этом году отметит 129 лет.

Самой известной же достопримечательностью Порта Байкал является отрезок Кругобайкальской железной дороги, строительство которой велось в 1900—1915 годах.

Только вдумайтесь: не владея тем, чем владеют строители железных дорог сейчас, путейцы прошлого века создали уникальный и дерзкий, не имеющий аналогов в мире объект!

Необыкновенные технические решения, огромные деньги и сопряженный с опасностью труд строителей — и вот десятки километров путей, проложенные у самого подножия гор с учетом камнепадов; прорубленные в скалах тоннели и галереи; многометровые облицованные камнем откосы; две с лишним сотни мостов и виадуков. Потрясающе! Порталы первых тоннелей находятся в часе ходьбы от окраины поселка. Туда, как правило, и устремляются туристы. По пути им попадется целебный источник Тепленький с серебряной водой. Говорят, он лечит болезни горла.

В поселке нет асфальтированных дорог. Дороги здесь устроены на ряжах. Это давным-давно врытые в землю «квадраты» из листвяка, засыпанные внутри грунтом и камнями. Их иногда выравнивают.

— Если положить асфальт, начнут гонять как сумасшедшие, никакого покоя не будет. А так у нас сплошные лежачие полицейские, — шутит местная жительница Надежда Ильинична.

Кстати, по береговой линии поселок растянулся на 5 км. А вместе с девятью улицами протяженность дорог увеличивается до 24 км. Поэтому, когда нужно быстро куда-то добраться, Надежда Ильинична садится за руль квадроцикла. Эта техника здесь самая популярная. От автомобилей толку мало — куда на них ездить-то?

…Целый день гуляла по поселку, времени на все, к моему удивлению, не хватило, и на паром я опоздала. Пришлось нанимать местного жителя дядю Васю. В Порту на каждом доме висят объявления о найме лодок, продаже рыбы, сдаче комнат и домиков. Дядя Вася подогнал лодку к пирсу, помог пробраться по камням, указав на скамеечку, протянул спасжилет и, беззлобно ворча: «Порыбачить не дают», домчал меня до причала Рогатка за 200 рублей. В Листвянке громыхала музыка, на причале, заставленном припаркованными авто, толчея — то, от чего за день в Порту Байкал я успела отвыкнуть. Пьяненькие мужички из Оренбурга бравировали друг перед дружкой храбростью: залезли-таки в Байкал, искупались. Приедут домой, будут хвастать, что на Байкале побывали. Да разве ж это Байкал?

Как добраться

Паром в Порт Байкал отправляется из Листвянки с причала Рогатка 4 раза в день точно по расписанию, которое можно найти на сайте пароходства. Машин на него входит всего 4. Стоимость провоза автомобиля — 400 рублей. Людей загружают всех (62 рубля с человека).

Иллюстрации: 

Квадроциклы — самый популярный вид транспорта у местных жителей: и до магазина сгонять, и в лес по грибы-ягоды
Квадроциклы — самый популярный вид транспорта у местных жителей: и до магазина сгонять, и в лес по грибы-ягоды
Железнодорожный вокзал. Здесь невероятно чисто и уютно. Клумбы утопают в цветах
Железнодорожный вокзал. Здесь невероятно чисто и уютно. Клумбы утопают в цветах
Николай Яфаров шлифует недавно прибывшие колокола. Говорит: «Я живу  в Порту Байкал так, как мне нравится. Готов работать здесь столько, сколько нужно»
Николай Яфаров шлифует недавно прибывшие колокола. Говорит: «Я живу в Порту Байкал так, как мне нравится. Готов работать здесь столько, сколько нужно»
Монахиня Тавифа снисходительно относится к туристам, которые норовят зайти в церковь в шортах и топиках
Монахиня Тавифа снисходительно относится к туристам, которые норовят зайти в церковь в шортах и топиках
Наследницы двух знаменитых сибирских фамилий — Распутина и Молчанова — Дарья и Анечка встретились репортеру «Пятницы» по дороге на пляж
Наследницы двух знаменитых сибирских фамилий — Распутина и Молчанова — Дарья и Анечка встретились репортеру «Пятницы» по дороге на пляж