Анатолий Богданов

Его именем назван переулок в Иркутске, в котором находится школа № 11

Герой Советского Союза летчик Анатолий Богданов — выпускник 1940 года иркутской школы № 11. Жизнь распорядилась так, что сын военного, мечтая о море, стал летчиком. Наверное, судьба знала, что делала: к февралю 1945 года на счету Богданова было 116 эффективных боевых вылетов, 7 уничтоженных танков, 50 автомашин, паровоз, 15 вражеских орудий. Анатолий рвался в бой не зная страха и в самый отчаянный миг, когда самолет командира штурмовой группы сбили, принял на себя руководство операцией и благополучно довел ее до конца. 

Толя Богданов родился 15 декабря 1922 года в городе Коканде Ферганской области Узбекской ССР, в семье кадрового военного. Семья часто переезжала — то в Алма-Ату, то в Актюбинск. Как и все мальчишки, Толя любил все военное и с удовольствием носил пальто, перешитое из шинели.

Его отец, Сергей Глебович, служил на границе, и Анатолий часто проводил время с пограничниками, помогал им чистить и купать лошадей. Мальчик хорошо плавал, бесстрашно прыгал в воду, сдал все нормы на значок БГТО, разбирался в оружии. Но самой большой радостью для него было, когда отец разрешал ему выстрелить из боевой винтовки. Однажды Сергей Глебович проводил с курсантами учебный марш-бросок на пять километров при полной боевой выкладке. Толя незаметно пристроился к ним, взял палку через плечо, флягу с водой, для тяжести положил в котелок камни и отправился с курсантами. Проверяющий, комиссар отряда, заметил Анатолия, едва державшегося на ногах от усталости, и спросил: «Чей это вояка?» Узнав, что это сын командира Богданова, комиссар похвалил Толю и подарил ему тетрадку с карандашом. В редкие минуты, когда Богдановым удавалось собраться семьей, Анна Петровна, мама, брала в руки гитару, Сергей Глебович — балалайку, Толя — мандолину. Играли и пели любимые песни.

До пятого класса Толя учился в разных школах. А в 1935 году, когда Сергея Глебовича направили в Даурский погранотряд, Анна Петровна с сыном приехали в Иркутск, где только открывался интернат для детей пограничников. Мальчик пошел учиться в школу № 11. Одноклассники приняли новичка с радостью: он многое умел, заступался за друзей, не жаловался, если обижали, и делился тем, что у него было.

В небо вместо моря

В школе Анатолий много и увлеченно занимался спортом, читал, любил стихи и сам пытался сочинять, но лучше всего ему удавались разные шутки. С детства Толя мечтал стать моряком. Но в 1940 году, когда он окончил школу, из семей военных всех юношей, годных по состоянию здоровья, направляли в летные школы. И Анатолий уехал в Борисоглебск. Летом 1941 года занятия продолжались по усиленной программе, но полетов почти не было. Часто прилетали немецкие самолеты, не бомбили, но и летать не давали. Фашистское командование намеревалось после захвата Борисоглебска открыть там свое училище. И это обстоятельство, и две эвакуации затянули сроки выпуска.

Поэтому на фронт Анатолий попал только к началу Курского сражения. «Сидеть в ЗАПе (запасной авиаполк) мне не хотелось, так как летчиков тогда было много, и я решил пока повоевать на штурмовиках», — писал Анатолий родителям. Он попал в 56-й гвардейский штурмовой Донской авиаполк — к Василию Дмитриевичу Панфилову, человеку горячему, решительному и строгому. «По долгу службы познакомиться с Толей мне пришлось в день его прибытия, так как он был комсомолец и мне пришлось ставить его на учет. Характер у него был замечательный. Он легко и накрепко сходился с людьми, всегда стремился сделать им добро, никогда не унывал, всегда был жизнерадостным, веселым», — - вспоминал комсорг полка В.Н.Прядин.

Перетянуть через линию фронта

Началась боевая жизнь, совсем не такая, какой она представлялась в училище. Первое боевое крещение летчик-штурмовик сержант Богданов получил 26 августа 1943 года под Севском.

Владеть самолетом — еще не значит уметь воевать. Однажды во время одного из взлетов самолет Богданова, продавив колесом плохо утрамбованную полосу, развернулся на 90 градусов и врезался в копну сена — с полными баками, с полным боезапасом. Ждали взрыва. Прошло десять минут. Обошлось. Тогда Панфилов приказал откопать машину. Но после этого случая Богданов долго не летал: выпускал самолеты, присутствовал на разборах, руководил посадкой. Потом его выпустили — и сразу в бой.

В декабре 1943 года при выполнении боевого задания в районе Бродки самолет Богданова был подвергнут огневому нападению трех фашистских «Фокке-Вульф-190». Летчика ранили, его Ил повредили так, что он стал неуправляемым. Богданов смог перетянуть через линию фронта и посадить самолет на аэродром. «Я шел последним в шестерке, и вот на третьем заходе на меня напали, — писал Анатолий родителям. — Чувствую удар в голову, и снаряд разбивает приборную доску. Тут что-то теплое потекло по шее. Я был ранен в голову и, чувствуя свое состояние, довел машину до аэродрома, благополучно посадил. Голова заживает, и в скором времени снова в бой. Сейчас меня без конца посещают друзья, опять был командир полка».

Отец Анатолия, переживая за сына, написал письмо командиру полка. «В мою часть Анатолий прибыл, безусловно, не мальчиком, а юношей. У него было одно только желание — воевать, но не было умения. Сейчас есть и то и другое. Он молодой летчик, но его любит вся часть. Любят за честность и хорошую боевую работу. За славные боевые дела он представлен к высокой награде и на днях ее получит. Получит заслуженно», — ответил Панфилов Сергею Глебовичу. Это был январь 1944 года.

«За мной!»

В феврале 1944-го в районе города Жлобина гитлеровцы сконцентрировали большие силы для наступления. Группа штурмовиков Ил-2 полка Панфилова получила задание остановить атаку противника. Немецкие истребители атаковали штурмовики сверху, снизу поливали зенитным огнем. Когда фашисты подбили самолет командира штурмовой группы, Богданов принял командование на себя и успешно завершил задание. После этого боя Анатолий выполнял ответственные и сложные задания уже как ведущий эскадрильи в звании старшего лейтенанта. В это же время Богданов получил свой первый орден — Боевого Красного Знамени, и был представлен к званию Героя Советского Союза.

В январе 1945 года Богданов стал участником конференции бывалых летчиков — делился опытом. К февралю он имел на своем счету 116 эффективных боевых вылетов и был награжден уже тремя орденами Красного Знамени и двумя орденами Отечественной войны, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

2 апреля 1945 года экипаж Богданова в числе первых вылетел бомбить Берлин. Видимость в тот день была плохая. Прорвались через огонь зениток и сбросили бомбы на скопление машин. Так и закончил Анатолий войну в небе над столицей Германии.

Переулок имени Богданова

За мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии старшему лейтенанту Богданову Анатолию Сергеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны Анатолий Богданов служил в ВВС командиром звена в Группе советских войск в Германии, Прикарпатском и Забайкальском военных округах. В 1952 году окончил Липецкие высшие офицерские летно-тактические курсы усовершенствования. Служил в ВВС начальником воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка и заместителем начальника штаба бомбардировочного авиаполка по разведке и аэрофотослужбе в Прибалтийском военном округе.

Анатолий Богданов трагически погиб 19 декабря 1954 года в городе Кедайняй (Литва). Похоронен на Преображенском кладбище в Москве.

8 мая 1967 года переулок Связи в Иркутске, где находится здание школы № 11, переименовали в переулок Богданова, а на здании была установлена мемориальная доска. В школьном музее хранятся письма, документы и фотографии Анатолия Богданова.

Использованы материалы руководителя клуба «Наследники» МОУ СОШ № 11 Анны Садовской.

Загрузка...