34 портрета на одном полотне

Прогулка по картине Татьяны Ларевой «Прибытие цесаревича Николая в Иркутск»

23 июня 1891 г. в половине второго часа дня в городе Иркутске на колокольне Крестовоздвиженской церкви, а затем и всех других церквей раздался звон, возвестивший иркутянам о приближении цесаревича Николая.

Многотысячная толпа городских жителей, множество приехавших из окрестных селений обратили свой взор в ту сторону, откуда должен был показаться пароход. Из Богоявленского кафедрального собора начался крестный ход, в котором принимало участие городское духовенство, сельские священники.

Во главе крестного хода шествовали архиепископ Иркутский и Нерчинский Вениамин (Благонравов) и епископ Киренский, викарий Иркутской епархии Агафангел (Преображенский), за ними духовенство в золотых парчовых облачениях, а впереди хор архиерейских певчих в парадных костюмах. Войдя под триумфальную арку, архиепископ Вениамин приготовился к встрече, взяв в руки напрестольный крест.

Около двух часов показался пароход «Сперанский». Он причалил к пристани недалеко от арки. Великий князь Николай Александрович был встречен гласными Думы во главе с городским головой Владимиром Сукачевым, поднёсшим гостю, по русскому обычаю, от города Иркутска хлеб-соль на изящном блюде. 

Поднявшись по лестнице, устланной красным сукном, наследник приложился к Животворящему кресту и был окроплён святой водой.

По окончании приёма Великий князь посетил Девичий институт Восточной Сибири, воспитательный дом, классическую гимназию и промышленное училище, выпил чай в покоях архиепископа Вениамина. Ученицы женских заведений поднесли ему свои рукодельные работы.

Кандидат искусствоведения, живописец Татьяна Ларева написала картину «Прибытие цесаревича Николая в Иркутск». Генерал-губернатор Горемыкин, купцы Сибиряковы, Медведниковы, Базановы, Сиверс, Второвы, представители национальных общин, духовенства. 34 портрета на одном полотне. 

Видимо, время пришло и звёзды сошлись так, что 365 лет — юбилей у нашего города, 130 лет приезда цесаревича Николая в Иркутск, 130 лет ТрансСибу. И 25 лет великолепному Музею истории города Иркутска. Эта картина преподносится в дар музею благодаря поддержке общественности города Иркутска, продолжая великолепные традиции замечательных людей.

На этой картине изображено 34 персонажа.

Когда я задумала написать что-то такое важное, когда бродила по городу, несколько раз обошла вокруг храма на площади, и вдруг раздался колокольный звон.

Это был какой-то такой удивительный знак. Я спрашивала местность, стены: что могло происходить, какое событие? Чтобы был какой-то удивительный подъём, ликование. И вот, знаете, у художника бывает – это называется прозрением, предвидением, фантазией, – мне показалось, что именно вот здесь Кафедральный собор стоял, арка цесаревича была и толпы народа. Ну вот, наверное, этот повод – приезд цесаревича – и был тем толчком, который в общем-то стал сюжетом, темой картины.

21 июня 1891 года все ожидали приезда цесаревича Николая.

Прежде чем войти на престол, русские правители должны были посмотреть, как организуется правление другими государствами. И Николай, будучи ещё 23-летним юношей, поехал: Европа, Азия, Индия, Египет, Япония.

Ну и ещё вспомним о том, что матушка Мария Фёдоровна решила его разлучить с замечательной подругой Матильдой Кшесинской и отправила в дальний путь, чтобы он, не отягощённый личными привязанностями, мог полностью посвятить свою судьбу служению Отечеству.

Будучи мистиком, Николай в Японии обратился к провидцу. И тот сказал: что да, судьба тяжёлая, трагическая тебя ожидает. Тебе нужна большая выдержка. Тебе нужна большая воля и вот этот момент – служения Отечеству. А правитель сказал: «Ты выживешь. Но тебя спасёт палка».

Надо заметить, что, когда Николай был в Японии и проезжал по улице, направляясь в правительственное здание, один из рикш напал на него. Ну вот так и случилось. Один из соратников Николая, тростью отбив удар самурая, спас его.

Потом он был во Владивостоке 11 дней, заложил камень. И потом из Бурятии приехал сюда, в Иркутск. 

Я специально пользовалась документальной фотографией, потому что на одной из выставок меня спросили, не придумала ли я всех этих героев. Нет. Когда я писала картину, моя мастерская превратилась во что-то такое: я расклеивала фотографии, будто телепатически с ними разговаривала, читала о них в архивах, фондах музеев и т.д.

Итак:

Николай со своей свитой, это его спутники-соратники. Поездка была очень долгой, и Сенат, и Синод приняли в этом участие. Самым его близким другом был Эспер Эсперович Ухтомский.

Человек удивительный. Биограф цесаревича, дипломат, исследователь, поэт. У нас в Художественном музее находится его книга с пометками. Называется она «Путешествие цесаревича на Восток». И вот там буквально по дням, по часам расписано, как это всё происходило.

И вот тот самый звон, который я услышала на площади. А площадь была запружена толпой народа. Стекались люди из окрестных сёл, деревень. Все в ожидании приезда Николая. И вот вдали показались пароход «Сперанский» и баржа бурятов, которая везла все хозяйские принадлежности.

Раздалось громогласное «Ура!» на площади, слившееся из единого хора голосов.

Из Кафедрального собора вышла толпа священников в золочёных одеждах в сопровождении певчего хора мальчиков.

После приёма и небольшого обеда начались приёмы даров. Было там всё: общество охотников подарило ему корзины рогов диких коз, были блюда серебряные, были книги, фотографии, были летописи, очень много всего. Ему нужно было всех выслушать, принять, всех отблагодарить. Ещё цесаревич – ещё не царь.

Всё будет потом.

Я не касалась в картине ни того, что было до, ни того, что было после. Мне хотелось показать Иркутск во всей его многогранности, красе и чести.

Когда работаешь над картиной, невольно возникает связь с прошлым.

Иркутск всегда славился благотворительностью сильных мира сего. Они делились своими богатствами, строили музеи, театры, покупали картины, создавали коллекции.

Смотрите видео на YouTube-канале Petrov. Media #ПрогулкиПоСтаромуИркутску #PetrovMedia #Glagol38 #Альянс25

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.