Как победить коррупцию?

Байкал Инфо , 04/11/2011 - 21:32

V - Alexeev0000!Эффективно ли такое административное наказание, как штрафы? Как в законах закрывают лазейки для коррупции? На эти и другие вопросы жителей Иркутской области отвечает председатель комитета по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Борис Алексеев.

- Насколько эффективна, по Вашему мнению, административная ответственность и штрафы?

- Вопрос об установлении административной ответственности является актуальным и востребованным не только в Иркутской области, но и в целом по регионам России. Это позволяет нам обеспечивать качественное исполнение законов и иных нормативно-правовых актов государственной власти и органов местного самоуправления, принятых в востребованных сферах общественных отношений. Прежде всего, это касается благоустройства территорий, общественного порядка, экологического надзора, это позволяет нам правильно защищать личность, охрану прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическое состояния населения, защиту общественной нравственности и охрану окружающей среды. А также исполнения тех законов, нормативно-правовых актов, которые принимаются на уровне государственной власти и органов местного самоуправления. По крайней мере, мы, провозглашая, что мы живем в демократическом обществе, вместе с тем должны настраиваться на правильное, уважительное отношение к тем законам, нормативно-правовым актам, которые в нашем обществе имеют главенствующую ролью. Поэтому меры административной ответственности предусматриваются за не исполнение тех или иных законов и нормативно-правовых актов.

Наш комитет проводит мониторинг качества исполнения законов, корректировку их. Могу сказать, что даже по последнему примеру: на последней сессии в сентябре мы приняли инициативу мэра Иркутска «Об усилении административной ответственности по отдельным правонарушениям в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов». Это позволит повысить уровень благоустройства населенных пунктов Иркутской области, навести порядок на улицах и дворах. Мы убедились в том, что в последнее время стало чище и опрятнее, в том числе на улицах Иркутска.

Но мы знаем так называемые «злачные места», по которым есть необходимость серьезно работать. Мы видим, что еще достаточно низка культура наших граждан, которые забывают о том, что есть специальные контейнерные площадки, есть места для сбора и вывоза мусора. Могут небрежно выбросить мусор, что-то нарушить. Я думаю, что ужесточение административной ответственности позволит нам как-то более дисциплинированно и правильно подойти к тому, чтобы города и населенные пункты Иркутской области стали чище и опрятнее, благопристойнее и уютнее для жизни нас самих же, чтобы это осознавали. Я имеют в виду для тех, кто нарушает, прежде всего.

- Какие меры, по Вашему мнению, оказались бы наиболее эффективны в борьбе с этим социальным явлением- коррупцией?

- Наверно, прежде всего, нужно понять, что наиболее эффективные меры противодействия коррупции правильно проходят в демократических странах, там, где присутствует разделение власти в обществе, т.е. законодательная власть, исполнительная ветвь власти, муниципальные органы власти разделены, но ответственны и строго соблюдают рамки своих конституций и тех законов, которые принимаются на уровне государства и тех нормативно-правовых актов, которые принимаются на уровне муниципальных образований. Наверно, это как раз первый рецепт для противодействия коррупции. И полноценная законодательная власть, которая полезна для людей. Когда люди видят, что власть служит все-таки народу, когда она ответственна перед народом, когда она подконтрольна народу, это тоже снижает уровень коррупции, помогает обеспечить прозрачность взаимоотношений власти и народа.

И, наверно, нужна свободная коммуникация, свободная пресса. Все-таки, когда пресса правильно и доходчиво доводит некоторые моменты хулиганства, нарушений и непозволительного злоупотребления служебным положением каких-то чиновников, должностных лиц, наверно и правоохранительные структуры при этом принимают соответствующие меры, вот это доведенная информация до людей позволяет людям уже быть уверенным в том, что противодействие коррупции не на словах, а на деле. Это конечно, тяжелый процесс, длительный процесс и объявляя национальный план противодействия коррупции, прежде всего, и президент России и как юрист в том числе, он реально осознавал, что это длительный процесс, который потребует применения не только определенных законодательных и нормативно-правовых актов от обязанностей перед поступлением, к примеру, на работу государственного муниципального служащего представить сведения о себе, о своих доходах, также о доходах членов своей семьи. В процессе службы показать ту же степень доходов через декларацию о доходах.

В тех же высказываниях министра внутренних дел РФ прозвучало, что вдруг неожиданно обнаружилось, что скромные генералы и полковники имеют какие-то особняки, недвижимость за границей и счета за границей. Но, слава Богу, это озвучено и понятно, на высоком уровне власти эти меры предпринимаются, а с другой стороны напрашивается вопрос. Наверно, об этом мы могли знать и раньше, когда могли бы проверить достоверность сведений, которые в декларациях о доходах соответствующими государственными должностным лицами представлялись. Соответствующая работа с государственными служащими на уровне правительства Иркутской области и Законодательного Собрания уже проведена. По крайней мере, могу наверно сказать, что сведения, которые подаются и депутатами работниками аппарата, они все-таки проверяются на достоверность и как раз настраивают нас, тех, кто подают декларации на то, чтобы сведения были достаточно достоверными.

Поэтому, чем более свободнее будет наше общество, чем смелее будет пресса, средства массовой информации говорить и о недостатках, и о тех мерах, которые власть и общество принимают по борьбе с коррупционными проявлениями, тем, наверно, у нас больше будет укрепляться уверенность, что наше дело в Российской Федерации не безнадежно. Это, в конце концов, позволит нам продвигаться более уверенно по противодействию коррупции в масштабах государства и в том числе нашего региона.
Мы же не зря критиковали закон о проведении конкурсов, аукционов, когда электронные торги не совсем понятно и правильно проводятся. Ведь есть органы, которые должны контролировать, отслеживать, знать и определять черный список тех, кто уже неправильно себя вел, кто уже утащил те же государственные и муниципальные деньги, которых на многое у нас не хватает. Наверно, мы должны более жестко вот эти черные списки подавать, в том числе для освещения и среди населения. Не только изнутри знать, но и подавать населению. Вот эти недобросовестные организации, предприятия, фирмы, обманули, украли. Но правоохранительные структуры при этом также должны, обращая внимание, доводить это дело до конца с тем, чтобы эти нарушители получали свое как по линии административной, так и уголовной ответственности. Тогда таких хулиганств и правонарушений будет меньше.

Думаю, что когда будет большей степень прозрачности, и мы все поймем, что не только правоохранительные структуры, не только кто-то на уровне власти должен бороться, но и когда люди поверят, что власть серьезно занялась наведением порядка и противодействию коррупции не только через законы, но и в действиях, а это все-таки уже начинает двигаться, когда президент и премьер уже дают непосредственные поручения прокурорам и правоохранительным структурам для того, чтобы те или иные направления рассмотреть, подправить и мы видим, что это реализуется. И наверно, вот тогда люди сами уже придут к власти, придут в правоохранительные структуры и скажут, этому верить нельзя, к примеру, потому что он «такой, сякой» или мы здесь усматриваем нечто.

Я думаю, что еще одна из форм, которая вызывает уважение у нас. Может, это кое-кто представит как популизм в некоторой части политический. Это все-таки формирование народной программы, народного бюджета и формирование снизу, когда через сходы граждан, через собрания граждан, через конференции граждан мы получаем предложения, а что нужно сделать в текущий период, на следующий год, в последующие годы на территории данного населенного пункта, что необходимо. И когда люди на самом деле увидят, что это реально проходимо, что это в деньгах будет просчитано и что за это уровень власти тот или иной будет нести и ответственность. Если вдруг рубль по дороге где-то пропадет, не дойдет, не реализуется. В приобретении механизмов каких-то, оборудования, в строительстве водонапорных башен, водопроводов, что необходимо сегодня для села или приведение в порядок каких-то социальных объектов, тогда наверно все-таки вера людей, укрепляясь в этом, позволит власти более реально, более настойчиво проводить национальный план противодействия коррупции, объявленной президентом и правительством России. Вот тогда мы будем рассчитывать на так называемое спасение через общество, через национальный план противодействия коррупции.

- Добрый день! Как Вы считаете, спасет ли ситуацию национальный план противодействия коррупции?

- Я уже на этот вопрос начал отвечать и могу продолжить, что все-таки национальный план противодействия коррупции определял следующие направления. Прежде всего, повышения в обеспечении участия института гражданского общества в противодействии коррупции, о чем я говорил, чтобы люди сами начали участвовать в этой работе.

В повышении эффективности деятельности как федеральных органов, так и других органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию коррупции и работа в этой части уже ведется. Могу сказать проведение антикоррупционной экспертизы. К примеру, в 2009 году в Законодательном Собрании по распоряжению нашего председателя провели детальную антикоррупционную экспертизу и подчистили многие наши законодательные акты и в том числе правильное взаимодействие с органами прокуратуры Иркутской области.

Комиссии по конфликту интересов сформированы не только в органах государственной власти, но мы также дали рекомендации, чтобы они были сформированы в органах местного самоуправления, чтобы при конфликте интересов государственный служащий и муниципальный служащий мог обратиться в комиссию и сказать, что конфликт интересов имеет место быть. И он бы хотел, чтобы ему помогли из этого конфликта интересов выйти. Пусть на сегодня робкие шаги, но в этой части уже делается. То, что я говорил, проверка достоверности сведений поданных деклараций о доходах государственных и муниципальных служащих. Я полагаю, что в будущем эта проверка будет осуществляться на более серьезной основе, которая позволить ужесточить требования к тем, кто работает на государственной и муниципальной службе.

Прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления - это, прежде всего, через электронное взаимодействие указанных органов с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг. Почему президент и премьер как-то жестко в этой части требуют от нас всего этого? Наверно, это позволит гражданину, минуя разные закоулки власти, выходить напрямую и заставит чиновников взаимодействовать уже друг с другом, не выталкивая человека на чиновника, не заставляя его ходить по длинным и порой извилистым коридорам власти. Через систему «отрытого окна», через систему электронного взаимодействия находить правильный ответ на свой поставленный вопрос. В любой форме. Будь это вопросы земельно-имущественных отношений или вопросы защиты прав и свобод гражданина.
Поэтому наверно, в этом уже работа уверено продолжается и идет под жестким контролем. Иногда с толчками с такими органов федеральной власти, прежде всего, президента и нашего премьера, но результаты, я думаю, все равно уже видны и они будут позитивные, наверно, и дальше.

- Добрый день! Борис Григорьевич, было объявлено, что сейчас все законы и прочие документы проходят экспертизу на предмет наличия в законах лазеек для коррупционеров, насколько действенна такая экспертиза?

- Она действительно не только действенна, она должна быть необходима. По крайней мере, не только из желания воспитать чувство страха перед неисполнения закона у людей, не только применение карательных норм, но в большей степени антикоррупционная экспертиза должна касаться регулирующих и предписывающих норм, особенно тех нормативных актов, которые касаются контрольных, разрешительных полномочий государственных гражданских служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами. Поэтому вот эта работа, я уже предварительно говорил, в 2009 году уже была исполнена в Законодательном Собрании Иркутской области, была проведена антикоррупционная экспертиза всех актов, которые принимались за истекший период, и она на сегодня продолжается. Но и речь, наверное, должна идти не только об экспертизе законодательных актов, но и других актов, которые принимаются на уровне исполнительных органов власти. Поэтому в целях как раз, ведь правительство правильно определило положение федерального закона о противодействии коррупции и разработало правило и методику проведения экспертизы проектов нормативно-правовых актов и иных документов с целью выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. То есть фундаментальная основа для проведения экспертизы определена и дело за тем, чтобы это реализовывалось.

Я могу сказать, что надзор за нами, законодателями, за Правительством Иркутской области мы ощущаем непрерывно, и по крайней мере не боимся, как говорится, не стыдимся отправлять наши проекты законодательных актов в прокуратуру Иркутской области, Министерство юстиции для того, чтобы получить правовое заключение по данным законодательным актам на предмет их коррупционной составляющей, это помогает нам избегать многих неприятных вещей впоследствии. Поэтому идет такая правильная, на мой взгляд, нормальная работа, взаимодействие как с правоохранительными структурами, так и внутри Законодательного Собрания, правительства Иркутской области, которые также у себя проводят антикоррупционную экспертизу своих нормативно-правовых актов. Единственно, там надо в дальнейшем более активно ее проводить на уровне отраслевых министерств, которые свои тоже акты должны правильно экспертировать, с тем, чтобы не допускать некоторой степени неточности или какого-то неправильного толкования. Поэтому работа идет.

- Конституцией РФ закреплено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Законодательное Собрание принимает законы, по которым живет область, а человек с улицы может выйти с инициативой о принятии закона?

- Преодолевая определенное сопротивление скептиков, по инициативе руководства Законодательного Собрания мы все-таки провели ряд законодательных актов, в том числе закон Иркутской области, принятый 18 июня 2010 года, «О народной правотворческой инициативе», рассчитывая на эту инициативу от народа в ближайшем обозримом будущем. Закон этот позволяет каждому гражданину старше 18 лет, живущему на территории Иркутской области, вносить на рассмотрение Законодательного Собрания проекты законов. Далее проводится собрание, оно избирает инициативную группу, та выходит на регистрацию в областную избирательную комиссию, предоставляет необходимый перечень документов, определенных законом, в том числе правильно изложенный проект закона по той или иной тематике с приложением пояснительной записки. И если какие-то недочеты и все прочее, по истечении определенного срока, если нет вопросов к инициативной группе, проекту закона, то избирательная комиссия регистрирует инициативную группу, та после этого проводит сбор подписей среди граждан старше 18 лет, 2 тыс. подписей собираются, представляется в областную избирательную комиссию. В течение пяти дней все рассматривается, после этого инициатива поступает в Законодательное Собрание Иркутской области, и мы обязаны данный законопроект рассмотреть.

Далее два варианта есть. Соответствующие профильные комитеты и комиссии определяют, какую форму принятия или отклонения. Если принимается решение о том, что закон может быть принят, сессия Законодательного Собрания принимает данный закон и граждане, проявившие инициативу, естественно, уже ее реализуют через законотворческий процесс и принятие законодательного акта, который будет работать на территории Иркутской области.

- Все говорят об активности населения. А могут ли граждане сами решать свои проблемы, объединившись? С чего начинать?

- Данная форма самоорганизации граждан определена федеральным законом №131, поэтому здесь все возможно, кстати, могу сказать, что очень много примеров на территории Иркутской области применения данного закона в той или иной форме. Территориальный орган самоуправления (ТОС), общественного самоуправления, конечно, не может подменять собой власть, но то, что право гражданина войти в ту или иную форму территориального общественного самоуправления, может быть реализовано, подтверждает практика. Или это через выбор старшего по дому или совета микрорайона, улицы и т.д. Все это определено нашими даже модельными правовыми актами, мы, кстати, посчитали возможным и давали поручение институту законодательства им. Сперанского две формы, которые помогали бы нам проводить работу по организации органов территориального общественного самоуправления применить. Модельные акты для представительных органов власти по утверждению в той или иной форме, с правом юридического лица или без права юридического лица территориальный орган самоуправления, или модельный проект самого устава самоуправления. Собирается собрание жильцов, подъезда, дома и так далее, и тому подобное, свыше 50% должны прийти. Безусловно, трудно, но это необходимое условие. Называет соответствующее предложение о внесении изменений в федеральный акт, или конференция не менее 2/3, которая принимает решение, принимает устав, избирает соответствующие органы, выходит с предложением на регистрацию представительных органов власти. Все принимается решение или это с правом юридического лица или без права юридического лица орган территориального общественного самоуправления вступает в работу. И во взаимодействие власти. Правильное взаимодействие помогает в рамках тех или иных договоров решать проблемы жителей. И кстати, пример, в том числе по Иркутску, когда органы ТОС, проявляя инициативу, через депутатов городской думы решают проблемы своего подъезда, своего дома, своего микрорайона. С чем-то несогласных с властью, критикуют власть, присутствуют на заседаниях городской думы или часть депутатов делегируют на общественное мнение. Поэтому мы договорились о том, что по истечении определенного периода времени мы соберем какое-то серьезное мероприятие с участием представителей территориальных органов общественного самоуправления, подведем определенный итог от нашей совместной работы в Иркутской области и определим задачи для того, чтобы действительно желание людей влиять на власть, помогать власти решать проблемы людей, наверное, чтобы оно было реализовано более эффективно, более правильно. И вот здесь как раз то, что было проявлено в качестве инициативы по народной программе, наверное, еще дополнительно позволит реализовать желание граждан делать свою жизнь лучше, уютнее, комфортнее и понятнее.

- У Вас есть опыт работы главой муниципального образования, это опыт Вам политику помогает или мешает в работе. Например, сегодня вы знаете о возможностях бюджета, но вы по другую сторону власти, а мэры просят денег.

- Я как раз, наоборот, противник этой фразы – «Дайте денег, нет денег», и, будучи главой муниципального образования, всегда отучал служащих от нее. Я говорил так: надо определить программу действия, надо изыскать деньги, найти возможность исполнить тот или иной проект, предложенный нашим населением. И отучил, в конце концов. Деньги, оказывается, находились, мы рассчитались с долгами, более того, наработали проектно-сметную документацию для того, чтобы входить в те или иные программы федерального или областного уровня, которые еще после моего ухода в течение 4-5 лет работали. Деньги есть в природе. Другое дело, к ним должно быть рачительное и правильное отношение, и я всегда призывал наши муниципальные образования находить возможность все-таки нарабатывать проектно-сметную документацию и входить в областные и федеральные программы и своими муниципальными образованиями, которые входят в состав нашего избирательного округа, я как раз по этому принципу работаю. И сторонник еще одного, с тем, чтобы нам исключить подход к увеличению социальных мандатов. Мы сегодня еще не решили многие проблемы, которые бы определяли не инерционный, а такой инновационный путь развития, динамичный путь развития нашего региона, касающийся не только муниципальных образований, в целом региона. Поэтому я сторонник того, чтобы все-таки мы, прежде всего, решили первую задачу, это определили приоритеты в экономике, правильно определили стратегию развития Иркутской области и решили злободневную на сегодня проблему реального повышения заработной платы работников бюджетной сферы. Все остальное по мере нарабатывания дополнительных ресурсов через экономику, через развитие экономики Иркутской области, а не наоборот. Если мы перегрузим социальными мандатами, как это случилось в 90-е годы по нашему государству, то мы вновь вынуждены будем перед населением быть, я имею в виду как власть, в очень нехорошем положении, когда мы не сможем выполнять те или иные социальные мандаты, потому что экономика не сможет наработать эти деньги в бюджет региона, в бюджеты муниципальных образований, поэтому я сторонник развития.

- Вы возглавляете антикоррупционную комиссию Законодательного Собрания. Чем занимается комиссия?

- Комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции провела уже два заседания (персональный состав комиссии был утвержден постановлением Законодательного Собрания на заседании 8 июня). Комиссия создавалась в следующих целях осуществление в пределах своих полномочий деятельности, направленной на противодействие коррупции в органах государственной власти Иркутской области и органах местного самоуправления; анализ законодательства Иркутской области в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции; подготовка предложений по совершенствованию федерального и областного законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции.

Недавно прошло заседание комиссии. Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского представил мониторинг нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований субъектов РФ в сфере противодействия коррупции за второй квартал текущего года. Мы обсудили информацию института, изучив практику субъектов, считаем, что есть над чем поработать. Можно рекомендовать представительным органам муниципальных образований Иркутской области в целях профилактики правонарушений и привлечения внимания общественности рассмотреть вопрос о проведении муниципальных конкурсов в сфере противодействия коррупции среди журналистских работ на лучшие публикации, посвященные вопросам противодействия коррупции, анализ показал, что есть необходимость более качественного проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов и муниципальных правовых актов, наверное, стоит в органах местного самоуправления еще раз посмотреть вопрос о создании в структуре аппаратов органов отделы, осуществляющие проведение антикоррупционной экспертизы.

На заседании комиссии мы рассмотрели информацию, представленную прокуратурой Иркутской области о необходимости внесения изменений в законы области для снижения коррупционных рисков в ходе их применения. Внимательно изучили аргументы прокуратуры, сделали запросы в правительство области, в министерства, структурные подразделения правительства. Тема для обсуждения есть, часть замечаний, высказанных прокуратурой Иркутской области по результатам проведения антикоррупционной экспертизы законов «О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области» и «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области», будет учтена при разработке и принятии поправок в эти законы. Есть моменты, по которым необходимы консультации и дальнейшая работа, у нас как депутатов есть свои аргументы по некоторым спорным вопросам. Хочу повторить, что комиссия только начала свою работу, это только второе заседание, набираем обороты. И мы готовы к сотрудничеству.

Полностью интернет-конференцию читайте на сайте Законодательного Собрания по адресу http://www.irk.gov.ru/service/conference/

Загрузка...