Баннер + «Одноклассники»

Кандидаты уже не делают ставку только на традиционную агитацию

Во вторник, 9 августа, завершилась регистрация кандидатов на выборах в Госдуму седьмого созыва, которые пройдут 18 сентября. Чем эти выборы будут отличаться от предыдущих? Отличий много — уверена обозреватель «Пятницы». Это и принцип формирования избирательных округов, и допуск оппозиционных партий, и активное использование нетрадиционных способов агитации — странички в социальных сетях. 

Прежде всего, надо вспомнить, что прошлые выборы, 2011 года, проходили по пропорциональной избирательной системе, то есть все 450 депутатов избирались по партийным спискам по единому федеральному округу, а затем депутатские мандаты распределялись пропорционально проценту набранных партиями голосов. И как мы помним, в ходе этих выборов вскрылись многочисленные фальсификации, что привело к массовым протестным митингам по всей стране под лозунгами «За честные выборы». После чего руководство страны признало необходимость проведения политических реформ в сторону повышения открытости и конкурентности избирательной системы. Итогом этого стало изменение законодательства в части регистрации политических партий и возвращение к смешанной пропорционально-мажоритарной системе выборов парламента. В 225 одномандатных округах по всей стране вернулись прямые выборы депутатов. Участие партий в выборах существенно упростилось. 

В нашем регионе в выборах теперь участвуют не три-четыре партии, как раньше, а целых 14: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Гражданская платформа», «Яблоко», «Парнас», «Родина», Российская экологическая партия «Зеленые», «Партия Роста», «Коммунисты России», «Коммунистическая партия РФ», «Патриоты России» и «Гражданская сила». Представлен практически весь спектр политических сил: «проверенные» парламентские партии, умеренно-оппозиционные, представители несистемной оппозиции, пар­тии-спойлеры. 

Были и самовыдвиженцы, числом три, но все они в последний момент сняли свои кандидатуры. 

Что еще интересно: в списках есть и раскрученные политики, такие как Сергей Тен, Антон Романов, Алексей Красноштанов, Иван Грачев, но есть и совсем новые, например Сергей Перевозников, основатель фермерского хозяйства и сыроварни, идущий от партии «Зеленые». Есть даже несколько безработных кандидатов, например Михаил Торопов (от партии «Родина»). В списке одномандатников совсем нет крупных начальников и олигархов, в основном это чиновники среднего звена и коммерческие директора. 

Еще одно важное новшество, о котором необходимо сказать, — это сам принцип нарезки одномандатных округов, принятый Госдумой в прошлом году. Согласно новым правилам, жители Иркутска будут голосовать за кандидатов трех одномандатных округов: собственно Иркутского, куда входят Октябрьский и Правобережный округа, Ангарского (Ленинский район Иркутска) и Шелеховского (Свердловский район Иркутска). Замысловатая схема. Грубо говоря, теперь голоса горожан изрядно разбавлены голосами жителей сельских территорий. 

Более того, недавно выяснилось: к 93-му Иркутскому округу приписали 42 700 избирателей из Приднестровской Молдавской республики.

В списке фигурируют города Бендеры и Каменка, что, конечно, вызывает недоумение. Непонятно, как жители далеких Бендер будут определяться, за кого голосовать; вряд ли имена Михаила Щапова, Ларисы Егоровой, Олега Канькова и даже Антона Романова о чем-то им говорят. Очень интересно, повлияет ли голосование в Бендерах на итоги выборов. 

Обычно пик предвыборной борьбы приходится на две последние недели перед выборами, но некоторые кандидаты-одномандатники уже сейчас работают над повышением своей известности. В первую очередь это, конечно, наглядная агитация. 

Билборды, баннеры, растяжки… С одной стороны, без них кампания выглядит как-то несолидно и неубедительно (что же это за кандидат, если у всех баннеры есть, а него нет). С другой стороны, многие уже понимают, что наружная реклама — это прошлый век и эффективность ее невелика: когда билбордами заставлены все магистрали, человеческий глаз уже перестает их различать, тем более запоминать. Существует и другая опасность — когда баннеры могут сыграть против того, кого они продвигают. Как это было в недавнем прошлом на губернаторских выборах; портретов с лозунгом про область моего сердца было слишком много, что стало раздражающим фактором. Поэтому здесь важно не переборщить. 

Пока наглядная агитация не блещет оригинальностью. Обычно это типовой портрет, крупный план, реже — по пояс, партийная символика и слоган. 

Возможно, именно поэтому некоторые кандидаты вообще отказались от стандартных билбордов. Например, Михаил Васильев («Парнас») использует для агитации мобильные «кубы» и штендеры. На них не портрет с привычным слоганом, а обозначение некой проблемы, которую кандидат намерен решать. 

Еще одно новшество этой кампании — активное присутствие кандидатов-одномандатников в социальных сетях. Страницы в «Вконтакте», «Одноклассниках» и «Фейсбуке» есть практически у всех них. Типичная страница типичного кандидата выглядит примерно так: «Встретился с избирателями там-то. Жители рассказали о своих проблемах и задавали волнующие вопросы по ЖКХ, медицине, пенсиям, капремонту и т. д. Будем работать над их решением». И фото: вот он, такой красивый, среди ветеранов (детишек, сталеваров, трактористов, тружеников села, медиков, нужное подчеркнуть), вот он подтягивается на турнике (со штангой, боксерской грушей, на велосипеде, нужное подчеркнуть), вот он в поле среди колосьев зрелой пшеницы (почему-то политтехнологи считают, что такая фотография непременно должна вызвать симпатии у простого народа), дальше — кандидат в троллейбусе, в кабине самолета, в лодке, и так до бесконечности.

Классика жанра. Как в официальных газетах: скучно и пресно. Избирателю понятно, что страницы ведут не сами кандидаты, а специально нанятые люди.  Однако не все такие пресные. Есть кандидаты, которые сами ведут свои страницы и даже общаются с читателями в комментариях. Некоторые даже делятся подробностями своей личной жизни, рассказывают, не таясь, о семейных проблемах, гастрономических предпочтениях, любимых винах, автомобилях, фильмах и т. д. Это забавно. 

Но главное — Интернет становится серьезной ареной борьбы за думское кресло. Сетевые войны уже идут: страницы некоторых кандидатов подвергаются атакам многочисленных фейковых персонажей — ботов и троллей. 

Пожалуй, это и есть главное новшество нынешней кампании: появление в Сети целой армии проплаченных интернет-троллей, главная цель которых портить имидж конкурентам. Тролли в выражениях не стесняются, ведут себя как хулиганы в подворотне, не боясь оставлять оскорбительные и лживые комментарии. Цель — дискредитировать кандидата в глазах неискушенной публики. К примеру, тролли нагрянули на страницу кандидата, молодой женщины, с комментариями в том духе, что в некоем населенном пункте пройдет совместный пикет секс-работниц и карликов в поддержку ее кампании. Гнусно и отвратительно. 

Но борьбу ведут не только боты и тролли, иногда сами кандидаты заходят на страницу конкурента, и между ними завязывается что-то похожее на дебаты. Наблюдать за этим довольно любопытно. 

Дело в том, что соцсети пока являются зоной, свободной от Закона «О выборах». Наиболее продвинутые кандидаты это отлично понимают и будут активно использовать этот мощный ресурс для агитации. За который к тому же не надо платить.

Иллюстрации: 

Баннер кандидата от «Единой России» Олега Канькова является примером консервативного подхода: суровый взгляд на синем партийном фоне и слоган «За сильную Сибирь!». Возможно, для политизированных однопартийцев этот слоган что-то значит, но для простых избирателей это что-то слишком абстрактное: Сибирь, сильная… Зачем, почему? Тем более сейчас избирателей больше заботит падение уровня жизни и рост цен. Когда холодильник пуст, здесь нет территориальных амбиций. Олег Каньков, несмотря на консервативность, имеет странички в социальных сетях (на фото «Одноклассники»)
Баннер кандидата от «Единой России» Олега Канькова является примером консервативного подхода: суровый взгляд на синем партийном фоне и слоган «За сильную Сибирь!». Возможно, для политизированных однопартийцев этот слоган что-то значит, но для простых избирателей это что-то слишком абстрактное: Сибирь, сильная… Зачем, почему? Тем более сейчас избирателей больше заботит падение уровня жизни и рост цен. Когда холодильник пуст, здесь нет территориальных амбиций. Олег Каньков, несмотря на консервативность, имеет странички в социальных сетях (на фото «Одноклассники»)
Сурово и бесстрастно взирает со своего баннера и Лариса Егорова («Справедливая Россия»). Понятно, время такое. Не до улыбок. Слоган: «Приангарье не кормушка» хотя и малоинформативный, зато экспрессивный. Слово «кормушка» четко ассоциируется с попытками поживиться за чужой счет, это запоминается. Даже если не вполне понятно, о чем конкретно идет речь. Наверняка слоган понравится тем, кто подписан на страничку Ларисы Егоровой в сети «Одноклассники»
Сурово и бесстрастно взирает со своего баннера и Лариса Егорова («Справедливая Россия»). Понятно, время такое. Не до улыбок. Слоган: «Приангарье не кормушка» хотя и малоинформативный, зато экспрессивный. Слово «кормушка» четко ассоциируется с попытками поживиться за чужой счет, это запоминается. Даже если не вполне понятно, о чем конкретно идет речь. Наверняка слоган понравится тем, кто подписан на страничку Ларисы Егоровой в сети «Одноклассники»