Автостопом до Петербурга

Проехали молодые иркутяне Петрусевы за восемь дней

Экономия на дороге, знакомство с людьми, новый опыт и поиск адреналина — эти факторы подвигли Никиту и Настю Петрусевых отправиться в путешествие автостопом. Конечная цель — Санкт-Петербург была достигнута через восемь дней: семейная пара по пути заезжала к бабушке и друзьям в разные города. О первом опыте путешествия автостопом и своих впечатлениях Никита Петрусев рассказал читателям «Пятницы».

Идею отправиться автостопом 28-летнему Никите Петрусеву подкинул его одноклассник, уже не раз так путешествовавший: «Его рассказ вдохновил нас! Стали читать разные форумы, готовиться в дорогу — там есть советы по снаряжению, адреса и телефоны людей из разных городов, готовых принять на ночлег. И вот 7 июня рано утром с рюкзаками мы вышли из дома».

С собой взяли самое необходимое — три смены одежды, спальники, термоковрики, орехи, сухофрукты и предметы гигиены. Деньги положили на карту плюс немного наличных. Первый отрезок проехали на автобусе — от Иркутского железнодорожного вокзала до трассы М-55. «Вышли на дорогу в районе Ангарска и стали голосовать, — вспоминает Никита. — Удивило, что машины останавливаются легко и без проблем берут попутчиков. Конечно, мы всем видом старались показать, что мы надежные и безобидные люди, и, видимо, нам это удавалось».

Молодая пара подвезла иркутских стопперов до Усолья-Сибирского. Потом их подвезли до Черемхово, дальше — до Канска. «Разговоры со всеми одинаковые: кто такие, куда едем, зачем и почему. Меняются машины, водители, но разговоры всегда об одном. Шоферы тоже рассказывают о себе, особенно дальнобойщики — что везут, куда, сколько времени в рейсе», — говорит иркутянин.

По правилам, автостопщики не должны ночевать в городе — там их могут подстерегать опасности, поэтому первую ночь супруги провели на обочине дороги. «Стало смеркаться, когда нас высадили из машины. Мы выбрали местечко недалеко от трассы, под насыпью — там, куда не достают фары автомобилей. Достали коврики, спальники и легли спать под открытым небом. Кстати, больше всего я боялся, что ночью пойдет дождь и мы промокнем. К счастью, этого не случилось. Уснули довольно быстро, а встали с рассветом».

Дальше по пути был Красноярск — туда иркутян подвез водитель большегруза. Супруги весь день гуляли по городу, вечер провели с друзьями, а утром вновь тронулись в путь — в Кемерово к бабушке Никиты, а оттуда — в Новосибирск.

— Красноярск — тот же Иркутск, но только лет через 10. Я там бываю регулярно и вижу, что он немного приостановил свое развитие, а наш город, наоборот, прогрессирует, догоняет. Новосибирск — тот же Ангарск, только больше: кругом серые бетонные коробки. Города относительно молодые, там нет старины. В Новосибирске искали центр, а оказалось, что мы уже там… Побывали в местном зоопарке — он большой, ухоженный, только звери какие-то вялые. В Кемерово мы были у бабушки и у моих сестер: там во всех беседах упоминается Аман Тулеев — они его очень любят: Тулеев построил, Тулеев сказал, Тулеев добился и так далее. По всей стране застраиваются высотками окраины крупных городов, и этим они напоминают наше Ново-Ленино, — делится впечатлениями Никита.

Когда наши герои выезжали из Новосибирска, им крупно повезло — дальнобойщику было по пути с иркутянами целых трое суток! Пути их разошлись только в районе Перми.

«Водитель — 45-летний седой хипповый мужчина с серьгой в ухе, родом из Набережных Челнов, ехал в Киров, — рассказывает иркутянин. — С ним было легко. Вместе ели, пили, спали. В таких машинах два сиденья — для водителя и его напарника, но наши мужики чаще всего ездят в одиночку. Так вот мы с Настей по очереди сидели или лежали на кровати для отдыха водителя или спали вместе, а он рулил. Ночью откидывали еще одну кровать для водителя. Он взял нас, чтобы было веселее, — так многие дальнобойщики делают, оказывается. Некоторые даже просят их телефон на сайтах разместить: мол, пусть звонят — подвезу!»

Кстати, супругам ни разу никто не предложил оплатить проезд. Еще одно интересное замечание связано с «перемещением во времени» — по дороге на Запад постоянно увеличивается продолжительность дня, поэтому остается впечатление, что солнце встает, не успев зайти.

— Пешком мы почти не ходили — в этом нет смысла. В Перми ждали попутный транспорт 4 часа! А потом проехали совсем немного и снова застряли — всем машинам оказывалось не по пути с нами. В итоге добрались до Ижевска на «Ладе»-десятке — ехали вместе с березовыми вениками и шальным водителем, с которым реально было страшно: из-под капота дымит, скорость жуткая, водит резко. Но что делать — таков автостоп. Дальше путь лежал в Казань — попутчика нашли через спецпредложение — за 500 рублей. Потом снова с дальнобойщиком — до Владимира. Этот город показался нам самым самобытным: кругом старинные храмы, батюшки в рясах ходят, люди такие светлые, воодушевленные — приятно было там находиться. А потом у нас уже не было сил ждать транспорт, который пойдет до Питера, ехать через Москву не хотелось, поэтому мы на автостанции купили билеты на прямой рейс до Санкт-Петербурга и уже утром, на 9-й день путешествия, были на месте, — признается Никита.

Кстати, в Северной столице никто из супругов до этого не был — город очень понравился иркутянам, появилось даже желание когда-нибудь переехать туда. Погостив там несколько дней, Петрусевы отправились назад — самолетом через Москву. «Удивительно, что большинство, с кем мы общались, не любят Москву и москвичей, винят их во всех бедах! Эта тема не обходила ни один разговор, — замечает Никита. — В Иркутске такой ненависти нет».

— У нас было несколько целей поездки. Первая — посмотреть на нашу страну поближе, поговорить с людьми, ощутить атмосферу чужих городов. Вторая — заехать к друзьям и родным. Третья — бесплатный проезд до Питера. Еще одна — проверить и укрепить наш брачный союз. Все получилось! — улыбается мужчина. — Теперь будем думать о путешествии автостопом по Европе!

• На всю поездку супруги Петрусевы потратили 60 тысяч рублей. Из них на дорогу, включая перелет Санкт-Петербург — Москва — Иркутск, — всего 20 тысяч. Остальное ушло на покупки, питание, развлечения. Поездка заняла 20 дней — 27 июня Настя и Никита уже были в Иркутске. Никита Петрусев — фрилансер, официально нигде не работает, занимается изготовлением дизайнерских столярных изделий, участник иркутского стендап-клуба, поэтому ограничений по срокам поездки у него не было, но Насте нужно было вернуться в назначенный день.
О первом опыте путешествия автостопом Никита Петрусев рассказал читателям «Пятницы»