Какая бывает недобросовестная конкуренция в банковской сфере?

Источник: Байкал Инфо
17/01/2012 - 14:11

банкГоворят, часть банков России нарушает антимонопольное законодательство. Хотелось бы знать, какие? В Иркутской области были случаи обмана населения?

С. Минаренко, Иркутск

- Привлечение денежных средств во вклады с последующим ухудшением потребительских свойств таких вкладов по сравнению с первоначально заявленными является недобросовестной конкуренцией со стороны банков. К такому выводу пришла 12 января 2012 года совместная комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и Центрального банка Российской Федерации (Банк России), признав Юниаструм Банк, СКБ-банк и Инвестторгбанк нарушившими антимонопольное законодательство (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»). Об этом сообщает пресс-служба Иркутского УФАС.

Основаниями для возбуждения дел в отношении Юниаструм Банка, СКБ-банка и Инвестторгбанка послужили обращения граждан с жалобами на намеренное препятствование этими банками внесению вкладчиками дополнительных денежных средств в пополняемые вклады. Юниаструм Банк с 19 мая 2010 года ввел комиссию в размере 7% за перевод или выдачу наличных денежных средств с текущего счета/счета по учету вклада «до востребования», поступивших на них безналичным путем со счета по учету срочного вклада. При этом комиссия не взимается при снятии денежных средств в случаях, когда средства поступили на счет до 19 мая 2010 года или если такой вклад был открыт после 19 мая 2010 года. СКБ-банк ввел с 24 марта 2010 года комиссию в размере 7% за внесение денежных средств для зачисления на счет пополняемых вкладов «Патриот» и «Патриот!» и с 7 июня 2010 года комиссию в размере 7% за внесение денежных средств для зачисления на счет пополняемых вкладов «Золотой стандарт» и «Золотой стандарт VIP». Инвестторгбанк с 1 мая 2010 года прекратил прием дополнительных взносов по договорам пополняемого срочного банковского вклада «Перспектива», заключенным на срок 732 дня и 1097 дней.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что заключая договоры вкладов на привлекательных условиях, а затем не исполняя часть принятых на себя обязательств, банки получили преимущество перед своими конкурентами и могли причинить им убытки в виде недополученных доходов от размещения привлеченных во вклады денежных средств. Также подобная практика не соответствует обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. В связи с этим Юниаструм Банк, СКБ-банк и Инвестторгбанк были признаны нарушившими часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

В отношении Юниаструм Банка Комиссия ФАС России приняла решение о выдаче предписания о прекращении недобросовестной конкуренции. Банк должен отменить приказы, утвердившие комиссию, а также устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, а именно - вернуть вкладчикам суммы уплаченной ими комиссии.

СКБ-банк добровольно отменил установленную комиссию. В связи с этим Комиссия ФАС России приняла решение о выдаче предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем возврата вкладчикам суммы уплаченной ими комиссии.

Таким образом, Юниаструм Банку и СКБ-банку предписано вернуть вкладчикам в общей сложности более 10 млн рублей.

В отношении Инвестторгбанка Комиссия ФАС России приняла решение о выдаче предписания о прекращении недобросовестной конкуренции, то есть о возобновлении приема дополнительных взносов во вклад и отмене приказа банка, которым был утвержден запрет на их прием.

Решения и предписания по делам будут изготовлены в течение 10 рабочих дней с момента их принятия и размещены на сайте ФАС России.

«Правительство Российской Федерации и Банк России всегда с особым вниманием относятся к делам, в которых нарушаются права граждан. Принятые решения призваны обеспечить добросовестную конкуренцию на рынке и возврат вкладчикам незаконно удержанной комиссии при приеме и выдаче вкладов. ФАС России будет жестко контролировать исполнение выданных предписаний», - заявил председатель Комиссии ФАС России, заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.

Примечание пресс-службы Иркутского УФАС: территориальному управлению Иркутской области не приходилось сталкиваться с подобными заявлениями вкладчиков. Антимонопольщики Иркутска разбирались с попытками банков навязывать клиентам дополнительные услуги, к примеру, по страхованию заемщиков при кредитовании. Банки, замеченные в подобной практике, были предупреждены о том, что такое поведение незаконно. Мы еще раз напоминаем потребителям финансовых услуг: внимательно и подробно изучайте условия договоров и дополнительных соглашений (включая договоры страхования или договоры поручительства). Доверяя ваши деньги на хранение банку или, напротив, заимствуя суммы у него, учитывайте все возможные варианты событий, которые могут встретиться вам впоследствии.

Справка:

В соответствии со статьей 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Под недобросовестной конкуренцией в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьей 14.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрен административный штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей за недобросовестную конкуренцию.