Антонио Бандерас и полные рюкзаки жести

Иркутские волонтеры на своих плечах вынесли с Шумака около тысячи литров мусора

Гид-проводник турклуба «Катон» Антон Гаер регулярно водит туристов на Шумак. Во время каждого похода Антон с грустью замечает, что количество людей, которые платят черной неблагодарностью за впечатления, не уменьшается. По пути на Шумак туристы оставляют мусор, и с каждым годом стихийные свалки разрастаются все больше. Понятно, что в горах нет дворников и мусоровозов. Убирать за нерадивыми туристами некому, священное место постепенно превращается в помойку. К счастью, нашлись люди, которые не хотят с этим мириться. Из таких людей Антон Гаер собрал команду волонтеров, готовых на своих плечах вынести из живописных мест максимальное количество мусора. В числе волонтеров на Шумак отправился и корреспондент «СМ Номер один».

Теория разбитых окон

В 6 часов утра наша команда из 7 человек выезжает из Иркутска на специально арендованном микроавтобусе. Деньги на аренду автобуса и продукты Антону Гаеру удалось собрать при помощи краудфандинговой платформы Boomstarter. Люди из разных городов нашей страны жертвовали деньги на уборку Шумака. Что интересно, самую крупную сумму пожертвовал гражданин Германии.

Изначально Антон планировал убираться в июне, но на самом Шумакском перевале и близ него, где предстояло сосредоточить силы, было слишком много снега. И мероприятие перенесли на июль. В уборке приняли участие молодые ребята — студенты ИрГТУ Анастасия Лычкина и Атабек Турсунов, выпускники Иркутского университета путей сообщения Вадим Миняйлов и Виктор Березовский, выпускник лицея ИГУ Константин Мясников.

Около 10 часов утра мы проехали Нилову Пустынь и достигли отправной точки — Сухого ручья. Здесь расположены турбаза с юртами и стоянка. Судя по количеству машин, в этом году на Шумаке настоящее столпотворение. В течение пары последних лет туристы стали очень активно посещать Шумак, антропогенная нагрузка привела к увеличению мусора. По словам постоянных паломников Шумака, который еще называют Бурятской Шамбалой, раньше туда вела теряющаяся в лесах, горах и долинах козья тропка. Сейчас к Шумаку ведет «магистраль» — широкая натоптанная тропа, на всем протяжении помеченная специальным знаком — тремя синими полосками.

У Сухого ручья мы распределили по рюкзакам продукты, Антон выдал всем трекинговые палки — незаменимое подспорье для путешествия по горам. Они как перила — на спуске дают дополнительную опору, на подъемах разгружают ноги на 30%.

— Будет жесть! — перед началом пути предупредил наш руководитель.

Легкая жесть началась с самого начала. Не успели мы пройти первый километр, как грянул ливень. Дождь обрушился так быстро, что мы даже не успели достать дождевики. Впрочем, закончился ливень так же внезапно, как и начался. На первом же привале — у беседки — нас атаковали полчища комаров.

Практически все время приходилось идти в гору, по камням и болотам. Руководитель похода задал нам стремительный темп. Из-за промокших ботинок некоторые ребята натерли мозоли. Но никто не пал духом и ни разу не пожаловался. Изначально все знали, что идут не на легкую и непринужденную прогулку.

— Когда я вожу туристов на Шумак, они, конечно, возмущаются, увидев горы мусора, — рассказывает Антон по дороге. — И вот одна девушка, которая громче всех возмущалась, стараясь, чтобы это выглядело незаметно, взяла и выбросила использованную влажную салфетку в общую кучу.

В ситуации с мусором срабатывает теория разбитых окон — стоит разбить в доме одно окно, как вскоре к нему добавятся другие. Так же и на Шумаке: выкинут туристы несколько пустых консервных банок — и на это место придут другие люди и выбросят свой мусор. Во время походов Антон старается учить туристов бережному, уважительному отношению к природе. Кто-то внимает словам проводника, а кто-то руководствуется другими представлениями об уважительном отношении к святым местам.

— Некоторые туристы считают, что если они свой мусор придавили камнем и его не разнесет по долине, значит, они свой долг перед природой выполнили, — говорит Антон.

«Не гадь на святой земле!»

В местности под названием Сарай мы встретили единомышленников из Улан-Удэ. 16 человек из трекингового центра «Егора» пришли сюда на две недели ради одной цели — вынести мусор.

— На Эвересте есть такое правило — каждый альпинист, который возвращается со склона горы, должен принести в базовый лагерь 8 кг мусора, — говорит представитель центра Игорь Жаркой. — Мы хотим ввести такое же правило. Пусть не 8, пусть килограмма 2—3 каждому туристу по силам вынести с Шумака.

— Это дело такое — нужно людей к сознательности призывать, заставлять кого-то бесполезно, — замечает Антон. — Нагрузишь туриста мусором, а он пройдет 100 метров и бросит его.

Представители трекингового центра написали проникновенные тексты и решили взывать к сознательности туристов при помощи плакатов. Один из баннеров — обращение от жителей Тунки и Оки: «Дома вы не выбросите мусор на ковер, не плюнете на пол. Цените нашу первозданную природу, чистый воздух, кристально чистые источники. Здесь все дышит энергией и здоровьем! Это наш ДОМ! Не засоряйте его!». На другом плакате — обращение от лица ребенка (на Шумаке есть источники, которые могут подарить бездетной паре долгожданного малыша. — Прим. авт.): «Мама всем говорит, что я родился благодаря Шумаку. Наверное, поэтому я так люблю природу и горы…. Не отнимайте шанса у своих детей посетить Шумак через десятки лет! Заберите свой мусор с собой и прихватите чужой!».

На следующем плакате лозунг: «Не гадь на святой земле! Не ругайтесь, не сквернословьте, не думайте о плохом! Здесь ваши мысли материальны! Не злите горных духов и хозяина тайги! Здесь действуют шаманские законы!». А еще слова Далай-ламы: «Окружающий мир необходимо любить так, как будто это ваш Дом!».

Жители Улан-Удэ не просто собирали мусор, но и проводили просветительскую работу среди туристов. Как выяснилось в процессе, очевидные, казалось бы, вещи для многих не очевидны.

— Мы встретили туристов. Они разбили лагерь, рядом два костровища, — рассказывает представитель трекингового центра Евгения Рыжкова. — Костровища еще теплые, рядом куча мусора свежего. Мы собрали мусор, попросили туристов забрать его с собой, а на их лицах непонимание. Говорят: мол, это не наш мусор, мы свои банки обожгли и по реке сплавили. Представляете? Мусор выбрасывают в реку.

Поведение туристов у людей, выносящих с Шумака мусор, вызывает не просто возмущение, а праведный гнев.

— Мы мусор прессуем, собираем в мешки, они получаются тяжеленные, потом несем их в рюкзаках к месту, где их может забрать ЗИЛ. Работа очень тяжелая. И вот в одном месте собираем мусор. Подходит женщина, кидает пустую банку к нам в мешок и говорит: «Подумаешь, 60 граммов...» Ну и как это можно назвать?

К счастью, не все туристы считают, что их отходы обязан выносить с гор кто-то другой. Волонтеры из Улан-Удэ передают мешки с мусором проходящим мимо людям, и те не отказываются отнести их вниз. Непонимание возникает с местными, которые доставляют туристов на Шумак на лошадях. Их деятельность и доход непосредственно связаны с этими великолепными местами, соответственно должна быть заинтересованность сохранить Шумак чистым и привлекательным для туристов. Однако владельцы животных эту очевидную истину почему-то не понимают и мусор везти отказываются, хотя его не надо нести на плечах, его благополучно довезут лошади.

Мусор из исчезнувшей страны

Тропа на Шумак — это что-то неописуемое по своей красоте: величественные Саяны, водопады, альпийские луга с диковинными растениями. Жаль, что любоваться всем этим великолепием практически не было времени. В первый день перед нами стояла задача до темноты успеть перейти реку и встать на лагерь в месте, в котором у Антона Гаера еще с прошлого похода стояла палатка.

Периодически в долине, обрамленной горами, слышался встревоженный писк. Как объяснил Антон, звук издает маленький грызун с большими ушами — пищуха. Уже потом, во время уборки под Шумакским перевалом, пищухи позволили нам рассмотреть себя поближе — они похожи на хомяков, хотя являются близкими родственниками зайцев. Нам довелось увидеть маленькие букетики, придавленные камушком. Это дело лап пищух — они заготавливают свежую траву и оставляют ее высыхать, используя сено зимой в качестве корма, а камнем придавливают, чтобы растения не разносило ветром.

У подхода к лагерю нас ожидало небольшое испытание — нужно было босиком перейти через бурную горную речку. Вода была значительно выше колена, идти предстояло по большим валунам, а это значит, что каждому члену команды нужно было хорошо постараться, чтобы удержать равновесие. К счастью, переправиться через бурный поток нам удалось без эксцессов.

На следующий день Антон распределил нас на три группы, каждой из которой было поручено убирать свалку на разных частях шумакской тропы. Сам Антон вместе с Виктором Березовским отправился разбираться с мусором за Шумакским перевалом. Количество мусора, который скопился на стоянках, поражает воображение. Мы складывали в мешки фантики, упаковку и банки от лапши, ботинки, кроссовки, кофты, брюки. Самым популярным мусором были консервные банки и баллоны из-под газа. Причем в некоторых выброшенных баллонах газа оставалось так много, что нам хватило его, чтобы приготовить еду и вскипятить воду для чая.

Настоящее зло — это влажные салфетки, их туристы используют для личной гигиены и оставляют на камнях. Синтетические салфетки не разлагаются годами. Большую часть времени мы потратили на то, чтобы сплющить жестяные банки и газовые баллоны — в таком виде они становятся более компактными и удобными для транспортировки. В процессе наведения порядка были и такие находки — почти полные бутылки с шампунем и бальзамом-ополаскивателем.

— Мы нашли консервные банки, на которых значился год изготовления — 1970-й, — удивлялся волонтер Отабек Турсунов. — То есть этот мусор лежит здесь больше 40 лет. Еще мы находили банки из-под тушенки производства Югославии. Это удивительно — такой страны уже нет, а мусор остался.

Три группы финишировали практически одновременно. С перевала спустились Антон с Виктором.

— Там стоит полусожженное кресло, — рассказал Антон. — Непонятно, кому и зачем понадобилось тащить высоко в горы мебель. Еще мы нашли порванный надувной матрас, достаточно тяжелый. Тоже непонятно, с какой целью его туда принесли, сплавляться по горным рекам на таком матрасе невозможно. Еще собрали много пустых стеклянных бутылок из-под алкоголя.

Берут в горы туфли на шпильках

Мусор мы собрали также на месте нашей стоянки. Посчитав литраж рюкзаков, пришли к выводу, что за день нам удалось собрать около тысячи литров отходов. Вынести такое количество мусора поближе к цивилизации за одни день для семерых человек непосильная задача, поэтому было принято решение сжечь все, что могло гореть. Сжигание — это не очень экологичный способ, но, учитывая масштабы и малое количество желающих выносить мусор с гор, предать большую часть отходов огню — единственный разумный выход. До глубокой ночи мы жгли пластик, одежду, обувь и надувной матрас, и снова бесконечно плющили недоплющенные банки. После того как дело было сделано, в горах началась гроза. Из-за частых молний было светло как днем, мощный гром, усиленный горным эхом, был несравним с городским. По крыше палатки бил поток воды. Были опасения, что из берегов может выйти река, возле которой стоял наш лагерь, но, к счастью, обошлось. К полуночи дождь стих.

На следующий день мы набили рюкзаки сплющенными банками, вещи навесили сверху и отправились в обратный путь. В прямом и переносном смысле полные жести рюкзаки мужской части нашей команды можно было с трудом оторвать от земли. Но путь домой всегда кажется быстрее, и даже с тяжелой ношей мы бодро шагали в направлении Сухого ручья. В месте под названием Сарай снова встретили единомышленников из Егоры, которые поделились информацией о своих интересных находках. Убираясь на берегу реки, волонтеры нашли туфли на шпильках, крем для обуви, средство от натоптышей «Нанопяточки» и одеколон «Антонио Бандерас».

Наши жестянки мы выгрузили недалеко от Сухого ручья — в месте, где уже стояла куча мешков с мусором, который вынесли на своих плечах уланудэнцы. После окончания мероприятия эти мешки будут вывезены на полигон.

  • Справка «СМ Номер Один»

Шумак — одно из самых загадочных мест Сибири. Этот край, спрятавшийся среди ущелий и водопадов, на высоте 1558 метров над уровнем моря, находится глубоко в горах Восточных Саян. Его называют
Малым Тибетом. Люди говорят об особой энергетике этого места. О том, что каждый человек на Шумаке буквально преображается. В этих местах исцеляется не только тело, но и душа. О лечебных свойствах вод шумакских источников слагаются легенды. Здесь незрячий начинает видеть, а пришедший на костылях уходит обратно без них. В источниках Шумака собраны все лучшие свойства минеральных вод Кисловодска, Пятигорска, Цхалтубо. Шумакские целебные источники лечат от самых тяжелых заболеваний. Говорят, что многие вылечили здесь рак. А у бездетных пар после посещения этих священных мест появились на свет долгожданные дети.

В 1999 году на Шумак была организована международная научная экспедиция, которая подтвердила целебные свойства воды. Всего бьют из-под земли 100 источников, как минеральных, так и радоновых. Возраст источников датируется 1,6 млн лет.