Бамовец Виктор Попов: от плотника до начальника

Виктор Попов свои трудовые годы на БАМе вспоминает с особой теплотой и ностальгией. По его словам, это было лучшее время его жизни.

Любимая работа, сплоченный и дружный коллектив, чувство товарищеского плеча…  За всю свою непростую жизнь он не раз менял и сферу деятельности, и место работы, однако неизменным оставалось одно — БАМ. Его трудовой стаж на главном байкало-амурском пути составляет 30 лет.

Виктор Попов родился в самое непростое время, в 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны. В 1951 году они с семьей переехали из Абхазии в Курскую область, где он окончил школу и профессиональное училище по специальности электромонтажника. Затем поступил в электромеханический техникум, работал на Курском заводе тракторных запчастей и ушел в армию.

После службы волею судьбы он вместе с друзьями оказался в Ангарске, где устроился на нефтехимический комбинат. Работа не приносила ему удовлетворения, а уже в ту пору строился БАМ и по всей стране был дан клич «На стройку!». Поразмыслив, молодой специалист решил попробовать свои силы там.

— Жена меня не отпускала, уговаривала, но я решил ехать. Тогда я уже не был комсомольцем, направления у меня не было, поэтому самостоятельно отправился в Тынду. Это был 1976 год, 5 декабря — День советской конституции, — рассказывает Виктор Семенович.

— Когда я прибыл туда, стоял сильный мороз, народу было очень много, гостиница одна, ночевать негде. Приходилось спать и на полу, и  на стульях, а если повезет, то на кровати.

Перед тем как устроиться на работу, необходимо было пройти медкомиссию.

Отбор был жесткий, врачи внимательно осматривали и допрашивали каждого.

Если были проблемы с давлением или, к примеру, была сделана операция, тем сразу отказывали и отправляли домой. Поскольку народа было много и очереди были длинные, за один день удавалось пройти только одного специалиста. Виктор Попов медкомиссию прошел, вот только устроиться по своей профессии ему было негде. Везде требовались экскаваторщики, крановщики, водители.

Ему посоветовали перебраться в поселок Восточный, расположенный в 12 километрах от Тынды, где требовались рабочие. Там ему предложили стать плотником СМП-593. С этого и началась его трудовая деятельность на БАМе. Строители собирали щитовые дома в качестве временного жилья. Проработав некоторое время там, он перебрался вновь в Тынду. Здесь он строил первую котельную на вокзале.

— Это, наверное, было мое самое запоминающееся событие за годы работы на БАМе. Я даже не знал, с чего начать. Мне не приходилось до этого заниматься монтажом котельного оборудования. Мы разбирались вместе с бригадиром, смотрели технологии, просматривали чертежи. Мы сдали два котла, и все прекрасно работало.

Через некоторое время Виктор Попов стал начальником Тындинского участка БАМа. Ему приходилось постоянно ездить по станциям, контролировать работу. К тому времени он перевез на магистраль свою семью, жили они в поселке Комсомольском. Сначала в вагончике, затем в деревянном доме.

Несколько лет он проработал в Нерюнгринском монтажном управлении, СМП-706 треста «УралБАМстрой». Однако по семейным причинам ему пришлось уехать из Тынды. Дальнейшая его трудовая жизнь складывалась уже в Северобайкальске. Много лет трудился на разных должностях на предприятиях северобайкальского отделения, сначала БАМа, затем ВСЖД.

— С БАМом у меня связаны самые теплые воспоминания. Это были годы, которые запомнились на всю жизнь. Тогда было совсем другое время. Мы жили дружно, сплоченно. Что бы ни случилось, каждый друг друга поддерживал. Несмотря на то что приходилось жить в палатках, вагончиках, мы ни в чем не нуждались, никогда не ругались и не скандалили. У нас не было случаев краж. Даже вагончики не закрывали. Люди относились друг к другу доброжелательно. Мне по работе приходилось много ездить, добирался на попутках. Бывало, стоишь на дороге, кто-нибудь остановится и довезет. При этом деньги никто не брал, а если и предлагаешь, то водители это расценивали как оскорбление.

По словам ветерана труда, никто от работы не отлынивал, все старались трудиться добросовестно.

До сих пор он нет-нет да и вспомнит свои трудовые годы в Тынде и Северобайкальске. По словам Виктора Семеновича, он и сейчас следит за тем, как работает ВСЖД: читает газету «Гудок», смотрит в новостях.

— Я считаю, что и сейчас перспективы у БАМа очень хорошие. Особенно когда проведут вторую нитку. Вдоль железной дороги расположено много месторождений полезных ископаемых, практически вся таблица Менделеева. И со строительством новых объектов, я думаю, БАМ будет только развиваться и процветать.

Иллюстрации: 

БАМ: встреча первого поезда
БАМ: встреча первого поезда
Пользуясь случаем, Виктор Попов передает привет начальнику Северобайкальского участка Анатолию Малкову, друзьям Сергею Шкурскому, Петру Иванову и Виктору Леонову
Пользуясь случаем, Виктор Попов передает привет начальнику Северобайкальского участка Анатолию Малкову, друзьям Сергею Шкурскому, Петру Иванову и Виктору Леонову
baikalpress_id:  93 629
Загрузка...