Александр Васильев: «У меня нет дивана и телевизора»

Эпатажный историк моды, неутомимый коллекционер и один из самых необычных ведущих на Первом канале Александр Васильев привез в Иркутск выставку «100 лет русской моды. Возвращение».

Являясь главным пропагандистом российской моды, он создал уникальную коллекцию старинных костюмов, которая насчитывает более 50 000 экземпляров. Как театральный художник, Александр Васильев оформил более 100 постановок и опер на сценах ведущих театров в 25 странах мира.

Творческой судьбы Александра Васильева хватило бы на несколько человек. Секрет его невероятного трудолюбия, вызывающих удивление и зависть достижений прост — он работает каждую минуту, без отпусков и выходных.

— Вы не поверите, но я каждый день перелетаю из города в город. Это замечательные ощущения, но мои перелеты уже стали рутиной. Я вылетел вчера утром из Риги, пробыл в Москве буквально полтора часа, не успел даже перепаковать чемоданы, как сел в самолет и отправился к вам. А завтра я уже выступаю в Новосибирске с моноспектаклем «Тайны дома Кристиан Диор». У меня настолько загруженная жизнь, что я лишен тех маленьких радостей, которые кажутся вам привычными. Я не могу полежать на диване, у меня нет времени и нет дивана, как класса мебели. У меня нет телевизора ни в одном из моих пяти домов. В отеле я никогда не смотрю телевизор, потому что не хочу плохих эмоций. Считаю, что телевидение создано не для того, чтобы его смотреть, а чтобы в нем сниматься.

Нарядную и повседневную одежду разных эпох Александр Васильев собирает уже более 35 лет. На иркутской выставке представлена первая вещь коллекции. Это розовое платье калужской купчихи 1880 года. Коллекция, насчитывающая более 50 тысяч экспонатов, является собственностью фонда Александра Васильева. Чтобы понять, насколько она масштабна, достаточно представить, что коллекция занимает два огромных помещения, примерно таких, как центральный зал Иркутского художественного музея. Фонд Александра Васильева занимается популяризацией моды, организацией лекций, выставок, реставрацией одежды, созданием фильмов и семинаров на эту тему. В течение года президент фонда Александр Васильев организует около 10 выставок на темы моды в разных странах мира. Выставка в Иркутске — это первая экспозиция коллекции Александра Васильева в Сибири.

— Эта выставка станет настоящим потрясением для иркутян, — сказала заместитель директора Иркутского художественного музея имени Сукачева Татьяна Огородникова. — Сейчас многие звонят, очень хотят посмотреть. Мне кажется, и старшее поколение с удовольствием посмотрит эту выставку, потому что она рождает ностальгические воспоминания о 60—70—80-х годах. Вся одежда была индивидуальна и неповторима, шили у лучших портных, одежду тех лет отличала особая элегантность.

При подготовке к выставке возникли сложности с манекенами.

Все-таки Иркутск — это не столица моды, поэтому найти манекены, которые внешне напоминали бы людей XIX и начала XX столетий, было очень сложно, прежде всего из-за кардинальных изменений параметров дам тех времен и современных женщин.

— Изменились не только параметры ног, но и головы, и талии. На платьях XIX века объем талии у российских женщин — 50 сантиметров, у толстух — 65. При росте 150—155 и 34—35-м размере ноги. Все были гораздо меньше, но больше рожали, — заметил историк моды.

На выставке представлены вечерние и повседневные наряды звезд советской эстрады и кино, богатых и влиятельных женщин той эпохи. В экспозиции можно увидеть платья Ольги Лепешинской, Натальи Фатеевой, Клары Лучко, Ии Савиной, Людмилы Гурченко, дочери Брежнева Галины Брежневой, есть работы модельера Вячеслава Зайцева...

— Я постоянно пополняю коллекцию вещей знаменитостей, — продолжает рассказ Александр Васильев. — Например, вчера одно из своих платьев мне подарила певица София Ротару. На моей выставке в Риге представлены платье Майи Плисецкой от Пьера Кардена, эстрадный костюм Ларисы Мондрус.

Как бы странно и кощунственно это ни звучало, но самыми благодатными временами для любого коллекционера одежды являются финансовый кризис и похороны знаменитостей.

Если для обычного человека смерть любимой актрисы или уважаемого человека — это трагедия, то для коллекционера — долгожданная возможность пополнить свою коллекцию.

— Обычно у всех умерших людей остается гардероб, но почему-то вещи даже самых любимых людей стараются отдать в церковь или выбросить на помойку. Существует дикая идея, что обувь надо вынести. Почему? Что, там таракан живет? Откуда такой страх? У нас совершенно языческое отношение к смерти. Вместо того чтобы понимать, что смерть — это часть жизни, мы все время гоним эту идею. Если бы люди немного по-другому к этому относились, как, например, делали это древние римляне, которые говорили memento mori («помни о смерти»), мы в жизни больше всего успели бы. А люди думают: «А, еще успеется!» А потом выясняется, что уже ничего не успели. А в гроб ложиться как-то рано. Поймите, другого выхода из этой жизни еще не было.

Модный критик рассказал, что недавно на аукционе во Франции продавалось содержимое квартиры известного дизайнера 30-х годов Эльзы Скиапарелли, где он приобрел 35 вещей, для того чтобы сделать инсталляцию «Квартира Эльзы Скиапарелли».

— Все вещи я купил достаточно дешево, потому что 8 мая во Франции празднуют День победы и никто не пришел на аукцион. В Европе сейчас финансовый кризис, очень много модниц из западной элиты продают свои вещи, поэтому цены невысокие. Кризис коллекционеру на руку, во время таких трудных финансовых периодов и собирается коллекция.

Говоря о коллекции, самым элегантным периодом в России Александр Васильев назвал период правления Николая Второго, который относится к Серебряному веку. Россия тогда была богата, населена интеллектуальными людьми с большими возможностями, и торговля была на высоте.

В советское время с одеждой было сложнее.

Александр Васильев вспомнил известное выражение: «Вхожу в советский магазин — теряю весь адреналин!».

Из-за скудного выбора люди шили индивидуально. Неудивительно, что вся советская мода была построена не на торговле, а на дефиците.

К тому же такого понятия, как русская мода, по словам Александра Васильева, не существует, есть только русский стиль. Российские дизайнеры талантливы в комплектовании одежды, выборе цвета, манере себя презентовать, украшать, показывать, но все они во власти западной моды.

— Русская мода — это сарафан для женщин и косоворотка для мужчин. Если сегодня кто-то придет в косоворотке, скажут, что он черносотенец или певец из ансамбля «Русская песня» Надежды Бабкиной. К сожалению, у нас никто не следует русской моде, стесняются платка, кокошника, косы. Конечно, у нас есть традиционные формы костюма, которые являются составляющими русской моды, но заставить людей ходить так невозможно. Мы только в душе патриоты.

Мы не доверяем российскому производителю и не хотим ничего российского носить. Если это российский производитель, все равно все должно быть написано латинскими буквами. Дизайнеры понимают, что иначе их одежду не будут покупать. Александр Васильев признался, что давно мечтает о том, чтобы в России появился музей моды. Но власти, к сожалению, не заинтересованы в его создании. Сегодня все силы направлены на помощь Крыму, на строительство моста в Керчи… На это уйдут миллиарды, и на музей моды средств уже не останется.

— Я думаю, что чиновникам не хочется, чтобы был музей моды. Они считают, что их жены и любовницы самые красивые. Они не могут допустить, что красота была во всех эпохах, а бриллианты носили и до них. Это их очень раздражает. Я даже слышал такие разговоры: «Что я там буду смотреть? Вон у моей жены тоже «Шанель» висит». Они не понимают, что прижизненная «Шанель» от кутюр и состроченная «Шанель» в Китае — это разные вещи.

Что касается современной одежды, то, по словам Александра Васильева, в моде 2014 года три контрастных цвета — черный, белый и красный. Популярна ярко-синяя гамма, которая конкурирует с черной и зеленой, а также все оттенки желтого. Модной является одежда не приталенного, а свободного кроя, который не подчеркивает, а скрывает силуэт женщины. По его словам, это влияние восточной культуры и мусульманского общества на европейскую моду. Кстати, сам критик был одет, как всегда, эпатажно и по моде нынешнего сезона. Главным акцентом его наряда была красная шапочка и очки с алой оправой.

Как сказал Александр Васильев, сегодня мы живем в эпоху декаданса и унисекса.

В качестве примера историк моды упомянул победителя «Евровидения» — знаменитую Кончиту, артиста, который вызвал очень много критики. Модный критик не разделяет негодование общества относительно скандального певца, а его образ считает всего лишь театральным костюмом.

— А певец Зверев разве не с накрашенными ресницами и бородой поет? Разве у него нет каблуков и красивых белых волос? Получается, если он наш, то можно, а если австрийский, то нельзя? Нет, ну как не стыдно! Просто вам жалко, что не русский, а австриец. А был бы наш, сказали бы: «Молодец, парень!» Это же смешно, когда мы говорим, что боремся с нетрадиционной ориентацией, а отправляем на «Евровидение» группу «Тату» с откровенно лесбийским направлением. Значит, женщинам можно, мужчинам нельзя? А Верке Сердючке вот с такой грудью можно второе место на «Евровидении» занимать? Вместо того чтобы хаять и ругать, изучите лучше историю «Евровидения».

Завершая пресс-конференцию, историк моды пригласил всех на выставку, которая будет демонстрироваться в Иркутском областном художественном музее до 17 июня.

Иллюстрации: 

baikalpress_id:  94 738