При освоении Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии грузы будут возить через Осетровский речной порт

Источник: Байкал Инфо
04/03/2013 - 14:39

18950Осетровский транспортный узел, ядром которого являются Транспортно-логистический центр (ТЛЦ) Группы компаний «Старвей» в составе ОАО «Осетровский речной порт» и ООО «Речсервис», станет основной точкой переправки грузов при освоении «Газпромом» Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения и строительстве участка газопровода «Сила Сибири» от Чаянды до Алдана. Как сообщает помощник генерального директора по связям с общественностью Осетровского речного порта Екатерина Воробьева, в последнюю неделю февраля 2013 года делегации заказчиков и потенциальных подрядчиков Чаяндинского проекта посетили основные точки переработки грузов в Иркутской области и республике Якутия, провели ряд встреч с транспортниками в Усть-Куте (Иркутская область) и в Якутске.

В правительстве республики Саха 28 февраля состоялось заключительное совещание, на котором представителями «Газпрома» было озвучено, что газопровод «Сила Сибири» длиной свыше 3 тыс. км планируется пустить в эксплуатацию в 2017 году. Строительство его первого участка от Чаянды до Ленска (около 270 км) начнется в текущем году (ожидается, что проектно-сметная документация по участку будет подготовлена к апрелю), а сварка «золотого стыка» «Силы Сибири» намечена на октябрь 2013 года.

Для освоения месторождения и строительства нефте- и газотранспортных путей в 2013-2017 годы потребуется завезти более 2 млн тонн грузов, которые пойдут, прежде всего, по железной дороге до станции Лена и далее речным транспортом через Осетрово по реке Лена. Только в апреле-октябре 2013 года дополнительная нагрузка на железнодорожную станцию Лена и Осетровский транспортный узел может превысить 1,1 млн тонн.

На встрече в Усть-Куте 26 февраля, инициированной РЖД, представители предприятий железнодорожного и речного транспорта высказали опасения тем, что необходима авральная подготовка к перевозке и перевалке такого объема в навигацию: приобретение погрузо-разгрузочной техники, развитие путей в Усть-Куте для переработки грузов. Но при этом не выбраны подрядчики, не размещены заказы на изготовление труб, материалов и оборудования, нет документально подтвержденных плановых объемов и графиков отправки грузов. Без этого ни РЖД, ни Осетровский речной порт не могут приступать к расширению мощностей.

В качестве альтернативы имеющейся логистической схеме ГК «Старвей» предложила выровнять грузопоток в течение года и минимизировать пиковые нагрузки на Осетровский транспортный узел, сократив отправку грузов речным транспортом с запланированных 90% до 60% за счет использования зимних автодорог. «При существующих производственных мощностях и уже имеющемся портфеле заказов в предстоящую навигацию Осетровский порт может переработать дополнительно максимум 350 тыс. тонн грузов при условии ритмичной поставки в течение всей навигации и четкой координации приемки и дальнейшей транспортировки груза. Мы понимаем важность мегапроекта «Сила Сибири», и, вместе с тем, не можем нарушить обязательства перед уже существующими клиентами, сорвать северный завоз», - отмечает исполнительный вице-президент группы компаний «Старвей» Аркадий Лавров.

Централизованное управление грузопотоком через Осетрово и доставке груза непосредственно на место строительных работ может взять ГК «Старвей» в лице ООО «Речсервис», обладающего большим опытом в выстраивании транспортных цепочек. «Речсервис» владеет мощностями для приемки, переработки и хранения грузов в Ленске, является эксклюзивным агентом Осетровского речного порта (которому принадлежат причалы и складские площади в Усть-Куте и Витиме (Иркутская область)), имеет договоры с предприятиями, располагающими портовыми хозяйствами в Ленске и Пеледуе (республика Якутия). Единый оператор должен будет обеспечить приемку, складирование, хранение и доставку грузов. При этом отправка груза по реке должна осуществляться максимально быстро независимо от грузовладельца: необходимо исключить ситуацию, при которой баржа идет наполовину загруженной, в порту лежит груз в ожидании своего перевозчика, а клиенты неделями ждут «застрявшее» в верховьях Лены судно, железнодорожники очереди на разгрузку.

По инициативе ГК «Старвей» в ходе совещаний была создана рабочая группа, которая уже в марте должна провести полную инвентаризацию имеющихся транспортных мощностей и выработать оптимальную схему их использования, а в дальнейшем согласовывать с заказчиками объемы и график поставок грузов. В рабочую группу вошли представители правительства республики Якутия, ГК «Старвей», РЖД, судовладельцев, дочерних предприятий «Газпрома». Расширенное заседание группы назначено на середину марта. Рекомендации рабочей группы будут переданы институту-проектировщику проекта «Сила Сибири». В ходе совещаний уже прозвучало поручение пересмотреть логистическую схему, учитывая реальные мощности и тарифы грузоперевозчиков.