Банковский террор

Банк «Траст» изводит иркутян звонками и сообщениями с требованием погасить кредит, который они не брали

Мошенников в наше время можно встретить в любом месте. Иркутянке Людмиле Филипповне предложили установить окно в кредит. Ради интереса женщина и ее дочь попросили произвести им расчет. В итоге окно они купили за наличные, но через некоторое время выяснилось, что дочь задолжала банку, так как не оплачивает кредит, который не брала.

— В августе 2014 года мама решила вставить окно и обратилась в фирму неподалеку от дома, в Первомайском, — рассказывает Татьяна Кушнарева. — Когда посчитали изготовление и установку, оказалось, что денег немного не хватает. Продавец предложила оформить окно в кредит через банк «Траст», и мы решили узнать условия. Сотрудница пояснила, что можно сразу оформить запрос, а заодно узнать, одобрят или нет.

Так и сделали — откопировали документы (заемщиком выступила Татьяна) и послали заявку. Но ответа дожидаться не стали — взяли паузу на размышление.

— Через несколько дней мама вернулась в офис с полной суммой. Оформила заказ, внесла деньги, окно установили, — продолжает Татьяна, — а потом выяснилось, что у меня задолженность перед банком «Траст»! Но кредит-то мы не брали! Никаких документов я не подписывала, окно мама вставила за собственные деньги без всяких кредитов.

Казалось, недоразумение легко исправить, однако банк «Траст» выдал Татьяне Кушнаревой копию договора и график платежей, расписанный до августа 2016 года. Судя по документам, окно куплено в кредит, и женщина должна выплатить 57 266 рублей 15 копеек, притом что стоимость окна — 19 602 рубля 90 копеек. Объяснения, что Татьяна не подписывала бумаги и почерк в документах не ее, никого в банке не заинтересовали. И тогда она обратилась за помощью к юристам в Иркутскую региональную общественную организацию по защите прав потребителей «Мангуст».

— Судя по всему, когда Татьяна и ее мама ушли, офис получил положительный ответ от банка. И кто-то от имени Татьяны подписал бумаги. Больше ничего не требовалось — копии документов у них уже были, — поясняет Виктор Синкевич, председатель правления ИРООЗПП «Мангуст». — Нам пришлось обратиться в суд, чтобы признать договор незаключенным. Кроме того, мы потребовали взыскать в пользу Татьяны компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч рублей.

Через год после покупки окна, 3 сентября 2015 года, Кировский районный суд Иркутска удовлетворил иск: почерковедческая экспертиза показала, что подписи в документах не принадлежат Татьяне Кушнаревой, а значит, договор между ней и банком не заключался. Представители «Траста» и продавца окон были в суде и с решением его ознакомлены. Более того, банк перечислил 10 000 рублей Татьяне на счет, но звонки и СМС от него продолжали поступать и ей, и ее маме.

А потом «Траст» предпринял и вовсе неправомерный ход — невзирая на решение Кировского суда, обратился к мировому судье Кировского района Иркутска с просьбой взыскать банковскую задолженность.

— Мировой суд, не зная, что Кировским судом уже вынесено решение по этому кредиту, подписывает судебный приказ — взыскать с Кушнаревой 21 330 рублей, — удивляется Виктор Викторович. — Этот приказ вступил в силу 30 октября 2015 года. Мы о нем ничего не знали, так как уведомление было ошибочно отправлено на другой адрес — Татьяна его попросту не получила. Те деньги, которые Татьяне выплатил «Траст» за моральный вред, тут же списали со счета. Стали разбираться, куда ушли деньги, и узнали о приказе.

И снова началась работа юристов. «Мангуст» добился отмены судебного приказа мирового судьи, снятые деньги вернули Татьяне, но банковский террор нисколько не ослаб — СМС и звонки продолжают поступать с ужасающей регулярностью, в том числе ночью и в выходные. К слову, каждый раз в сообщениях указываются разные суммы долга: 50 576, 33 280, 55 479, 52 510 рублей...

— И дело уже не в деньгах, которые мы никому не должны. Это мы уже доказали. Дело в том, что они реально мучают нас звонками и сообщениями, — говорит Татьяна. — Я отношусь к навязчивости «Траста» проще — ведь знаю, что мы правы! А мама от этого страдает — после каждого звонка или СМС у нее поднимается давление, она переживает, рисует в голове самые ужасные сценарии. В итоге дело доходит до скорой помощи, больниц, таблеток, уколов и так далее. Мы обращались в банк с письменным заявлением, чтобы номера сняли из рассылки, прекратили прессинг, но это не работает — пружина закручена и не останавливается. Уже больше года продолжается вся эта история!

«Пятница» обратилась в Иркутский филиал банка «Траст» с просьбой прокомментировать ситуацию, однако его сотрудники отказались, сославшись на то, что не уполномочены говорить с журналистами: «Обращайтесь в центральный офис. А вообще, это могут быть коллекторы, которые работают под нашим названием. Однажды почтальон перепутал адреса и принес нам документы, предназначенные для одноименного агентства взыскания долгов».

Кстати, мы обнаружили две организации с таким же названием, как у банка: иркутское коллекторское агентство ООО «Траст» и долговое агентство «Траст», зарегистрированное в Санкт-Петербурге и имеющее широкую сеть филиалов, в том числе в нашем городе.

Однако на сайтах этих организаций и сайте банка не значатся телефоны, указанные в СМС: 8-800-200-9885 и 8-499-6776-110. Эти же телефоны упоминаются на форумах в Интернете — в сообщениях бывших и несостоявшихся клиентов банка «Траст» из разных городов. Например: «На сайте «Траста» такого номера нет. 99%, что это «калы» под данным номером выбивают долги от имени «Траста». И даже так: «Эти твари звонят или пишут уже каждый час. Как от них избавиться?»

На одном из сайтов банк очень вежливо отреагировал на жалобу бывшей клиентки: «Брала кредит. За три месяца кредит выплатила. Прошло больше года, приходит СМС от банка: «Внимание! Ваш договор будет передан профессиональным коллекторам! Срочно погасить задолженность в сумме 6,88 р. Тел. 88002009885. Банк ТРАСТ (ПАО)». Это, по-вашему, нормально? Почему ранее не сообщали о какой-то задолженности?! Не советую никому кредитоваться в данном банке!» Ответ датирован 18 декабря 2015 года: «Добрый день! Смс-сообщение Клиенту направлено ошибочно. Описанная Вами ситуация Банком урегулирована. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. С уважением, Елена Станецкая, директор управления по работе с обращениями клиентов Банк «Траст» (ПАО)».

К слову, в одном из посланий, отправленных маме нашей героини, указан номер, очень похожий на иркутский — 8-964-111-63-01. Мы позвонили по нему, трубку взял мужчина, который представился Максимом и сообщил, что является сотрудником банка. Дальнейшие вопросы он оставил без ответа, как только узнал, что звонят не должники, а журналисты: «У меня нет возможности это обсуждать, я должен разобраться в ситуации. Я вам перезвоню». Стоит ли говорить, что больше Максима услышать не удалось.

Зато мы получили ответ из московского офиса банка «Траст»: «Для рассмотрения вопроса о прекращении телефонных звонков необходимо обратиться к тому лицу, кому поступают данные звонки.

Зарегистрировать обращение от третьего лица не представляется возможным. После рассмотрения обращения лицу будет предоставлен ответ. Также Татьяна может уточнить статус рассмотрения обращения по круглосуточному номеру 8-495-587-90-44 (для Москвы), 8-800-200-11-44 (для регионов). С уважением, дирекция клиентской поддержки Банк «Траст» (ПАО)».
Замкнутый круг, который, похоже, снова и снова придется пройти Татьяне и ее маме, прежде чем прекратится это беспочвенное преследование.

  • А деньги где

Возникает законный вопрос: «Куда ушли деньги?» Договор был подписан (пусть и не Татьяной Кушнаревой), банк «Траст» перевел деньги на счет магазина. «Через неофициальные источники мы выяснили, что девушка-продавец ранее привлекалась к уголовной ответственности за мошенничество, — рассказывает Виктор Синкевич. — В магазине она давно не работает, да и, по большому счету, история с ней — не наша забота. Наверное, найти того, кто неправомерно подписал договор от имени Татьяны, — дело банка, ведь это их активы пострадали. Мы сейчас добиваемся только одного — нужно вернуть спокойствие семье».

Иллюстрации: 

Это фрагмент документа, который был подписан от имени иркутянки Татьяны Кушнаревой неизвестным лицом. Почерковедческая экспертиза подтвердила, что роспись не принадлежит Татьяне, а значит, договор между банком и женщиной заключен не был
Это фрагмент документа, который был подписан от имени иркутянки Татьяны Кушнаревой неизвестным лицом. Почерковедческая экспертиза подтвердила, что роспись не принадлежит Татьяне, а значит, договор между банком и женщиной заключен не был
На фото — иркутянка Татьяна Кушнарева и ее правозащитник Виктор Синкевич, председатель правления Иркутской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Мангуст». «Дело выиграно, Татьяна никому ничего не должна, но требования вернуть несуществующий долг продолжаются в грубой форме. И банк, зная всю ситуацию, почему-то бездействует», — говорит юрист
На фото — иркутянка Татьяна Кушнарева и ее правозащитник Виктор Синкевич, председатель правления Иркутской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Мангуст». «Дело выиграно, Татьяна никому ничего не должна, но требования вернуть несуществующий долг продолжаются в грубой форме. И банк, зная всю ситуацию, почему-то бездействует», — говорит юрист
Загрузка...