Вечные вопросы

Источник: Байкал Инфо
31/01/2011 - 12:23

si_kr
Спорт, образование, культура, жилье... Вопросы в этих сферах постоянно задают представителям власти, потому что они волнуют каждого из нас. Неудивительно, что огромный интерес жителей Иркутской области вызвало проведение интернет-конференции с председателем комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Ириной Синцовой. На сайт регионального парламента поступила масса вопросов из Ангарска, Иркутска, Черемхово, Ангарского, Нижнеудинского районов, Качуга, Братска (это только те территории, которые были названы). Вопросы прислали и школьники, и пенсионеры, и молодые семьи. Публикуем самые актуальные и интересные.

- Что делать с ребенком, если он достиг трехлетнего возраста, а наша очередь в детский сад еще не подошла.

- Хороший вопрос. Наверно, его бы могли задать 17 тыс. мам, живущих в Иркутской области, именно такое количество малышей стоит в очереди на получение мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях в возрасте с 3 до 7 лет. Это действительно проблема, и ей были посвящены общественные слушания Законодательного Собрания с кратким названием «Детям – детские сады». Достаточно широкий круг специалистов приняли в нем участие. Что, исходя из рекомендаций этого круглого стола, я могу посоветовать конкретно вот этой молодой семье, этой маме. В первую очередь, сейчас открыты практически во всех дошкольных образовательных учреждениях либо группы с кратковременным пребыванием детей, либо ребята могут посещать неполный день. Какова цель? В одной стороны – адаптировать ребенка к новым для него жизненным условиям, с другой стороны, реализовать ту образовательную возможность, необходимость дошкольного образования, которая прописана в Конституции РФ. Я хотела бы здесь заострить внимание молодых семей на том, что это группы кратковременного пребывания. Они не дают преференций, дополнительных возможностей для внеочередного устройства в детсады. Были на общественных слушаниях рассмотрены такие направления, которые сейчас широко доносят до населения, потому что важна инициатива, может быть, вот этих молодых мам. Это создание семейных групп, это развитие центров развития ребенка, т.е., наверно, все средства хороши, в рамках правового поля, используются и нацелены на конечный результат, - получение ребенком дошкольного образования и нахождение его в коллективе, его социализации. Не могу не сказать и об областной государственной целевой программе «Поддержка и развитие дошкольных образовательных учреждений». Развитие детских садов – это полномочия муниципалитетов, но они не всегда имеют такие возможности, поэтому из областного бюджета выделяются средства на строительство в поселках детсадов. Мы недавно внесли изменения в программу, расширились возможности, теперь деньги пойдут не только на строительство новых и реконструкция действующих учреждений, она предполагает, например, переустройство летних веранд, пристроек в группы, которые позволят увеличить наполняемость детского сада. Хочу сказать, что по программе в прошлом году более 1000 детей получили реальное место в детском саду. Программа действует до 2014 года, заложено в региональном бюджете 160 млн рублей. Мы неоднократно поднимали этот вопрос, участвуя в семинарах, совещаниях Государственной Думы, о том, что должен быть третий источник финансирования — из федерального бюджета. И на Госсовете был рассмотрен вопрос о создании такой программы, потому что она очень востребована обществом, россиянами. Мы надеемся, что тогда любая мама сможет повести своего ребенка в детсад тогда, когда это ему необходимо.

- Перед воспитателем в детском саду стоят многочисленные, очень сложные, значимые задачи, при этом зарплата низкая. И это большая проблема с вытекающими последствиями. Предусмотрено ли в 2011 году увеличение заработной платы работникам детсадов?

- Дело в том, что в системе образования нашего региона, по данным статистики на уровне Сибирского федерального округа, заработная плата работников образования составляет всего лишь 54% от средней зарплаты, сложившейся в экономике региона. Я с вами абсолютно согласна, что это очень маленькая заработная плата. А какая есть перспектива? Сейчас система образования переживает реформирование. Одно из направлений – это реформирование бюджетной системе по федеральному закону №83, согласно которому появятся новые возможности в процессе деятельности таких учреждений по стимулированию работников. Это одно. Второе, 2011 год - решающий для системы образования Иркутской области, будет введена во всех учреждениях, муниципальных, областных, в федеральных это уже сделано, отраслевая система оплаты труда. Министерство образования разработало методику, согласно которой на 20% должна быть увеличена заработная плата тех, кто переходит на отраслевую систему оплаты труда. Вообще ее введение возможно, потому что мы в прошлом году приняли закон, мы очень его долго обсуждали в нашем комитете, - о возможности применения системы оплаты труда, отличных от тарифной сетки. И как раз результаты этого мы сейчас видим.

Из Ангарска был задан вопрос? Хочу подытожить, что практически эти направления реформирования направлены на повышение эффективности работы системы образования, которые невозможны без достойной жизни работников, следовательно, без повышения зарплаты. Я хотела бы обратиться к данным информационной службы по Ангарску. В первую очередь воспитателю или другому работнику детсада надо знать о тех программах, которые развиваются, которые реализуются в муниципалитетах. В Ангарске работник дошкольного учреждения имеет еще ряд выплат компенсационного характера, льготы. Такой работник имеет право на внеочередное устройство своего ребенка в детсад, возможность бесплатного питания в течение дня, для работников с 1 по 7 разряды осуществляются доплаты и т.д. На эти цели в бюджете Ангарска в 2011 году заложено 27 млн рублей, это достаточно солидная доплата. Отраслевая система оплаты труда в Ангарске будет введена с апреля 2011 года во всех детских садах и учреждения дополнительного образования.

- Где можно проконсультироваться по обучению детей инвалидов, которые не могут посещать образовательные учреждения? Нам, родителям, самим приходиться заниматься образованием ребенка.

- Вопросы злободневные. Буквально в конце прошлого года наш комитет вместе с комитетом по социальной защите и здравоохранению ЗС проводили выездное заседание на базе реабилитационного центра для детей-инвалидов, где принимали участие, в том числе и руководители общественных организаций инвалидов, чаще всего они представляют интересы родителей, это те организации, которые оказывают на хорошем качественном уровне услуги для таких ребят. Вопросы очень правомерные, потому что любой ребенок, независимо от статуса инвалида с детства, должен иметь равные права с другими. В том числе, на образование. То, что касается общего образования, хотелось бы сказать следующее, особенность развития ребенка-инвалида в том, что она должная сопровождаться теми медицинскими рекомендациями, которые прописаны в индивидуальном паспорте реабилитации инвалида. Составляется этот паспорт медико-социальной экспертизой и, конечно, при очень тесным сотрудничестве с родителями, они должны приложить все усилия для того, чтобы реализовать тот маршрут, который должен пройти ребенок. Если мы будем говорить об общем образовании, то есть форма инклюзивного образования. Надо сказать, что ей стали уделять большое внимание сравнительно недавно, когда ребенок-инвалид учится в обычном классе, есть свои плюсы и минусы. Пожалуй, плюс лежит на поверхности – это социализация ребенка. С другой стороны, не все педагоги методически подготовлены работать с целым классов и отдельно - с ребенком-инвалидом, требуют специальной подготовки, специальной формы и методики. Это то, над чем необходимо работать. Более того, есть коррекционные школы, которые по нозологическим группам детей определены, конечно же, там используются современные технологии, работают очень хорошие специалисты. Ребята, которые заканчивают такие школы, имеют все возможности для получения дальнейшего профессионального образования. Второй вопрос связан с профессионального образованием. У ребенка-инвалида, к сожалению, есть определенные ограничения. И они связаны не только с его статусом, но как бы и с традициями, которые нужно менять, и у нас есть ряд законов, которые направлены на то, чтобы максимально дать возможность любому человеку, имеющему профессию, реализовать себя в том учреждении, на том предприятии, в той фирме, в которой ему бы это хотелось. Я пока не буду называть, если будут конкретные вопросы, человек может к нам обратиться, и мы проконсультируем. Есть традиционные специальности – швея, слесарь, автослесарь. Но, наверное, мы можем говорить и о модельерах. Мы можем говорить не только об операторах связи, но и об операторах, которые могут работать и в Интернете, владеть самыми современными технологиями. И вот для такой ранней подготовки необходим системный подход. Отчасти дистанционная система обучения, которая также сейчас рассматривается в Иркутской области, имеется соглашение с Агентством образования Российской Федерации по реализации этого проекта обустройства дистанционного обучения. Вы знаете, вот как показала практика, нужно готовить не только технические условия для реализации этого проекта, но еще и наш менталитет, наше мировоззрение, может быть, в большей степени родителей детей-инвалидов, потому что не все на ура приняли вот такую программу. Тем не менее, она реализуется, она дает новые возможности. Подытожу, системный подход к предпрофессиональной и профессиональной подготовке детей-инвалидов, молодых инвалидов и вообще их переквалификация уже людей зрелого возраста, необходима. Мы будем над этим работать.

- Последние школы на селе закрывают. Нет школы, нет села, как жить?

- В Иркутской области есть отдаленные села, в которых работают малокомплектные школы. Их от общего числа школ — примерно 50%. Малокомплектные школы чаще всего имеют большой административно-хозяйственный персонал, истопников может быть даже несколько. Если у муниципалитета, а это его полномочия, возникает необходимость, экономически обоснованная, закрыть школу, даже в этой ситуации это можно сделать только по решению схода поселка или деревни. Если селяне против, школа не будет закрыта. Но я хотела бы обратить еще на один момент внимание. Ведь школа она несет в себе не только социальную роль. Она еще и образовательное учреждение. Поэтому качество образования, которое получает ребенок в этой школе, должно соответствовать стандартам, чтобы ребенок смог сдать единый государственный экзамен, имел возможность профессионального образования. Зачастую в таких небольших школах достаточно большое количество ребят заканчивают учебу со справкой. Обрезается путь дальнейшего развития, социализации, реализации личности. Процесс сложный. Он зависит от решения очень многих-многих специалистов. Нужно к нему разумно просто относиться. Но мы согласны с тем, что очень большую роль играет школа в любом, даже самом маленьком поселке. Наша позиция – очень осторожно подходить к процессу оптимизации малокомплектных школ.

- У нас молодая семья. Мы с мужем работаем в бюджетных организациях. Живем с родителями. Самостоятельно взять ипотеку не можем. Ожидаем рождение малыша. Возможно ли решение нашей жилищной проблемы?

- Надо обратиться в отдел по учета жилья в том городе или поселке, в котором вы живете. После сбора пакта документов вас должны определить в очередь на получение жилья. Обычно реализация этой очереди идет по договорам социального найма, но, как я поняла из вопроса, это молодая семья, у нее есть дополнительные возможности, которые можно реализовать через программы. Это программа «Молодым семьям – доступное жилье», которую курирует как раз наш комитет. Я бы хотела сказать много хороших слов в рамках контрольной деятельности, мы констатируем, что это действительно реальная помощь, реальная возможность для молодой семьи изменить, создать, улучшить жилищные условия. С 2005 по 2009 годы около 900 семей улучшили свои жилищные условия, а только за один 2010 год, когда финансирование было увеличено, 670 семей улучшили свои жилищные условия. Программа реально работает, пожалуйста, вы в управлении по молодежной политики уточните, каким образом, какой пакет документов для участия в такой программе надо собрать. Хочу сказать, если это работники областных государственных учреждений, то они также могут использовать возможность участия в областной ипотечной программе как раз для таких работников. А для семей, которые проживают в сельской местности, которые более того, являются молодыми специалистами, им можно изучить возможность участия в программе «Социальное развитие села», эта программа тоже эффективная, для закрепления специалистов на селе она широко используется.

- Я стою на учете для получения жилья как ребенок сирота. Заканчиваю профессиональный лицей. Когда я получу квартиру?

- Детей-сирот, которые имеют право на дополнительные субсидии на получение жилья, в Иркутской области, если мне не изменяет память, более 12 тыс. человек. Целый пакет законов, направленных на реализацию их права, на совершенствование механизма по реализации этого права, был принят комитетом в первой половине прошлого года. Около 5 тыс. молодых людей, которые достигли совершеннолетия, которые закончили и получили профессию, которые пришли из армии, может быть, и из мест лишения свободы, должны реализовать это право. В прошлом году 187 млн рублей было получено из федерального и областного бюджета на жилье для сирот. Хочу сказать, что у муниципалитетов возникает достаточно много проблем. Они будут проанализированы, соответственно, мы, если будет такая необходимость, будем совершенствовать законодательство, но 260 ребят в Иркутской области жилье получили, в основном перед Новым годом. Получили ключи от квартир, в которых можно жить, свою семью создавать. Мы очень рады за этих ребят. Недавно было совещание, в котором участвовал депутат Госдумы Виталий Шуба, первый заместитель председателя комитета по бюджету, он рассказал, что шесть раз будет увеличено федеральное финансирование. В региональном бюджете уже 100 млн рублей заложено.

- Прорабатывает ли комитет по социально-культурному законодательству вопрос по увеличению заработной платы учителям?

- Мы очень тесно работаем с министерством образования Иркутской области, как я уже говорила, в прошлом году приняли закон, согласно которому можно применять иные системы оплаты труда, отличные от тарифной сетки. В 2010 году 15 областных образовательных учреждений, а также четыре муниципальных - в Братске и Усть-Илимске - перешли на отраслевую систему оплаты труда. Согласно методике, у них на 20% должна быть повышена зарплата. Хочу обратить внимание, зарплата педагогов зависит от нагрузки. И вот эти 20% необходимо рассчитывать на свою нагрузку. По опыту введения отраслевой системы оплаты труда в качестве эксперимента по Братску депутаты нашего комитета выступили с информацией о том, что получены жалобы от учителей этих экспериментальных школ. Именно по процессу перехода на отраслевую систему оплаты труда. Сейчас работают контролирующие органы, обязательно ситуация будет проанализирована. И мы обязательно учтем это, поскольку к концу 2011 года все образовательные учреждения области должны перейти на отраслевую систему оплаты труда. На самом первом заседании комитета в этом году я буду предлагать создание рабочей группы, которая как раз бы курировала и контролировала вот этот очень важный процесс.

- Сейчас все говорят об изменениях в образовании. В проекте закона « Об образовании в Российской Федерации» ничего не говориться о профессионально-технических училищах. Их не будет?

- Действительно, учреждения системы начального профессионального образования (НПО) готовят достаточно большую армию самых различных профессий, необходимых для развития экономики региона. Действительно, в проекте закона система НПО поглощается системой среднего профессионального образования. Разработчики этого проекта закона считают, что это более высокий уровень. Но на практике, и об этом говорили директора и специалисты системы НПО, директора учреждений, не всегда возможно будет человеку, закончившему там 9 классов, получить такое образование, хорошую рабочую специальность. И поэтому мы приняли решение обратиться в Государственную Думу, в комиссию, которая работает с предложениями, замечаниями по работе над этим законопроектом, с предложением о том, чтобы либо этот процесс имел переходный период, либо рассмотреть возможность как раз более рациональной формы системы подготовки рабочих кадров.

- Выехала с Севера, сдала государству квартиру, а ничего взамен не получила...

- В Иркутской области только восемь районов отнесены к северным территориям. Федеральный закон №125 регламентирует выдачу жилищных субсидий для северян, которые отработали, как они считают, положенное время, и хотели бы получить квартиру в других районах нашей страны... Однажды я выступала по радио и получила такой звонок: «А что вот вы так говорите, как будто все должны выехать. Ничего подобного. Вообще мы гордимся нашими северными территориями». Там люди имеют определенный, очень сильный характер, закаленный, наверное, в том числе и морозами. Поэтому ни в коем случае не идет речь о закрытии наших северных территорий. Тем не менее, существует федеральное законодательство, которое определяет дополнительные права для северян. В Иркутской области есть люди, которые выехали до 2000 года, сдали свои квартиры, менялось законодательство, в результате они остались ни с чем. Законодательное Собрание Иркутской области обращалось в Государственную Думу с предложением провести выездное заседание комитета по делам Севера и Дальнего Востока. Оно состоялось 31 мая 2010 года. Результатом работы явилось то, что сейчас в Государственную Думу внесено два законопроекта, в которых нашли отражения предложения, прозвучавшие от Бодайбо, Мамско-Чуйского района, от Усть-Кута. Законопроект уже принят в первом чтении. Мы ждем результата, думаю, что в скором будущем сможем реализовывать права указанной категории граждан в рамках нового законодательства, которое более реально отражает интересы и чаяния такой категории людей.

- Сейчас все говорят об оплате за обучение в школе. А за что не будут платить при получении образования?

- Федеральный закон №83, направленный на совершенствование реформирования бюджетной системы, изменил как бы правовую основу и внес изменения во многие правовые акты федерального уровня. Но, как совершенно верно отмечают жители Иркутской области, Конституция Российской Федерации гарантирует бесплатное доступное общее образование, среднее, дошкольное. И поэтому здесь изменений никаких нет. Любой школьник, учащийся должен получить тот объем знаний, который позволяет ему успешно сдать экзамен ЕГЭ и получить возможность на профессиональное образование. При этом предлагается ввести дополнительные занятия по тем направлениям, по которым родители сами решают, оплачивать их или нет. Это может быть фитнес, различные интеллектуальные, развивающие программы. Еще раз повторю, ребенок должен на основании государственных стандартов получить тот объем знаний, который необходим. Если школа решает, что она будет вводить какие-то дополнительные платные занятия, это должно быть обязательно прописано в ее уставе. Существует целый механизм контроля.

- Всех возмутил тот факт, что в 2010 году на программу по развитию физкультуры и спорта в Иркутской области пришлось сократить финансирование в связи с невостребованностью этих средств. Что нужно сделать, чтобы такая ситуация не повторилась впредь?

- Ситуация с этой программой - боль депутатов Законодательного Собрания, и не только нашего комитета, мы и на сессии рассматривали эту ситуацию. По программе пришлось изменить объекты, которые были запланированы, потому что были проблемы с проектно-сметной документацией на строительство спортивных учреждений в муниципалитетах. Мы это сейчас взяли на контроль и вместе с министерством по физической культуре и спорту таким образом отрабатываем составляющие этой программы, чтобы учесть ситуацию, которая сложилась в 2010 году.

- Каковы условия для развития творческих союзов в Иркутской области?

- По данным министерства культуры и архивов Иркутской области, в ней зарегистрированы одиннадцать региональных отделений всероссийских творческих союзов, в состав которых входят 1715 творческих работников. Из областного бюджета выделяются субсидии для реализации проектов творческих союзов. В 2010 году было профинансировано 13 творческих проектов на общую сумму 1 млн 275 тыс. 254 рублей. В прошлом году наш комитет внес изменения в закон «О государственной поддержке культуры в Иркутской области», на основании которых стало возможным вручение премий губернатора творческим работникам за достижения в области культуры и искусства. 31 человек стал лауреатами премии, большинство из которых являются членами творческих союзов. Создан совет председателей творческих союзов Иркутской области, целью которого является объединения творческих сил и улучшения взаимодействия внутри союзов.

- Очень сложно выживать народным промыслам. Какие есть меры поддержки со стороны государства?

- В Иркутской области не зарегистрировано организаций народных художественных промыслов. Но в нашем регионе работают 226 коллективов народных ремесел, в которых занимается 2736 человек, отдельные мастера, объединенные в общественные организации, ассоциации и союзы. В целях сохранения и поддержки народных ремесел организуются различные мероприятия, в том числе выставки, мастер-классы, ярмарки, выставки-продажи с целью рекламы и реализации продукции, созданной народными мастерами. Реализуется проект «Сибирь мастеровая», основной целью которого является сохранение, поддержка и развитие традиционных народных ремесел, оборудование базовых центров народных ремесел, выявление новых мастеров. Проект предусматривает комплекс планомерных действий, направленных на решение проблемы сохранения культурного наследия, организацию необходимых условий для преемственности, обучения молодых мастеров, проведения выставок, ярмарок, фестивалей и популяризации народных ремесел через издание каталогов, проспектов, публикаций в средствах массовой информации.
Кроме того, проводится ежегодный конкурс среди мастеров на звание «Народный мастер Иркутской области».

- Возможно ли в ближайшее время принятие закона о государственном регулировании поддержки студенческих отрядов области, принятие программ по поддержки развития студенческих отрядов в регионе?

- В Иркутской области система мер, направленных на содействие занятости молодежи, предусмотрена законом «О государственной молодежной политике в Иркутской области».
Долгосрочной целевой программой Иркутской области «Молодежь Иркутской области» на 2011-2013 годы предусмотрены мероприятия по организации временной, сезонной и постоянной трудовой занятости молодежи, содействию профессиональному самоопределению, а также проведению мероприятий, способствующих решению проблем социальной адаптации и самореализации молодежи в обществе, развитие молодежного трудового движения (студенческие трудовые отряды). Депутаты Законодательного Собрания вопросам работы студенческих отрядов уделяют внимание, в том числе в рамках заседаний общественного Совета по вопросам молодежной политики при губернаторе, на котором рассмотрен вопрос об итогах работы студенческих отрядов в 2010 году. По результатам обсуждения было рекомендовано активизировать работу в этом направлении органам местного самоуправления, министерству физической культуре, спорту и молодежной политике и министерству образования. Кроме того, необходимо отметить, что федеральный закон, принятый в декабре 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов», предусматривает с 1 января 2011 года освобождение от выплаты сумм страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, получаемых студентами в результате деятельности в студенческих отрядах по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг.

Полные текст интернет-конференции можно прочитать на сайте Законодательного Собрания http://www.irk.gov.ru/service/conference/

Метки: