Страсти по бюджету, налогам и льготам

Источник: Байкал Инфо
22/03/2011 - 10:42

IMG_3291Ни одна тема не вызывает такого живого интереса, как финансирование, льготы и налоги. Не удивительно, что интернет-конференция «Законодательство Иркутской области в финансово-экономической сфере», которая прошла на сайте регионального парламента, собрала много вопросов от жителей из разных населенных пунктов. На них отвечали вице-спикер Законодательного Собрания Геннадий Истомин и председатель бюджетного комитета Сергей Курилов.

- Меня очень интересуют вопросы транспортного налога. Скажите, существуют ли в Иркутской области льготы по транспортному налогу для граждан, на какие категории они распространяются, и будут ли вводиться новые льготы?

С.В.КУРИЛОВ:
- В 2007 году в области был принят закон о транспортном налоге, предусматривающий определенные налоговые преференции для социальных слоев. Это, прежде всего, льготы для ветеранов Великой Отечественной войны, льготы для тружеников тыла и льготы для инвалидов. В соответствие с действующим законом льготы распространяются на одно автотранспортное средство, градация проходит по объемам мощности автотранспортного средства, а также от мотороллеров, мотоциклов и лодочных транспортных средств. Федеральный законодатель предоставил в прошлом году право регионам устанавливать нулевую ставку по транспортному налогу для автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил. Сейчас разрабатывается инициатива по предоставлению подобной льготы для многодетных семей (трое и более детей), для опекунов и тех, у кого большое количество детей находятся на попечительстве. Я думаю, что мы затронем также вопросы, связанные с сокращением ставки по водным мотоциклам, они применяются в нашем регионе всего 2-3 месяца в году, а налог на них высок, так как мощность велика.

- Повысится ли транспортный налог в Иркутской области?

С.В. КУРИЛОВ:
- Правительство Иркутской области сейчас не планирует повышение транспортного налога, он в течение в течение трех последних лет в регионе не меняется, оснований для увеличения пока нет. В 2012 году весь транспортный налог попадет в областной дорожный фонд, который будет наполнен также еще и акцизами от перегонки нефтепродуктов, от бензина, в результате чего средства направят на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство новых автомобильных дорог. Автомобилистов беспокоит часто не сам налог, в вопрос, а куда уходят эти деньги. Я думаю, в течение последующих двух-трех лет мы это увидим.

Г.В. ИСТОМИН:
- Приведу две цифры для сравнения. В 2011 году мы направили на программу ремонта и восстановления дорог в Иркутской области 1 млрд 800 млн рублей, а на следующий год на счет поступлений акцизов от бензина и моторного топлива плюс к транспортному налогу эта сумма поднимется до 7 млрд рублей, т.е. увеличение значительное.

- Президент Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию в декабре 2010 году сказал, что нужно отдавать больше налогов муниципалитета. В Иркутской области планируется передача налогов с регионального или с федерального уровня на места?

Г.В. ИСТОМИН:
- В 2008 году мы отдали муниципалитетам налог на добычу полезных ископаемых дополнительно к имеющимся нормативам, 5% налога на доходы физических лиц и налог, взимаемый по упрощенной схеме налогообложения. В 2009 году с учетом кризиса нам пришлось эти налоги оставить в бюджете области. В 2010 года часть налога, взимаемого по упрощенной схеме налогообложения, передали на места. В дальнейшем будет продолжаться работа по внесению изменений в закон о межбюджетных трансфертах. Часть налогов планируем передавать, особенно налога, взимаемого по упрощенной схеме налогообложения в полном объеме (это отчисления с малого бизнеса, в развитии которого заинтересованы муниципалитеты), НДФЛ.

- Сколько заработанного региону оставляет Москва? Как в Иркутской области распределяются налоги? Если можно приведите статистику, сколько денег возвращается нам через Москву через безвозмездные поступления.

С.В.КУРИЛОВ:
- Я думаю, стоит начать с цифр. В прошлом году 66 млрд рублей поступлений мы получили в целом по доходной части областного бюджета, из которых 22,4 - безвозмездные поступления из федерального бюджета. Это та помощь, которую нам оказала Российская Федерация. Распределение налогов между муниципальными образованиями следующее: в МО первого уровня (городские и сельские поселения) остается 10% НДФЛ, налог на имущество, земельный налог и 35% сельскохозяйственного налога, что касается муниципальных районов и городских округов, то там остается 30% налога на доходы физических лиц, 35% сельскохозяйственного налога и 50% налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения. Безусловно, этих средств для муниципальных образований недостаточно, и они получают из областного и федерального бюджетов дотации для исполнения полномочий.

Г.В.ИСТОМИН:
- На протяжении многих лет Иркутская область, как другие регионы, ставят перед федеральным центром вопрос о перераспределении налогов в пользу субъекта федерации. К сожалению, эта тема не поддерживается в Москве, за последние 10 лет доля федерации увеличилась с 38 до 50%. И очень хорошо, что в послании президента Федеральному Собранию было обращено внимание на это направление, решено, что министерство финансов России вместе с правительством должны отработать вопрос перераспределения налогов в пользу регионов.

- Если открыть бизнес в Иркутской области, например, по производству строительных материалов, какими налоговыми льготами можно воспользоваться?

С.В. КУРИЛОВ:
- Полагаю, что основные льготы, на которые может рассчитывать любой предприниматель малого, среднего или крупного бизнеса, это, прежде всего, льготы, связанные с введением в действие нового имущества, с налогом на прибыль. Это основное, потому что новый бизнес мы должны стимулировать, поддерживать путем налоговых преференций. Безусловно, существует в региональном законодательстве определенные требования к этим потенциальным льготникам. Они должны вводить и использовать непосредственно по этому виду деятельности не мене 70% продукции выпуска, они не должны иметь на определенные даты задолженности по налоговым обязательствам, быть резидентами. И как следствие – создавать новые рабочие места, запускать основные фонды, что благоприятно скажется вообще на всей экономической ситуации и на привлекательности нашего региона.

Г.В. ИСТОМИН:
- Я бы добавил два момента. Есть дополнительные льготы через программу поддержки малого бизнеса, участия в программе, которая дает безвозмездные транши. Кроме того, существуют льготы при технологическом подключении электроэнергии, до 240 тыс. субъект малого предпринимательства может иметь право на технологическое подключения мощности электроэнергии.

- Когда создадут особую экономическую зону на Байкале? У нас уже более шести лет говорят о том, что на Байкале сделают турзону, и там можно будет на льготных условиях вести бизнес – гостиничный, туристический, по бытовому и транспортному обслуживанию. Какие законы надо почитать, чтобы понять, какие льготы и на сколько лет они будут даваться?

Г.В. ИСТОМИН:
- Действительно, в Иркутской области непростительно затянулось принятие решения по особой турзоне на Байкале. К сожалению, мы далеко не продвинулись. На сегодняшний день мы отошли от реализации проекта турзоны в районе Большого и Малого Голустного, хотя был выполнен проект. В октябре 2010 года была расширена граница турзоны в районе Слюдянки и Байкальска. К сожалению, до настоящего времени, на мой взгляд, работа ведется достаточно вяло. Сейчас только определяются границы туристической зоны. В то время как у наших соседей в Республике Бурятии на турзону «Байкальская гавань» только в этом году выделено дополнительно 3,8 млрд рублей (3 млрд — из федерального центра). В «Байкальской гавани» уже построены объекты водоснабжения, электроснабжения, водоотведения и дороги. В ближайшее время начинается строительство гостиниц. Уже проводится обучение туроператоров и работников турбаз, причем, в Корее, Франции, в других странах. Поэтому Иркутская область непростительно запоздала, и я боюсь, что если до июля 2011 года мы не решим вопросы определения проектно-сметной документации, вопросы детальной планировки, то мы вообще можем потерять туристическую зону. И еще один вопрос, который сегодня очень серьезно волнует всех – это работа БЦБК. Комбинат и туризм в районе Слюдянки и Байкальска не могут вместе существовать. Поэтому на федеральном уровне как можно скорее должно быть принято решение по закрытию, перепрофилированию БЦБК, иначе никакой зоны на территории Иркутской области не будет. Что касается льгот, те инвесторы, которые становятся резидентами, пользуются льготами по налогу на имущество, на землю, по транспортному налогу и по снижению ставки налога на прибыль до 15,5%.

- Говорят, что у нас в Иркутской области действуют какие-то законы, дающее льготы приоритетным отраслям экономики. Как можно получить эти льготы, куда обратить, к кому, какие документы принести и вообще на какие отрасли они распространяются?

С.В. КУРИЛОВ:
- Действительно, если человек хочет рассчитывать на какие-то льготы, он должен вначале понимать, что хватит ли у него мощи и возможности для того, чтобы открыть новые производства, зарегистрировать новые предприятия. Кроме того, он может поднять правовую базу Иркутской области, рассмотреть законы, которые связаны с применением упрощенной системы налогообложения на основе патента, он может посмотреть еще раз, какие мы льготы даем предприятиям по налогу на прибыль, в случае того, если они вводят новые мощности с разными объемами введения. Льготы предусмотрены: по налогу на прибыль до 10 до 100 млн рублей, там проходит определенная градация, от 16,5% снижение до 13,5%, учитывая то, что из всего налога, собираемого в регионе, 2% мы отдаем в федеральный бюджет, а 18% остается у нас. Я думаю, что люди должны знать, что с введением новых мощностей они получают льготы по налогу на имущество, но нужно иметь в виду, что эта льгота предоставляется от 1 года до 3 лет, а по налогу на прибыль — до 5 лет. Поэтому в зависимости от видов экономической деятельности можно найти свое место.

Г.В. ИСТОМИН:
- На сегодняшний день в Иркутской области приоритетные отрасли – лесопользование, строительство, инноватика. Вот в этих направлениях необходимо изучить, каким образом мы дальше будем работать. Очень важно в области принять закон о гарантийном фонде. Комитет по бюджету определил в плане на 2011 год разработку такого законопроекта, тогда область может выступить гарантом перед банком за предприятия, которые реально принесут пользу экономике Иркутской области. Это дополнительные рабочие места и дополнительно около 20-30 млн рублей в год налоговых поступлений в бюджет, крайне выгодно. Поэтому очень важно, каким образом на уровне правительства Иркутской области нам удастся совместно выработать комплекс мер по поддержке приоритетных отраслей промышленности, куда мы должны вкладывать деньги. Нужно разработать механизмы, которые дадут возможность малому и среднему бизнесу привлекать кредиты, вплоть до того, чтобы гасить проценты по кредитам, может быть, за счет областного бюджета, предварительно посчитав экономию.

- Почему бюджет Иркутской области так часто перекраивается, чуть ли не каждый месяц, за исключением лета, когда Законодательное Собрание уходит на каникулы?

С.В. КУРИЛОВ:
- В прошлом году поправки в бюджет вносили достаточно часто, но на то были объективные причины. Например, летом депутаты были отозваны из отпуска на внеочередную сессию, когда нам надо было принять решение по распределению средств, которые поступили при поддержке «Единой России» на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог Иркутска. Мы периодически получаем из федерального центра безвозмездные поступления, например, один раз собирались, когда пришли средства на приобретение жилья для ветеранов Великой Отечественной войны. Мы собираемся, когда появляются дополнительные доходы, их необходимо распределить, прежде всего, на социальные статьи, на публичные обязательства. Собираемся, когда есть возможности удешевить долговые обязательства региона. Мы собираемся, когда проходят изменения федерального бюджета. В прошлом году мы срок рассмотрения бюджета переносили, потому что не знали, какие безвозмездные поступления придут в нынешнем году в Иркутскую область. В прошлом году мы почти в МЧСовском режиме рассматривали изменения в бюджет, основная нагрузка, безусловно, легла на Контрольно-счетную палату Иркутской области, на правовое управление Законодательного Собрания, на всех депутатов, потому что ни одно изменение, ни одна поправка не прошли незамеченные. Я полагаю, что нужно сделать следующий вывод: бюджет постоянно изменяется, и если эти процедуры все на благо, то можно собираться сколько угодно много.

- На последней сессии Законодательного Собрания должны были говорить о создании Байкальской пригородной пассажирской компании. Эта тема интересует, наверное, больше половины жителей Иркутской области. Мы не останемся без электричек в дачный период?

Г.В. ИСТОМИН:
- На эту тему депутаты говорят уже достаточно давно. На последней сессии Законодательного Собрания мы заслушали вице-премьера Валерия Гребенникова, который заверил депутатов, что до 1 апреля 2011 пригородная пассажирская компания будет создана, будет получена лицензия на перевозку пассажиров. На сегодняшний день предпосылки решения вопроса есть, но, к сожалению, вопрос затянулся, почему он сейчас и поставлен депутатами на контроль. На апрельской сессии мы еще раз вернемся к этой теме, потому что необходимо посмотреть, какие возможные убытки область понесла при несвоевременном принятии управленческого решения о создании пригородной компании, каким образом дальше мы должны заработать финансовые ресурсы на компенсацию разницы пассажирских перевозок. Одновременно с этим, вместе с правительством Иркутской области необходимо отработать вопрос об эффективности работы Байкальской пригородной компании. Я имею в виду и тарифы, и обследование пассажиропотока, и установление персонифицированного учета перевозчиков, чтобы были терминалы, у каждого льготника была карточка, чтобы мы не со слов записывали суммы, которые необходимо выделить из областного бюджета. Все это позволит нам сэкономить большие деньги.

- Моя семья потеряла деньги в финансовом кооперативе «Виват». Мы, обманутые вкладчики, уже несколько раз встречались с Сергеем Куриловым. Он давал советы, что делать в непростой ситуации. Что можно сделать на будущее, чтобы подобная ситуация не повторялась?

С.В. КУРИЛОВ:
- В апреле будет год, как мы проводим определенные встречи с обманутыми вкладчиками, и не только по потребительскому кооперативу граждан «Виват», но и по «Департаменту вкладов и займов», следим за всеми процессами, уголовными делами, за процедурами банкротства. У нас нет регионального законодательства по контролю за так называемыми финансовыми пирамидами или по привлечению к ответственности их создателей. Пока мы не можем от них избавиться. Существуют одни, на смену приходят другие. Теперь что касается тех инициатив, которые мы обсуждали с вкладчиками, которые сформировали и отправили в Государственную Думу РФ в части рассмотрения возможных вариантов по ограничению принятия по гражданско-правовым договорам обществам с ограниченной ответственностью денежных средств граждан. Мы полагаем, что размеры вкладов должны быть ограничены до 100 тыс. рублей, или вкладчики могут вступать в качестве дольщиков в уставные капиталы организаций, тогда уже может совершенно по-другому законодательство работать. И также мы полагаем, что для подобных ситуаций, для кооперативов должна существовать по аналогии с финансовыми учреждениями система страхования денежных средств и разумная компенсация в результате ликвидации этих обществ. Сейчас в случае ликвидации по кооперативам возмещается ущерб только до 10 тыс. рублей. Мы полагали, что эта сумма недостаточна, ее нужно увеличить, тогда это будет законодателей стимулировать более жесткому законодательству, более жесткой ответственности, контролю за деятельностью подобных обществ.

- Планируется ли в 2011 году внесение поправок в закон о межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты, благодаря которым муниципальные образования получали бы больше средств. Есть ли такие планы у правительства Иркутской области?

Г.В. ИСТОМИН:
- Такие планы есть, при принятии прошлых поправок в закон Законодательное Собрание с правительством области договаривались о том, что по мере улучшения финансовой ситуации, по мере улучшения работы в целом экономики Иркутской области, мы будем увеличивать долю межбюджетных трансфертов, передаваемых в города, районы, поселения. С губернатором такая договоренность была достигнута. Конкретно, какие виды налогов увеличатся для муниципалитетов, сейчас сказать сложно, это предмет финансовых расчетов. В качестве примера расскажу, почему мы вынуждены были недавно забрать в региональный бюджет налог на добычу полезных ископаемых. Всего восемь из 42 территорий получали бы дополнительные доходы по этому налогу в 2011 году. При этом около 90% суммы поступало только в бюджет Бодайбинского района, при увеличении объема добычи золота он получил бы дополнительно более 100 млн рублей. Но нам нужна выстроенная сбалансированная система финансирования муниципалитетов, поэтому налог забрали, а Бодайбинскому району и другим территориям выделили дотации. Поэтому прежде чем принимать решение о доле перечислений какого-либо вида налога в органы местного самоуправления, мы должны вместе с министерством финансов очень внимательно все просчитать, после этого принимать совместно взвешенное решение через Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области.

С.В. КУРИЛОВ:
- Самое главное, нам нужно своевременно получить расчеты для того, чтобы понимать, как изменятся межбюджетные отношения. Я думаю, что к 1 мая будет понятна и ясна картина всех доходов, которые были получены в прошлом году в муниципалитетах, уже потом правительство Иркутской области внесет какие-то предложения.

- Я живу в Катангском районе, у нас цены в магазинах с городскими не сравнить. Приезжайте, посмотрите. При этом ассортимент совсем бедненький. Может область как-то исправить ситуацию, как-то на нее повлиять?

С.В. КУРИЛОВ:
- Прошла встреча мэра Катангского района Сергея Чонского с заместителем председателя правительства Иркутской области по экономике Сергеем Аникеевым, на которой обсуждалась ситуация, связанная с субсидиями, которые предоставляются для территорий Крайнего Севера, приравненных к ним районам, территориям с ограниченным сроком завоза грузов. Безусловно, эта проблема есть, и мы ее будем рассматривать, она нас беспокоит. Сегодня существуют механизмы выхода их этой ситуации в случае задолженности или доукомплектования в виде получения бюджетных кредитов муниципальным образованиям в областном бюджете. Ну и сама вся система завоза и контроля к рассмотрению бюджета 2012 года (к осени) будет детально нами проанализирована. Все имеют право получать необходимый набор продуктов независимо от места жительства. Надо помогать предприятиям, которые завозят в эти районы товары. Если в Катангский район предприятия потребкооперации в целом завозят на 50 млн рублей товаров, то им надо помогать пополнять оборотные средства для того, чтобы они имели «люфт» для закупки необходимого количества разнообразного товаров. Часто ведь просто нет оборотных средств. Вот это большая проблема, мы ее с мэром обсуждаем.

- Перед Новым годом проводился интересный рейд по магазинам, акция «Народный контроль». Что она дала? Какие результаты? Что вы делаете в этом направлении? Что-то планируете сейчас или нет?

С.В. КУРИЛОВ:
- Я возглавляю партийный проект «Народный контроль». Он не только сосредоточен на проверке качества продуктов питания, еще есть ряд направлений, прежде всего, они связаны с ценовой политикой на те или иные группы товаров. Но что касательно качества той продукции, которая у нас есть на прилавках, то благодаря такому уникальному прибору, который мне подарил один из моих коллег депутат Гавриил Франтенко, мы можем проверить содержание нитратов в овощах и фруктах. Сколько мы ни ходили, никаких отклонений в продуктах регионального производства обнаружить не смогли. Что касается отдельных видов продуктов, которые завозятся извне, то часто существуют буквально поджатые сроки годности, уровень качества балансирует. Сейчас разработан и проходит согласование проект закона «Об отдельных мерах поддержки качества и безопасности продуктов на территории Иркутской области». Я принципиально согласен с министерством сельского хозяйства, которое является разработчиками проекта закона, что нам необходимо те сети, которые сегодня торгуют товарами наших производителей, поддерживать материально для того, чтобы цены не росли. Мы обратились в адрес губернатора Иркутской области, чтобы ускорить рассмотрение указанного проекта закона. Почему это очень важно, на мой взгляд? Например, цены на электрическую энергию возрастают, соответственно, стоимость продукции, но не всегда растет зарплата, пенсии те же они не с такой прогрессией увеличиваются, как коммунальные расходы. В этой связи мы должны здесь быть объективными и изыскивать меры поддержки для магазинов, которые сдерживают цены на качественные местные продукты питания.

На фото ЗС: слева – Г. Истомин, справа – С. Курилов.

Метки:
Загрузка...