Зачем нужны интегралы?

Источник: Байкал Инфо
04/07/2012 - 14:31

знания«Мама, почему бывает молния?» - «Часть тучи имеет отрицательный электрический заряд, часть - положительный. И когда они сталкиваются, получается искра, это и есть молния» - «А нам в школе говорили, что Зевс балуется».

Незаметно для широких народных масс прошло утверждение федеральных образовательных стандартов для старшеклассников. Тех самых, о которых еще 1,5-2 года назад не спорил только ленивый, тех самых, про которые ходили слухи, мол, читать-писать детей бесплатно в школе научат, а все остальное - за деньги. Стандарты немного переработали, но суть сохранили - старшеклассникам придется выбирать, что учить - естественные или гуманитарные науки, что-то еще. Мотивируется это тем, что весь современный комплекс знаний преподать в школе невозможно, при этом не всем выпускникам школы для дальнейшей учебы и жизни пригодится физика, химия (нужное - подчеркнуть или добавить). Мол, пусть старшеклассники определяются с выбором профессии и изучают на профильные предметы.

Мысль, признаю, здравая. Я окончила школу довольно давно. И хотя училась очень хорошо, сейчас уже многое не помню. Что такое валентность, могу показать жестами приблизительно, объяснить - нет. Еще тогда мы, ученики советской школы, стонали - зачем нам интриганы, то бишь интегралы? зачем катоды и аноды? Многие узкие знания и вправду мне лично не пригодились. Казалось бы, и к чему было все это осваивать? Но когда у меня родилась дочь, и я теперь периодически гляжу на мир ее глазами, понимаю, как много базовых, жизненно необходимых знаний дали мне вроде бы непригодные в быту предметы! Несколько примеров.

Я понимаю, что такое электрический ток, поэтому не суну пальцы в розетку. Выбирая кроссовки, обращаю внимание на ребристость подошв, потому что знаю, что такое сила трения. Это физика.

Я понимаю, что такое диффузия, поэтому солю суп в конце варки, чтобы бульон был соленый, а мясо и картошка нет. Знаю, почему одним средством можно вывести жирное пятно, а другим - нет. Это химия.

Я сама нарисовала план своего дома, и строительство идет успешно. Это черчение.

Я могу рассчитать высоту дома по его тени, прикинуть, будет ли короче дорога, если ее срезать по гипотенузе. Это геометрия.

Я знаю, почему ценны для промышленных городов ненавидимые многими и, увы, вырубаемые тополя. Это ботаника.

Я понимаю, как работают мои легкие, почему может болеть голова, как остановить кровь. Это анатомия. Никаким курсом ОБЖ, предполагающим практические знания, не восполнить пробел базовых знаний об устройстве человеке.

Я узнаю на слух самые известные классические музыкальные произведения. Это музыка.

Я знаю, что Земля - круглая. Это география, история, литература. Не уверена, что моей дочке расскажут в современной школе об этом так, чтобы она это почувствовала.

Все эти и многие другие сведения, которые, кажется, родились во мне вместе со мной, на самом деле были получены на скучных, ненужных уроках в школе. Боюсь, дети наши, напичканные только узкими знаниями, просто не увидят, не поймут, не ощутят, не почувствуют, как глобально устроен мир вокруг нас и мы сами. И в чем-то будут похожи на детдомовцев, которые, выходя из классического казенного заведения, не имеют представления о том, как заваривать чай.

Моя дочка в этом году идет в первый класс. Одна надежда, что к старшим классам в школе все опять поменяется. Как зиму меняет лето. Это, кстати, астрономия.

Светлана Бурдинская

Метки: