Контроль и порядок

Байкал Инфо , 01/03/2011 - 19:20

sagdeevКого и что контролирует Законодательное Собрание Иркутской области? Парламентский контроль распространяется не только на исполнение региональных законов, расходование бюджетных средств, но и на многое другое. О строительстве детских садов в регионе, о реализации национальных проектов, о проблемах ЖКХ, обо всем, что волнует жителей Иркутской области, шла речь во время интернет-конференции, которую провел председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС Тимур Сагдеев.

- Скажите, а что это такое – парламентский контроль? Что контролируют депутаты?

- Депутаты Законодательного Собрания контролируют соблюдение и исполнение законов области, использование бюджетных средств и также распоряжение областной собственностью. Это перечень является исчерпывающим, вмешиваться в работу правоохранительных органов, прокуратуры, судов депутаты Законодательного Собрания не вправе. Формы контрольной деятельности разные – заслушивание отчетов, направление депутатских запросов, истребование информации и депутатские проверки.

Отчеты. Депутаты рассматривают отчет об исполнении бюджета Иркутской области, об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, о выполнении программы социально-экономического развития области, о распоряжении государственной собственностью области, о деятельности Контрольно-счетной палаты области за прошедший год, о результатах деятельности правительства Иркутской области. Отчет регионального правительства мы впервые слушали в 2010 году, а в мае 2011 года нам будет представлен отчет за прошлый год.

Депутатский запрос. С ним может обратиться как один человек, так и группа парламентариев. Запросы принимаются на сессии ЗС, далее они направляются либо губернатору Иркутской области, либо в региональное правительство, министрам, мэрам территорий, в федеральные структуры, в прокуратуру – по тем вопросам, которые выражены в запросе. На заседании Законодательного Собрания принимается постановления, определяется комитет либо комиссия, за которым закрепляет конкретный депутатский запрос. После получения ответа он рассматривается, тогда принимается решение – либо снять с контроля, либо оставить, в последнем случае по нему продолжается работа.

Приведу пример своего депутатского запроса. Когда я ездил в 2010 году в командировку по решению вопроса о передаче функций по охране Тофаларского заказника Байкало-Ленскому заповеднику в Иркутской области, мы обнаружили, что вода в реке Бирюса мутная. Это свидетельствовало о том, что предприятие, которое ведет добычу золота, нарушало технологические процессы, в итоге гибли рыба, мальки. Приехав в Иркутск, я подготовил депутатский запрос, коллеги поддержали его и направили в Роспотребнадзор по Иркутской области. Государственные инспекторы сформировали рабочую группу, та выехала на место, взяла пробы воды, земли. Так были выявлены нарушения природоохранного законодательство, виновные заплатили штраф. Этот депутатский запрос находится на контроле в комитете по природопользованию Законодательного Собрания. Мы вернемся к его рассмотрению весной, когда пойдет нерест рыбы, чтобы убедиться, что нарушение исправлено. Хотелось бы комплексно изучить, как соблюдаются природопользователями требования по охране природы в Иркутской области.

Правительственный час, который проходит на сессии Законодательного Собрания. В 2010 году на правительственном часе были заслушаны такие вопросы, как состояние и перспективы развития АПК, лесного комплекса, меры по предупреждению распространения наркомании и токсикомании. В планах 2011 года – заслушать информацию о подготовке кадров в системе начального и среднего специального образования, о мерах по улучшению демографической ситуации, поддержки детей, молодых семей, об обеспечении жильем ветеранов и детей сирот, оставшихся без попечения родителей. В целом я бы хотел отметить, что главная цель парламентского контроля – не просто выявление нарушений, но и исправление ситуации, профилактика нарушений. Это публичное обсуждение проблем, поиск путей решения. В конечном итоге это эффективный метод добиться от власти выполнение обязательств перед обществом.

- Тимур Ринатович! А есть ли какой-то результат от контроля депутатов? Могли бы Вы назвать наиболее серьезные, вопиющие, на ваш взгляд нарушения, которые были обнаружены?

- Такие нарушения есть, они выявлены Контрольно-счетной палатой Иркутской области. Я зачитаю выдержки из ее заключений: «В процессе проверки по вопросу включения в прогнозный план приватизации готовности к акционированию ГУЭП «Облкоммунэнерго» Контрольно-счетной палата области выявила факты использования должностными лицами органов государственной власти Иркутской области и ГУЭП своих полномочий вопреки интересам Иркутской области и ГУЭП. Нарушения действующего законодательства составили на сумму 289 млн рублей».

Еще один пример – существенный объем неэффективного использованных средств, установленный по результатам проверки реализации нацпроекта «Здоровье» в Иркутской области. Полученные субсидии из федерального бюджета за высокотехнологическую медицинскую помощь, оказанную областной клинической больницей и областной детской клинической больницей, более трех месяцев не перечислялась указанным лечебным учреждениям. В результате появилась кредиторская задолженность по зарплате, налогам, перед поставщиками за приобретение медикаментов, дорогостоящие расходные материалы. Субсидии, выделенные из федерального бюджета, на закупку оборудования для сосудистых центров, более 9 месяцев не использовались на указанные цели. Условия соглашения с Минздравсоцразвития РФ в части обеспечения закупки и ввода в эксплуатацию оборудования были нарушены, из-за неоправданно длительного срока закупок данного оборудования первичные сосудистые отделения в Ангарске, Иркутске своевременно не были открыты, подготовленные помещения и приобретенные за счет собственных средств учреждений и местных бюджетов оборудование не использовались более трех месяцев. Контрольно-счетной палата установила, что министерство здравоохранения области и агентство по государственному заказу в течение 9 месяцев не размещали заказ на поставку оборудования для операционной. В результате это привело к удорожанию ее стоимости примерно 60%, речь идет о десятках миллионов рублей.

В целом аудиторами Контрольно-счетной палаты отмечается низкий уровень контроля со стороны профильных министерств и заказчиков за исполнением заключенных контрактов при размещении государственных заказов. Со стороны агентства по государственному заказу области отсутствует заинтересованность в экономном использовании и бюджетных средств, имеется формальный подход к проведению аукциона. В качестве примера можно привести тот факт, что основная часть мяса, поставляемого в учреждения области через посреднические фирмы, произведена в Парагвае, Китае, Бразилии, Канаде, а местные сельхозпроизводители не знают о проведении этих конкурсов, аукционов.

Имеются факты о неправомерной передаче объектов областной собственности в муниципальную. Еще один факт – по результатам проверки реализации программы «Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года» выявлено нарушений законодательства на сумму 233 млн рублей. В том числе использовано неэффективно 82 млн. Во время проверки стабилизационного фонда зерна Иркутской области выявлено, что фирмы, на сегодняшний день уже обанкротившиеся, из фонда взяли зерно взаймы, и в результате общий ущерб составил 53 млн рублей. Сумма очень большая, и депутаты принял решение направить данное заключение в прокуратуру. Еще один факт. При рассмотрении результатов проверки использования бюджетных средств, направленных на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Иркутской области депутаты отметили, что основная цель программы не достигнута. Кроме того, установлено неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 27 млн рублей, в том числе строительство оленеводческой базы поселка Алыгжер Нижнеудинского района, которая была построена еще в 2006 году, но не предана в эксплуатацию, она постепенно приходит в негодность.

Если говорить об этих проверках, то приказом агентства имущественных отношений директор ГУЭП «Облкоммунэнерго», на тот момент – А.В Макаров, был освобожден от занимаемой должности, в отношении его возбуждено уголовное дело. По результатам проверки использования бюджетных средств по реализации государственной целевой программы «Социальное развитие села» возбуждено три уголовных дела. По результатам проверки программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья Иркутской области возбуждено два уголовных дела. Хотелось бы отметить, что по результатам исследования цен, сложившихся при закупке продуктов питания для областных учреждений, в 2009 году было приобретено продуктов, произведенных на территории Иркутской области на 400 млн рублей, а в 2010 год – уже более 650. По итогам проверки средств нацпроекта «Здоровье» министерством здравоохранения Иркутской области было взыскано штрафных санкций с поставщика в сумме 2 млн 680 тыс. рублей за нарушение сроков поставки медицинского оборудования.

- Скажите, пожалуйста, какие доступные программы по приобретению жилья действуют для населения? И когда игры иркутской хоккейной команды начнут проводиться на стадионе «Труд»?

- В Иркутской области реализуется ряд программ - федеральных, областных, муниципальных. Хотелось бы остановится более подробно на них. Это областная программа «Молодым семьям - доступное жилье», предусматривающая такие формы государственной поддержки молодым семьям, как предоставление социальной выплаты на погашение процентной ставки по полученным кредитам, предоставление социальной выплаты на приобретение жилья или строительства индивидуального жилого дома, предоставление дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета на цели погашения части кредита или займа. Участниками программы могут стать молодые люди в возрасте до 35 лет. За более подробными разъяснениями можно обраться в министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, ул. К. Маркса, 26. Реализуется программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2011-2013 годы». Ею могут воспользоваться работники областных государственных учреждений, молодые специалисты, выпускники вузов, средних специальных учебных заведений, сотрудники подразделений милиции общественной безопасности, многодетные семьи. Программа реализуется министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области. Подробную информацию можно получить по адресу г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 88. Долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села Иркутской области на 2011-2014 годы», в ее рамках предполагается улучшить жилищные условия селян. Обратиться можно в министерство сельского хозяйства Иркутской области. Действует областная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда Иркутской области на период до 2019 года». А с 8 февраля 2011 года вступила в силу федеральная целевая программа «Жилище», которая является выполнением государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Право на получение жилищных условий в рамках программы имеют военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел.

По поводу «Труда» могу сказать следующее. К сожалению, на сегодняшний день техническое состояние стадиона не соответствует требованиям для проведения игр хоккейной команды. Имущественный комплекс стадиона принадлежит федерации независимых профсоюзов Иркутской области, спорткомплекс находится в плачевном состоянии. Возможным выходом из сложившейся ситуации может стать привлечение инвесторов на каких-то взаимовыгодных условиях, привлечение бюджетных средств на условии совместного ведения данным комплексом или передачи его в областную собственность.

- Как решается вопрос с катастрофической нехваткой мест в детских садах в Иркутске?

- Проблема нехватки мест в детсадах стоит очень остро. Выход может быть только один – строить детские сады, реконструировать старые, возвращать те здания, которые сейчас используются не по профилю. Реализуется областная целевая программа «Поддержки и развития дошкольного образования» на 2009-2014 годы, раньше такой программы не было. На ее реализацию запланировано порядка 10 млрд рублей – на строительство 82 новых детсадов, реконструкцию 56 и расширение 11. Сейчас открыты практически во всех дошкольных учреждениях группы с кратковременным пребыванием детей, можно ими воспользоваться. Есть еще один путь – государственно-частное партнерство. Например, в Слюдянке был построен детский сад на 100 мест, средства выделили Восточно-Сибирская железная дорога и региональный бюджет. Это реальные дела, и такую практику надо расширять. А что касается непосредственно Иркутска, на февральской сессии ЗС дополнительно предусмотрели в бюджете 23 млн рублей на строительство детского сада в Ново-Ленино, по имеющейся информации от администрации города, в 2011 году запланировано строительство четырех детсадов, а в 2012 году планируется построить уже восемь.

- Тимур Ринатович, как Вы оцениваете работу по распределению бюджетных денег в городах и районах области, систему контроля за их использованием там?

- Для эффективного контроля за использованием бюджетных средств мы всегда поддерживали, будем поддерживать впредь создание органов финансового контроля в муниципальных образованиях. При этом на практике уже подтверждается экономический эффект от создания таких органов, поскольку результатом проверки контрольных органов является установление фактов неэффективного, не целевого использования бюджетных средств. Вместе с КСП мы проанализировали основные нарушения, которые допускаются в муниципалитетах, касающиеся нарушения бюджетного законодательства и федерального закона №94. Местные власти допускают такие нарушения Бюджетного кодекса РФ, как нецелевое использование бюджетных средств, нарушение принципа эффективности и результативности использования бюджетных средств, превышение предельного объема муниципального долга, принятие бюджетных обязательств сверху доведенных бюджетных ассигнований и лимита бюджетных обязательств, завышение расходов на заработную плату мэров, отдельных должностных лиц местных администраций и другие. Не целевое использование - это одно из серьезных нарушений, за него предусмотрена уголовная, административная, гражданская ответственность. С каждым годом таких нарушений становится меньше, но 2010 год не стал исключением. Общий объем средств областного и местных бюджетов, использованных не по целевому назначению, составил в прошлом году 9 млн 269 тыс. рублей.

- Этой зимой была большая авария на теплотрассе в Иркутске. Мы сидели в мороз без отопления несколько дней. Скажите, что-то делает власть, чтобы не допускать таких ситуаций? Кто ответственный?

- Основная причина аварий – это высокая изношенность инженерных сетей. При планировании подготовки и прохождении следующего отопительного сезона в Иркутской области этому будет уделено особое внимание. Предполагается заменить не менее 75 км водопроводных сетей и не менее 79 км – тепловых. В реконструкцию и модернизацию систем теплоснабжения ЖКХ Иркутской области в 2011 году планируется вложить около 770 млн рублей. Вместе со средствами областного бюджета сумма, выделенная на эти цели, согласно долгосрочной целевой программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», превысит 1 млрд рублей. Для снижения количества аварий на сетях необходимо постепенно увеличивать ремонт и реконструкцию сетей до 150-200 км в год. Мы не просто обязаны латать дыры, а работать на предупреждение. Кто отвечает за работоспособность водопровода, канализации, теплотрасс? Городская администрация.

- Когда наша власть будет выделять землю под индивидуальное строительство? За 20 лет мы построили небольшой домик в Ленинском районе, но не можем его оформить в собственность, потому что неизвестно в чьей собственности земля.

- Основной принцип землепользования – платность. В общем порядке приобрести землю под индивидуальное строительство можно на аукционах по продаже земельных участков. Информацию об аукционах можно получить на сайте администрации того населенного пункта, где расположена земля, и на сайте министерства имущественных отношений Иркутской области (в отношении земли в Иркутске). Законом Иркутской области от 12 марта 2009 года №8 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» установлено льготное предоставление земельных участков в отношении отдельных социальных незащищенных категорий граждан, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Это ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, инвалиды 1, 2 группы, реабилитированные лица, люди, проработавшие не менее трех лет в государственных, муниципальных учреждениях, многодетные семьи. Кроме того, молодые специалисты и люди, живущие и работающие в сельской местности не менее пяти лет. Подробную информацию о льготном предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство можно получить как на сайте Законодательного Собрания Иркутской области в разделе «О земле», так и на сайте министерства имущественных отношений.

По поводу собственности на землю, где уже стоит дом. Если на земельный участок не оформлено право федеральной, областной или муниципальной собственности, а также земельный участок не предоставлен в частную собственность, получается, что его собственность на него не разграничена. В Иркутске правом распоряжения таким земельным участком для индивидуального жилищного строительства обладает министерство имущественных отношений Иркутской области. Жилой дом, возведенный на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иным правовым актом, либо созданный без получения на это необходимых разрешений, является самовольной постройкой, ее, по общему правилу, следует снести. Но если земля под домом в принципе может быть выделена под строительство жилья, предстоит получить права на землю, узаконить строение.

- Что бы Вы порекомендовали жителям и депутатам в разных городах и поселках делать для того, чтобы уменьшить коррупцию во власти?
Если я узнала о нарушениях законов и о неправильном использовании бюджетных денег, куда мне обращаться? Как можно попасть лично к Вам на прием?

- Как я уже сказал, многое зависит от того, есть ли в муниципальном образовании контрольный орган или нет. Отсутствие такового либо его слабая работа приводит к тому, что местная администрация, чувствуя бесконтрольность за свою деятельность, начинает допускать нарушения, а порой и злоупотребления, которые никак не могут быть расценены, как совершаемые исходя из интересов населения. Хотел обратить внимание, что мы порой сталкиваемся с тем, что к нам обращаются депутаты муниципальных дум с предложениями либо сократить контрольные органы, либо уволить председателя контрольного органа, мотивируя это эффективностью управления и экономией бюджетных средств. Мы уверены, что создание этих органов в большинстве случаев оправдано! Если обнаружены какие-то нарушения, можно обращаться в Контрольно-счетную палату Иркутской области, к депутату Законодательного Собрания, который избран от этой территории, в правоохранительные органы.

Ко мне на прием можно как записаться в приемной комиссии по контрольной деятельности ЗС по адресу: Иркутск, ул. Ленина, 1А, где расположено Законодательное Собрание и правительство Иркутской области, по телефону 20-29-85. Я веду приемы в общественной приемной партии «Единая Россия» по адресу: Иркутск, ул. Ленина, 26, тел. 24-08-59, и в своем избирательном округе – в Нижнеудинске по адресу: Ленина, 25, тел. 705-64, в Братском районе – поселок Вихоревка, ул. Пионерская, дом 17, тел. 40-07-73.

Загрузка...