Агрария надо воспитывать с детства

Ректор ИрГАУ Юрий Вашукевич рассказал о том, как вырастить передовика сельского хозяйства

В последние годы в жизни вузов Иркутска происходило немало событий: слияние одних высших учебных заведений, закрытие других… Не все гладко было и с главным аграрным вузом Приангарья: задержки зарплат, невыплаты стипендий, скандалы вокруг бывших земель вуза вызывали немало вопросов. Однако многие из этих проблем были решены, а месяц назад произошло главное событие, которого, безусловно, ожидали все: 10 апреля Министерством сельского хозяйства РФ на пост ректора ИрГАУ имени А.А.Ежевского назначен Юрий Вашукевич. Для него эта должность не новая. С 2007 по 2011 год Юрий Евгеньевич уже возглавлял сельскохозяйственный университет. О том, как теперь будет жить вуз, какие перемены его ожидают в ближайшее время, насколько сегодня он востребован абитуриентами Иркутской области и о многом другом мы поговорили с ректором ИрГАУ.

Дефицит в агрономах и зоотехниках

— Юрий Евгеньевич, говорят, «дважды в одну реку не входят». Однако вы вновь назначены ректором университета. Поздравляем вас с этим событием. Скажите, какие первоочередные задачи вы ставите перед собой?

— Главное, что нужно сегодня университету, — это быть актуальным, развиваться в ногу со временем и выполнять все установки правительства, связанные с реорганизацией, совершенствованием высшего образования в России. В первую очередь мы будем повышать престижность и востребованность аграрного образования. Сейчас Министерство сельского хозяйства РФ стало более активно работать над вопросами образования и науки. У Министерства образования в свою очередь наступило понимание того, что сельское хозяйство имеет свою специфику. Кстати, по исследованию социологов, в прошлом году аграрные выпускники оказались одними из самых востребованных в стране. Потребность в специалистах сельского хозяйства даже в одном нашем регионе невероятная.

— Каких именно специалистов в этой отрасли нам не хватает?

— Всех. И в первую очередь агрономов. Спрос превышает предложение в четыре раза. Непростая ситуация и с зоотехниками. Ведь раньше, во время работы совхозов и колхозов, у нас в каждом селении были фермы. И эта профессия была нужна, востребована. Сейчас хозяйства действуют локально, и в них по большому счету специалистов приглашают из других регионов России. Также катастрофически не хватает осеменителей. Я считаю, что в этом вопросе нужно приложить совместные усилия: университета, государства, частного бизнеса. Растить профессионалов необходимо с первых курсов. И в этом должен быть не только наш интерес. Сельхозпроизводители также должны быть замотивированы на подготовку хороших кадров. Поддержка государства в этом плане должна быть безусловно. Базовые хозяйства, которые занимаются подготовкой ребятишек, должны дополнительно поддерживаться из областного бюджета.

— Речь идет о практике, когда предприятие платит за студента, он кропотливо учится, а затем идет работать в это учреждение?

— Не совсем. Вы сейчас говорите о целевом наборе — эта система сегодня не работает в нашей сфере. Целевая же подготовка — это другое. Мы на ранней стадии выявляем способных студентов, их задатки, склонности и способности. Затем, когда к нам обращается работодатель, мы начинаем работать сообща. Ориентируем студента именно на это предприятие, корректируем его учебный процесс, уделяя большее внимание специализации. Работодатель предоставляет место для прохождения практики, несет затраты на обучение, но в конечном результате он получает профессионала именно в своей сфере. Пока сельхозпроизводители осторожно относятся к этому вопросу. Считают, что растить специалиста — это долго, затратно и сложно. Им проще взять уже готового специалиста, не рискуя при этом ничем. Однако эффект получается уже не тот. Именно поэтому государство и должно помочь хозяйствам вырастить своих специалистов.

Реорганизации не будет

— Сегодня в школах очень актуально стало агробизнесобразование. Мы неоднократно писали об учебных заведениях, где дети уже со школьной скамьи проводят собственные исследования, опыты на пришкольных участках…

— Мы будем и дальше развивать систему агробизнесобразования. В настоящий момент мы уже имеем агроклассы в 33 школах и продолжим активно работать с ребятами, учителями, руководством школ и районов по поддержке и профориентации учеников через школьные проекты, семинары, конференции. Мы понимаем, что с детьми начинать работать нужно как можно раньше. Если с третьего класса мальчишка начнет что-то сажать в землю и наблюдать за тем, как оно растет, ему станет интересно. Кроме того, развивая сегмент реального сельского хозяйства, мы включаем и самые современные вещи. К примеру, применение робототехники в сельском хозяйстве. В университет часто приезжают делегации школ. Дети рассказывают, чем они интересуются, и все их начинания мы поддерживаем.

— Раньше университет имел большие земельные наделы, на которых студенты занимались сельским трудом. Что осталось от них сейчас?

— У нас по-прежнему работают учебно-опытные хозяйства. Одно из них, «Семена» в селе Оек, набирает обороты. С прошлого года мы расширили посевные площади, набрали дополнительный штат, купили новое оборудование. В декабре был принят закон о том, что все учхозы вузов будут получать господдержку на развитие. На моей памяти такого никогда не было. Кроме того, по-прежнему будем развивать семеноводство, растениеводство, животноводство. Для экологов, охотоведов, туристов и лесников у нас имеется учебно-опытное хозяйство в Голоустном. Там в их распоряжении 120 тысяч га. В поселке Молодежном у нас также есть учебная ферма и небольшое хозяйство. Посевные площади занимают 120 га. Так что наш вуз развивается, несмотря ни на какие слухи и разговоры.

— Вы сказали о том, что специалистов в сельскохозяйственной отрасли не хватает. Однако университет и сегодня пользуется большим спросом у абитуриентов. Какие направления они выбирают чаще всего?

— Самой востребованной специальностью в этом году у абитуриентов стала ветеринария. Также традиционно они любят земельные кадастры, прикладную информатику, экономику. Спросом пользуются инженерные специализации. Менее охотно выпускники школ идут на классические направления — например, агрономию. Хотя в последнее время она тоже стала подтягиваться. В целом есть небольшое смещение акцента с гуманитарных наук в сторону реальной экономики. В настоящий момент у нас есть 51 направление, но мы работаем и над внедрением новых, как того требует время. У нас уже появилась специализация по робототехнике, аквакультуре, в настоящее время мы думаем над направлением в сфере переработки сельхозпродукции и пищевой промышленности.

Работать в вузе стало престижно

— Вы окончили институт в 1988 году. На ваш взгляд, как сильно изменился вуз и в чем главные отличия того времени и сегодняшнего?

— Во-первых, студентов стало поменьше, а направлений больше. Я уже упоминал о том, что в какой-то момент классические дисциплины стали терять спрос и нам пришлось расширять специальности. Так появился ландшафтный дизайн, земельный кадастр, автомобильное дело и другие. Мы делали все, чтобы привлечь ребятишек в аграрную сферу. Также изменилась структура поступающих. Пять лет назад 96% выпускников 11-х классов шли в высшее образование. Сейчас в университетах появились колледжи, по-

явился такой и у нас — колледж автомобильного транспорта и агротехнологий. Радует, что дети идут увлеченные, с большим желанием учиться. Что касается коллектива университета, на мой взгляд, люди как были разные, так и есть. Сегодня в высшем образовании работать стало престижно, выгодно. Соответственно, появилась реальная конкуренция. Люди стараются дорожить должностью, сохранить свое рабочее место. Каждый человек оценивается по его полезности, нужности в вузе. Постоянно происходит совершенствование педагогического состава.

— Какое внимание вы уделяете науке? Университет всегда славился своими достижениями в этой области.

— Сегодня львиная доля всех научных исследований в сфере сельского хозяйства легла на плечи университетов. Благодаря поддержке Министерства сельского хозяйства РФ мы стали получать финансирование для проведения исследований. Одним из последних достижений наших ученых стало выведение новой породы крупного рогатого скота Сибирячка. Она внесена в селекционный реестр России. Поголовье Сибирячки прекрасно адаптировано к нашему климату и дает много молока. Мы привлекли федеральный институт картофелеводства, иркутскую семенную инспекцию и вместе создали селекционный центр. Оснастили его оборудованием и начинаем работать по овощным и зерновым культурам. Кроме того, планируем проводить исследования, связанные с переработкой дикоросов. В этом году нам предстоит также разработать большой проект «Система ведения сельского хозяйства в Иркутской области». В этой работе должно учитываться все: агроклиматические условия, кадровые, технические возможности... Есть другие мощные проекты, в которых мы принимали, принимаем и будем принимать активное участие. Для этого надо мобилизовать все наши ресурсы и возможности. Схема проста: педагоги должны хорошо учить, студенты — хорошо учиться, техника — хорошо и эффективно работать, а руководитель должен выполнять главную задачу — развивать свой университет. Чем мы сегодня и занимаемся.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments