Байкальская палитра Владимира Осипова

В разных образах перед нами предстает Байкал: кому-то он покажется жемчужиной, кому-то серым старцем…

Всю многогранность природы невозможно отобразить, озеро меняется ежечасно, ежеминутно, считает байкалист Владимир Осипов, известный живописец из Листвянки. Его работы теперь редко увидишь в галереях, и выставками он иркутян балует нечасто, но каждая его картина — это взгляд в новый мир.

Родился Владимир Осипов в Нижнеудинске, художественных школ там не было, и в кружки он в детстве не ходил — рисовать учила мама. Сначала мальчик, как и многие, срисовывал картинки из журналов, потом перешел на гравюры из взрослых книг, особенно привлекали рыцарские романы и сказки. Когда пришло время выбирать будущую профессию, долго думать не пришлось — учился не слишком хорошо, решил поступить в Иркутское училище искусств. После Владимир пошел в армию, а его товарищей по училищу отправили по распределению в Усть-Илимск, где открылась школа искусств, они и пригласили нашего героя в северный город.

— Мне нравилось работать с самыми маленькими, они непосредственные, мозги у них чистые, не забитые ничем. Фантастические работы получались! — с ностальгией рассказывает Владимир Игоревич. — Они готовы все впитывать — не спорят, не упорствуют. Потом в Усть-Илимске открыли вторую школу искусств, и туда меня позвали директором.

Кроме основ рисунка и живописи Осипов занимал детей в разных кружках. Например, они вместе создавали мультфильмы. Чтобы мультик просуществовал одну секунду, нужно сделать 24 кадра. Принцип был как у «Бременских музыкантов» — аппликация. Выкладывали картинку, делали кадр, потом меняли положение частей рисунка — и снова снимали. Один из его выпускников уехал в Москву и стал мультипликатором на «Мосфильме», хотя многие оставались в Усть-Илимске или возвращались в Иркутск, как дочь нашего героя. Сейчас она работает учителем там же, где отец когда-то. Преподает она и на художественном факультете педагогического университета, декан которого тоже выпускник Владимира Осипова. Другой воспитанник усть-илимской школы искусств стал модельером, проходил стажировку в Москве, у Вячеслава Зайцева, и Европе.

С творчеством у самого Осипова в тот период было непросто — мало времени, а ведь надо еще сосредоточиться, найти среди детских идей и мыслей свои собственные краски и ощущения для живописи. Дальше стало еще труднее. Работа директора полностью превратилась в хозяйственно-управленческую, о преподавательской деятельности пришлось практически забыть. Как единственному мужчине в школе, Владимиру Игоревичу приходилось и пилить, и таскать, и чинить что нужно. А после этого заниматься бумажной работой, решать финансовые вопросы. К тому же в нелегкое перестроечное время зарплату родителям учеников платили плохо, многие отказывались от дополнительных занятий искусствами. Как человек творческий, наш герой оставил руководящую должность и начал преподавать в педагогическом университете, отработал там два десятка лет и ушел на заслуженный отдых.

— Сейчас желания вернуться в педагогику нет, время прошло, и слава богу! — смеется Владимир Осипов. — Настало спокойствие, пенсию платят, картины пишу. Счастливая пора, когда никому ничем не обязан и никто ничего тебе не должен. Свой дом, своя мастерская — что еще нужно?

Больше 15 лет Владимир Осипов живет в поселке Листвянка, что на берегу Байкала.

Сибирское озеро притягивало к себе с детства, признался художник:

— Отец работал в Слюдянке, и мы туда ездили к нему, к родственникам. Впервые я увидел Байкал в 8—10 лет, — припоминает Владимир Игоревич. — Потом уже в студенчестве ездили на летнюю практику на пленэр в Листвянку и на тот берег.

Усть-Илимск стоит на Ангаре, эту непокорную реку часто изображал на своих полотнах наш герой. Регулярно ездить на Байкал он начал, когда его друг Владимир Пламеневский купил в Листвянке участок и открыл галерею.

— Раньше Союз художников организовывал на Байкале творческую дачу: 20—30 выдающихся художников приезжали сюда и пару месяцев творили. Это был хороший обмен опытом, вдохновением, — рассказывает Владимир Игоревич. — Когда союз перестал отправлять сюда художников, самые активные начали собираться сами, и творческая дача переехала к Пламеневскому.

Байкал притягивает, и в Листвянке в последние годы собралась хорошая компания творческих людей — художников, музыкантов. И Владимир Игоревич не удержался, купил участок — поле, заросшее травой — и построил здесь дом. Теперь главный герой его картин — Байкал — буквально за окном: выгляни — и пиши шедевры! Что наш герой и делает. Из-под его кисти выходят потрясающие полотна, все величие озера Осипову удается передать через формат — полотна вытянуты по горизонтали, как панорамные снимки. Когда смотришь на них, кажется, что пейзаж буквально окружает тебя со всех сторон.

А вот то, что окружает мастера в поселке, ему не слишком нравится. У визитной карточки Иркутской области должно быть свое лицо, считает Владимир Осипов:

— Недавно у меня гостил польский архитектор, и он удивился, что у нас такой бардак тут. Европейские курортные деревушки, например, в Альпах, все построены в одном стиле, и это здорово — красиво, аккуратно, как с картинки. Такой хотелось бы видеть и Листвянку, — поделился мнением художник. — Я не против кафе и гостиниц, но в одном архитектурном стиле и по генплану, составленному главным архитектором. А у нас тут пока пестрота ненужная.

Заграничные деревушки по сравнению с Листвянкой — небо и земля, даже в соседнем Китае курорты уютнее. Владимир Игоревич путешествовал с другом по реке Лицзян, на которой стоит прямо сказочный городок, гармонируя с окружающими его горами. Несколько недель они писали там с натуры, а местные жители были доброжелательны и всячески помогали иностранцам.

— Байкал не статичен, он меняется каждые 10 минут: то солнце выглянуло, все заблестело, то, наоборот, волна пошла, потом налетела тучка или туман… Его писать и писать, каждый раз он будет разный. Не люблю, когда зеленая трава, голубое небо, синяя вода, — Байкал нравится художнику в своих суровых проявлениях. — Однажды мы приехали на Ольхон, а там погода, как с открытки, — голубое озеро, зеленые поля. Ну, я набросал линию гор, воды, отвернулся и пишу по памяти. А люди смеются: «Осипов пишет Байкал спиной к Байкалу!»

Владимир Игоревич уже может рисовать озеро, наверное, даже с закрытыми глазами.

Вдохновляют не только пейзажи, но и истории, которыми окружен Байкал. Например, не так давно он изобразил на полотне легендарный «золотой эшелон» — часть конфискованного революционерами золотого запаса Российской империи. Поезд состоял из 18 вагонов со 143 ящиками и 1678 мешками с золотом и 7 вагонов серебряной монеты номинальной стоимостью 409 625 870 руб. 86 коп. золотом. Паровоз действительно написан позолотой. Бока загадочной машины отражаются в воде озера, вдоль которого идут рельсы.

Другая работа Владимира Осипова, которую купили буквально на глазах у корреспондентов, изображает церковь в Большом Голоустном во время ее реставрации. В советское время храм реорганизовали в клуб, иконы сожгли. Человека, отдавшего распоряжение разрушить святыню, вскоре постигла кара — он ослеп. Церковь дважды горела после реставраций, в последний раз — 10 лет назад.

По нескольку раз в году Владимир Игоревич ездит на пленэры, пишет быстросохнущей темперой, делает наброски. Не стараясь сделать Байкал очередным сувениром, Владимир Осипов изображает его таким, каким видит, — суровым, холодным и бесконечно разным. В этом можно убедиться, дойдя в Листвянке до «Ретропарка», который находится прямо во дворе у художника, там его сын Дмитрий выставляет свои садовые скульптуры, раритетные автомобили и еще много всяких интересных вещей.

Иллюстрации: 

Полотна живописца сохнут под потолком мастерской, издалека их легко спутать с фотографиями, настолько точно изображает автор природу, при этом никаких лишних деталей — Байкал во всей красе
Полотна живописца сохнут под потолком мастерской, издалека их легко спутать с фотографиями, настолько точно изображает автор природу, при этом никаких лишних деталей — Байкал во всей красе
В прошлом году отец и сын Осиповы провели совместную выставку работ, посвященную Кругобайкальской железной дороге. Владимир представил публике живописные картины, а Дмитрий — металлические скульптуры.
В прошлом году отец и сын Осиповы провели совместную выставку работ, посвященную Кругобайкальской железной дороге. Владимир представил публике живописные картины, а Дмитрий — металлические скульптуры.
Мастерская находится в Листвянке, в пяти минутах ходьбы от Байкала — главного героя картин Осипова-старшего
Мастерская находится в Листвянке, в пяти минутах ходьбы от Байкала — главного героя картин Осипова-старшего
baikalpress_id:  96 604