Мэр Братска объяснил, почему подал в суд на главу администрации города

Источник: Байкал Инфо
01/10/2013 - 10:43

Мэр Братска Константин Климов 27 сентября 2013 года обратился в Братский городской суд с исковым заявлением о досрочном расторжении контракта с главой администрации Еленой Гольцварт. Основными причинами для принятия такого решения, как пояснил мэр, стало неисполнение главой администрации полномочий по решению вопросов местного значения, невыполнение условий контракта, который по решению думы Братска был подписан с главой 21 ноября 2011 года, а также нарушение требований федерального законодательства (в том числе, «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О противодействии коррупции» и др.)

Комментарий Константина Климова:

- Исковое заявление, направленное мной в Братский городской суд, основано на информации, предоставленной прокуратурой, Контрольно-счетной палатой, а также на многочисленных обращениях жителей города Братска. Напомню, что федеральным законодательством и уставом города Братска определен перечень вопросов местного значения, полномочиями по обеспечению исполнения которых глава администрации обладает. Между тем, по мнению мэра, главой администрации данные полномочия не исполняются в полной мере.

На сегодняшний день в Арбитражном суде Иркутской области рассматриваются 11 дел о взыскании с Братска в лице городской администрации задолженности в связи с бездоговорным потреблением тепловой энергии в жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, администрация города ставит под угрозу обеспечение муниципальных жилых помещений теплоснабжением.

По информации прокуратуры Падунского района города в первом полугодии 2013 года были выявлены многочисленные нарушения требований законодательства РФ на всех стадиях проведения общих собраний собственников помещений. Все иски заявителей были удовлетворены в полном объеме. Результаты проведенных проверок позволили прокуратуре сделать вывод о том, что администрация Братска не только как орган местного самоуправления, но и как собственник муниципального жилищного фонда, самоустранилась от решения этих вопросов, предоставив их рассмотрение на откуп управляющим компаниям.

В немалой степени нарушениям требований жилищного законодательства при проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах способствовала выдача комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Братска доверенностей на представление своих интересов, как собственника муниципального имущества, при проведении собраний с собственниками жилья. Все доверенности были выданы физическим лицам, которые фактически являлись руководителями управляющих компаний и имели полномочия принимать решения о выборе способа управления многоквартирным домом. Эти доверенности по своему содержанию не соответствовали требованиям Жилищного кодекса РФ. Они не содержали данные о количестве голосов, которым соответствует площадь муниципальных помещений от общей площади помещений в доме, отсутствовало в них и волеизъявление собственника жилых помещений по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания.

5 марта 2013 года мной, с участием депутатов думы, был организован депутатский час на тему «Об актуальных вопросах в сфере ЖКХ», на котором также обсуждались вопросы нарушений администрацией города требований жилищного законодательства при проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах при переходе на непосредственное управление, однако данные нарушения только частично были устранены после обращения прокуратуры Падунского района в суд.

Еще одна причина, которая легла в основу искового заявления, - нарушение требований бюджетного законодательства. В течение первого полугодия 2013 года прокуратурой Братска по этому поводу вынесены представления по факту таких нарушений. В 2012 году факты нарушений также были выявлены. Так, в ходе проверки законности правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, было установлено, что положение о порядке осуществления муниципального финансового контроля администрации Братска содержит коррупциогенный фактор, который был устранен только по требованию прокурора. В течение 2012 года в адрес главы администрации города были вынесены 3 представления о несоответствии муниципальных целевых программ требованиям бюджетного законодательства, о необходимости корректировки основных параметров бюджета.

Прокуратурой Братска по результатам проверки исполнения законодательства об использовании муниципального имущества установлено, что КУМИ города Братска и директором ООО Фирма «СТЭКС» был заключен договор купли-продажи муниципального имущества посредством предоставления преимущественного права на его приобретение, как с субъектом малого предпринимательства. Вместе с тем, на момент подписания договора Арбитражным судом Иркутской области ООО «Фирма «СТЭКС» было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него была введена процедура конкурсного производства. Кроме того, было установлено, что оплата по данному договору ООО «Фирма «СТЭКС» не производится.

По информации УФАС по Иркутской области прокуратурой Братска была проведена проверка исполнения законодательства по муниципальной собственности. В ходе проверки выявлены безхозяйные сети водоснабжения. В итоге 11 апреля 2013 года в Братский городской суд прокурором города было направлено заявление о признании незаконным бездействие администрации Братска и принято решение обязать ее принять меры к регистрации недвижимого имущества, которое было признано безхозяйным. Заявление судом было рассмотрено, требования прокурора удовлетворены.

Прокуратура Падунского района установила отсутствие правоустанавливающих документов у граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в жилые дома № 72 и № 75 по улице Гидростроителей, № 22 и № 26 по улице Радищева. Такое решение стало возможным потому, что в пользование физическим лицам фактически было передано имущество, не являющееся муниципальной собственностью, что свидетельствует не только о нарушении должностными лицами администрации города Братска требований федерального законодательства, но и о превышении своих полномочий. Жилые помещения, расположенные в перечисленных многоквартирных домах, в полном объеме не включены в реестр муниципального имущества города Братска и сейчас. Следствием порочной практики вселения граждан из аварийного жилищного фонда во вновь предоставленные жилые помещения без законных на то оснований является нарушением права частной собственности граждан. По причине отсутствия договора мены собственники жилых помещений лишены возможности зарегистрировать свое право собственности на недвижимое имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

Одним из вопросов местного значения города также является обеспечение проживающих в Братске и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условия для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля. Между тем, качество построенных домов (многоквартирные жилые дома №32а по улице Хабарова и №5а по улице Байкальской) очень низкое. При их строительстве были допущены дефекты, ухудшающие санитарно-техническое состояние этих домов в целом и расположенных в нем жилых помещений в частности. Исчерпывающие меры к застройщикам по устранению строительного брака участником долевого строительства – заказчиком МКУ «ДКСР» - не приняты до настоящего времени, несмотря на то, что с момента ввода в эксплуатацию дома № 5а по улице Байкальской прошло более трех лет, а с момента ввода в эксплуатацию дома № 32а по улице Хабарова – более двух лет.

В настоящее время в мировом суде Падунского округа рассматривается исковое заявление прокуратуры города о возмещении в порядке регресса ущерба, причиненного бюджету Братска в размере 32 тыс. рублей в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей муниципальным служащим одним из заместителей главы администрации. Бездействие этого чиновника подтверждается решениями Арбитражного суда Иркутской области.

В процессе мониторинга законодательства Иркутской области мною были выявлены факты непринятия главой администрации мер по получению финансирования из областного бюджета.

В соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 18 октября 2010 года № 265-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Иркутской области на 2011-2015 годы» предусмотрена возможность получения муниципальными образованиями Иркутской области субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (далее – субсидии на объекты капитального строительства). Предоставление субсидий на объекты капитального строительства осуществляется в соответствии со сводным перечнем объектов на соответствующий финансовый год. Для включения объектов капитального строительства в сводный перечень объектов муниципальные образования Иркутской области представляют ежегодно до 1 сентября (предшествующего году предоставления субсидии), в 2013 году до 1 апреля, в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области заявки на получение субсидий.

Фактически на протяжении всего прошедшего года по этому вопросу глава городской администрации конкретных шагов не сделала. Еще весной текущего года, 6 марта, я направил главе администрации письмо с просьбой обеспечить своевременную подготовку заявки на получение субсидии в 2013 и в 2014 годах, а также необходимый для этого пакет документов. Итогом переписки с главой администрации стал полученный мною 25 сентября 2013 года ответ от имени и.о. главы администрации, в котором сообщается, что до настоящего времени администрацией Братска заявки на получение субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013-2014 годах в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области не направлялись в связи с отсутствием заключений государственной экспертизы по технической и сметной части проектов. Таким образом, город не получил дополнительного финансирования, а мне, как мэру города, заранее не была предоставлена достоверная информация о состоянии дел по этому вопросу. Между тем, в марте глава администрации сообщила, что администрацией ведется работа по подготовке пакета документов для заявки на получение субсидий на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году, который будет направлен в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области после получения положительного заключения экспертизы в ГАУИО «Иркэкспертиза» на проектную документацию. Для получения субсидий в 2014 году объявлен конкурс по доработке проектной документации для получения положительного заключения экспертизы на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования, и до 1 сентября 2013 года заявка также будет направлена в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.

Предоставление недостоверной информации главой администрации мэру также мною было указано в исковом заявлении. Главой администрации нарушена обязанность, предусмотренная пунктом 3.4.11 контракта, в части предоставления органам местного самоуправления города Братска необходимой информации и документов.

Кроме того, главой администрации ежегодно нарушаются условия контракта, в соответствии с которыми «глава администрации города Братска обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством сведения о себе и членах своей семьи». В адрес Е.В. Гольцварт трижды направлялись письма с просьбой о представлении этих сведений. Однако запрошенная информация за 2011 и 2012 годы так и не поступила.

Частью 5 статьи 15 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влечет увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Особое внимание следует уделить неисполнению главой администрации решений думы. Е.В. Гольцварт проигнорировано решение думы от 28.09.2007 № 359/г-Д «О комплексной программе социально-экономического развития города Братска на 2008-2017 годы», в соответствии с которым в думу Братска вносятся среднесрочный (5 лет) и краткосрочный (годовой) планы социально-экономического развития города. Проект среднесрочного плана на 2013-2017 гг. необходимо было внести в думу не позднее 30 сентября 2012 года, а проект годового плана - одновременно с бюджетом города на очередной финансовый год, т.е., не позднее 15 ноября 2012 года. Своевременно в думу вышеуказанные планы представлены не были. 22 ноября 2012 года администрацией Братска в думу был внесен проект решения «О внесении изменений в главу 1.9 комплексной программы социально-экономического развития Братска на 2008-2017 годы, изменяющий сроки представления планов и отчетов по ним в думу. Таким образом, годовой план на 2013 год администрацией не разработан, а среднесрочный план социально-экономического развития на 2013-2017 годы был принят только в июне 2013 года.

Главой администрации не исполняются решения думы «Об утверждении положения о статусе депутата думы города Братска» и «Об утверждении положения о гарантиях осуществления полномочий мэра города Братска» в части права депутатов думы и мэра на информирование о своей деятельности через СМИ. Только за последние два месяца с эфира муниципального телевидения по личному указанию главы администрации без объяснения причин были сняты три сюжета о деятельности мэра и депутатов думы.

Не исполняется также решение думы «Об утверждении положения о гарантиях осуществления полномочий мэра города Братска» в части реализации мною права на обращение к муниципальным органам и их должностным лицам. В период с 1 января 2013 года по 26 сентября 2013 на мои обращения с целью оперативного получения необходимой информации главой администрации своевременно не предоставлена информация в 40 случаях.

Главой администрации не были исполнены положения закона в рамках «Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 года», в соответствии с которыми глава администрации должна была предпринять действия, ведущие к снижению уровня преступности и поддержанию общественного порядка на территории Братска. Речь идет о поручении аппарата губернатора и правительства Иркутской области, направленном на исполнение долгосрочной целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Иркутской области на 2012-2015 годы - «Безопасный город-2015». В итоге, в связи с тем, что до настоящего времени вопрос по определению помещения для размещения необходимого для реализации этой программы оборудования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Братске не решен, реализация мероприятий программы в городе приостановлена и перенесена с 2013-2014 гг. на 2015 год.

Одним из серьезнейших нарушений является неисполнение главой администрации 121 судебного решения об обязательном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С целью исполнения судебных решений 30 апреля 2013 года принят закон №21-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», предусматривающий увеличение суммы бюджетных ассигнований для муниципальных образований Иркутской области до 200 млн рублей. Распределение этих средств произведено с учетом количества вступивших в законную силу судебных решений, а также суммы бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете.

Из информации, представленной заместителем председателя правительства Иркутской области В.Ф. Вобликовой, следует, что на момент разработки проекта закона администрацией Братска представлены сведения о семи вступивших в силу и не исполненных судебных решениях. Между тем, общий объем межбюджетных трансфертов, предусмотренных в областном бюджете для города Братска, составил 1 млн 184 тыс. 700 рублей. На эту сумму городской администрацией было приобретено лишь одно жилое помещение. Это означает, что главой администрации не были предприняты своевременные меры по планированию объема средств субсидий в областном бюджете для исполнения судебных решений об обязательном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты Братска на 2013 год, в комитете ЖКХ администрации города была проведена выборочная проверка по соблюдению законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов при реализации в 2012 году ДЦП «Комплексное благоустройство, содержание и озеленение территории муниципального образования города Братска» на 2011 — 2013 годы. В результате проверки было выявлено восемь нарушений законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В том числе не соблюдаются требования статьи 34 федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». А именно - формирование расходов бюджета городского округа на капремонт (ремонт) и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется администрацией без утвержденных правил расчета размера ассигнований на указанные расходы и без нормативов финансовых затрат, учитывающих необходимость приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов. Таким образом, 58 млн 746 тыс. 951 рублей были потрачены без соблюдения требований Российского законодательства. По результатам контрольного мероприятия в адрес председателя комитета ЖКХ администрации Братска председателем КСП было внесено представление. В связи с неисполнением комитетом ЖКХ указанного представления председатель КСП обратился в прокуратуру города.

В исковом заявлении в Братский городской суд указан ряд и других серьезных причин, которые являются основанием для увольнения главы администрации. Я считаю, что предоставленная информация является достаточной для расторжения контракта.

Подготовлено пресс-службой думы Братска

Метки: