Накануне диктанта

Байкал Инфо , 18/04/2012 - 12:57

языкиНикогда не покупаю облюбованный товар, если на нем нет ценника (сообщаю продавцу, что это нарушение Налогового кодекса РФ), если имеется надпись с ошибками. «Сасиски» просто не лезут в горло, каким бы крутым не был их производитель. В России нет федерального закона о защите и развитии языка, так что веду локальные войны за его чистоту по мере сил и образования самостоятельно.

В Иркутске 21 апреля в 14 часов по местному времени пройдет «Тотальный диктант» сразу на двух факультетах ИГУ - филологии и журналистики, биолого-почвенном факультете, а также в Юридическом институте. Всероссийская акция, в ходе которой все желающие смогут написать диктант, чтобы проверить свое знание русского языка. Хорошее дело, полезное. Но - как из пушки по воробьям.

Разнообразные ошибки окружают нас повсеместно, селятся в мозгу. Вывески, объявления, ценники, газеты, надписи на футболках и воздушных шариках, религиозные брошюры… «Кожанная обувь», «Растягай», «Прозьба» и т.д. Иногда, как писал Александр Вампилов в одном из рассказов, «отклонение от грамматики мешает додуматься до смысла написанного». Начинаешь говорить, мол, неправильно это, в ответ - как хотим, так и пишем, никто нам не указ. И правда - не указ. Нет указа президента России или, на худой конец, премьер-министра. И федерального закона о защите языка нет. И статьи в Кодексе об административных правонарушениях РФ за искажение русского языка - тоже. Вот ругнешься неоднократно матом в общественном месте в составе организованной группы собутыльников, например, и грозит штраф огромный или срок светит. А повесишь на улице баннер с орфографической ошибкой, которая навсегда западет в мозг проходящих мимо школьников, и ничего.

Ценник можно легко заменить. А вот попробуйте заменить название фирмы? В Иркутске есть компания, которая сознательно допустила ошибку, потому что избранное ею название было занято другой торговой организацией, а под него, оказывается, уже и рекламная идея имелась. Для хозяев фирмы это оказалось достаточно весомым аргументом, чтобы сознательно исковеркать слово. Или вот, появился магазин «Адельвейс», менеджер не знает, почему так. Клянусь на Красной книге России, что на 100% название «Эдельвейс» уже занято, вот и решили хозяева не останавливаться на каком-нибудь скромном «Лютике», а просто заменить букву в слове. Никогда в жизни не зайду в эти магазины! Просто из принципа.

Кстати, в России появилось движение граммар-наци, это те люди, которые не могут видеть публичную ошибку, чтобы не исправить ее. При этом хозяин вывески, если поймает народного корректора, может подать на него в суд за залитую краской вывеску - за порчу частной собственности, а самого хозяина не смогут привлечь к ответственности за искажение русского языка. Такой вот парадокс.

Вывод простой - защищать русский язык надо на государственном уровне, потому что самодеятельностью в таком вопросе не обойдешься. Вариант законопроекта по защите русского языка имеется, его легко найти в Интернете, например, здесь.

В частности, там сказано, что нельзя допускать использование слов, искажающих облик русского литературного языка, в том числе жаргонизмов, бранных слов, сетевого сленга Интернета, вульгарных слов и выражений, выражений, унижающих человеческое достоинство; искажение ударения. А еще: «Необоснованное использование в средствах массовой информации, а также в рекламе иностранных слов, у которых есть соответствующие по смыслу русские слова, недопустимо и является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности». И еще: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации в сферах, определенных в части первой настоящей статьи, а также в любых случаях публичного распространения информации, не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке». За эти нарушения предлагается налагать штрафы на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 4 до 5 тыс. рублей; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. рублей.

Авторы законопроекта, среди которых известный ученый Борис Виноградов, предлагают на уровне федерального правительства разработать положение о языковых квалификационных требованиях, предъявляемых к работникам СМИ (и на конкурсной основе отбирать дикторов телеканалов и радио), и создать филологическую комиссию, которая бы стала совещательным органом по вопросам защиты русского языка. Законопроект в скором времени планируют внести в Госдуму.

Чего бы я еще добавила? Слабое звено, на мой взгляд, контроль за реализацией закона. Пожалуй, стоит создать институт народных корректоров (редакторов), допустим, при муниципалитетах, куда бы стекалась информация о нарушениях закона. К примеру, увидела я в ближайшем супермаркете ценник «Яйцо куринное» («н» должна быть одна), сообщила, куда следует. Пришли бы органы власти, проверили, составили протокол и наложили бы штраф в 50 тыс. рублей. Тогда хозяева супермаркета поняли, что дешевле нанимать время от времени на разовую работу филолога, чем платить штрафы. Не мешало бы при типографиях вводить должность корректора, чтобы читал все буклеты, листовки и т.д. перед печатью. Не очень мне понятно, как можно контролировать Интернет, кроме официальных сайтов органов власти, СМИ.

…А теперь жду замечаний с указанием ошибок на этом сайте)))

Светлана Бурдинская

Загрузка...